Крайний Север, бескрайние возможности.
Недавно в Петербурге прошли сразу два представительных форума, посвященныхосвоению Севера: «Арктика: настоящее и будущее» и Петербургский международныйинновационный форум. О том, как реализуются планы, и о конкретной пользе длябизнеса и города корреспондент «БД» спросил у председателя Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Германа Широкова.
«БД»: Какую пользу принес городу IX Международный форум «Арктика:настоящее и будущее»?
ГШ: На форуме Петербург смог представить свои арктические компетенции. Наш комитет организовал экспозицию города на Неве, среди экспонентов были ключевые предприятия и организации Северной столицы, интегрированные в вопросы освоения Арктики.
Так, на стенде свои технологии, продукцию и услуги представили около 20 предприятий. Среди них – АО Концерн «Гранит-Электрон», ООО «СЭТИЛА», ООО «ПК “РЭД ФОКС”», Агрофизический научно-исследовательский институт, ОАО «Авангард», ЗАО «Безопасные технологии», ГК «Геоскан», АО «Центр технологии судостроения и судоремонта», АО «Техномарин», АО «РЭП Холдинг» и АО НПП «Радар ммс».
«БД»: На XII Петербургском международном инновационном форуме тоже много говорили об освоении Арктики. С кем были подписаны соглашения?
ГШ: Комитет по делам Арктики заключил соглашения с крупнейшими городскими промышленными объединениями: «Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга», «Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой», «Ассоциацией промышленных предприятий».
«БД»: Раз уж мы заговорили о форумах, то, наверное, нельзя не вспомнить про V Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», участие в котором принял президент России Владимир Путин. Каковы его итоги?
ГШ: Этот форум – действительно самая масштабная площадка. В текущем году на ней собрались более 3 600 представителей российских и международных политических, научных и деловых кругов, общественности, ведущих СМИ. Кстати, в 2019 году Арктический форум посетило в полтора раза больше человек, чем в 2017-м. Мне кажется, это напрямую свидетельствует о росте интереса к нашей теме. В экспозиции, разумеется, был представлен стенд Санкт-Петербурга и компаний, обладающих арктическими компетенциями. Конкретный результат – подписание 45 соглашений на общую сумму 69,8 млрд руб. (учитывая соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной).
«БД»: Какая продукция наиболее востребована в Арктике?
ГШ: В первую очередь – информационные технологии и высокотехнологичное оборудование. В промышленном производстве Арктической зоны РФ широкое применение получит робототехника и роботизирование производственных процессов. В отрасли машиностроения уже сейчас внедряются робототехнические комплексы нового поколения. Они нужны для того, чтобы опосредовать процесс производства от влияния
антропогенного, то есть человеческого, фактора.
«БД»: Есть ли у петербургских предприятий мотивация участвовать в освоении арктического пространства? Как город помогает им?
ГШ: Безусловно, есть. Например, наш комитет создает условия для того, чтобы компании из города на Неве участвовали в госпрограмме «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Коллеги из федеральных ведомств предварительно проанализировали потенциальное участие наших предприятий в ней и подтвердили возможность привлечь их в качестве исполнителей
госзаказов. Это позволит задействовать федеральное финансирование в воплощении городских проектов.
«БД»: Что конкретно имеется в виду?
ГШ: Финансирование предусмотрено на мероприятия, связанные с разработкой и созданием единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса Арктической зоны РФ, а также создание радиоэлектронного оборудования. Общий объем финансирования по этим мероприятиям в 2021–2025 годах – порядка 18,8 млрд руб.
«БД»: Очевидно, что спрос на продукцию для Арктики сейчас есть и будет еще долгое время. Но можно ли прогнозировать, когда он достигнет своего пика?
ГШ: Если оперировать фактами, известными на данный момент, то наибольший объем бюджетных средств в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» заложен в 2023 году. Соответственно, в этот период ожидается наибольшее значение спроса на продукцию для Арктики.
«БД»: Петербург – портовый город. Это поможет нам зарабатывать в арктическом проекте?
ГШ: Да. Могу привести такой пример. В 2019 году был осуществлен тестовый заход атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. На борту судна находилась продукция рыбодобывающих предприятий, работающих в Дальневосточном федеральном округе. За обслуживание в городском порту атомного лихтеровоза было получено более 10 млн руб. Этот рейс стал завершением первого этапа реализации «пилотного» проекта по созданию регулярной действующей каботажной контейнерной линии между Дальним Востоком и Северо-Западом РФ. Создание такой линии на постоянной основе позволит создать новые рабочие места в городе, будет способствовать развитию портовой инфраструктуры, повысит роль Северной столицы как национального и международного торгово-транспортного центра.
«БД»: Расскажите, для чего нужен каталог «Санкт-Петербург – Арктике».
ГШ: Главная цель этого проекта – поддержать поставки продукции, услуг и технологий, которые производятся в Санкт-Петербурге, в регионы Арктической зоны России и страны Арктического совета. В каталоге содержится информация о ведущих промышленных и научно-образовательных организациях Петербурга, интегрированных в вопросы освоения и развития Арктики. Первая презентация состоялась в августе 2019 года на Санкт-Петербургском арктическом конгрессе «Арктика – территория объединения компетенций». Интерес был очень большим.
«БД»: То есть еще одна задача Комитета по делам Арктики – рассказать о продукции петербургских компаний потенциальным заказчикам?
ГШ: Абсолютно верно. Мы ведем комплексную работу. Каталог – лишь одно из направлений. Кроме того, наш комитет проводит пресс-туры, в которых участвуют представители регионов Арктической зоны России и СМИ. Они посещают петербургские предприятия,ознакомляются с продукцией и получают всю необходимую информацию. Например, 31 октября 2019 года состоялся первый выезд на два производства в сфере легкой промышленности – ООО «ПК “РЭД ФОКС”» и АО «ПТК “Модерам”». Представители арктических регионов смогли увидеть производственные циклы и оценить качество продукции петербургских производителей. Такие выезды способствуют увеличению портфеля заказов наших предприятий.
«БД»: Какие еще существуют инструменты?
ГШ: Например, доказывают свою эффективность двух- и трехсторонние видеоконференции с участием представителей бизнеса, науки и образования нашего города с одной стороны, а с другой – арктических регионов. Такой формат позволяет своевременно и эффективно отрабатывать запросы из регионов и, не выезжая за пределы города, обмениваться опытом, компетенциями и наработками.
Уже состоялись видеоконференции, посвященные самым разным темам. Это инновации в обращении с коммунальными отходами на Крайнем Севере; опыт работы Санкт-Петербурга по реализации комплексной программы повышения качества жизни и социализации людей старшего поколения; строительство автомобильных дорог в условиях растепления грунтов; инновационные технологии города на Неве для
развития промышленности и сферы услуг арктических территорий. Также весь год наш комитет осуществляет конгрессно-выставочную деятельность. Она направлена на создание условий для более эффективного продвижения продукции и научно-технологических разработок предприятий Санкт-Петербурга в регионы Арктики.
«БД»: Поделитесь планами на 2020 год?
ГШ: Будем продолжать планомерную работу. В частности, в следующем году запланировано проведение деловых миссий с выездом на территорию Арктической зоны РФ. Цель проведения деловых миссий –
это развитие регионального, торгово-экономического сотрудничества и промышленной кооперации между Санкт-Петербургом и субъектами Российской Федерации, которые полностью или частично входят в состав Арктической зоны РФ.
«БД»: Что в себя включают деловые миссии?
ГШ: Форма проведения деловой миссии в каждом субъекте индивидуальна и отвечает их промышленно-научным интересам. В целом, предусматривается проведение совещаний, конференций, выставок и презентаций с участием петербургского бизнес- сообщества. Ожидаемый результат – расширение промышленного и научно-технического влияния, укрепление имиджа предприятий Санкт-Петербурга, а также продвижение их продукции на внешние рынки и привлечение инвестиций.
Максим Сю