Как создается цифровой мир будущего
Инновации помогают создавать новые направления для ведения бизнеса и оптимизировать производства. Эксперты выделяют несколько основных трендов цифровизации, которые задают то, каким будет бизнес-среда в ближайшем будущем.
По различным оценкам, в 2021 году к интернету вещей подключат уже 25 миллиардов устройств. Это говорит о возрастающей роли концепции digitalfirst («Первым делом – цифровизация»). Эта концепция предполагает, что любой успешный бизнес должен иметь солидные цифровые ресурсы. Например, это могут быть сервисы, позволяющие заказывать еду из магазинов или ресторанов, онлайн-обучение.
С этого года образовательные стандарты Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) прошли «цифровой апгрейд».
«Эта модернизация связана с включением модуля цифровых компетенций, который встроен во все образовательные программы», – подчеркивает руководитель Дирекции основных образовательных программ СПбПУ Людмила Панкова.
Она добавляет, что уже сейчас, при проектировании образовательных программ вуз учитывает изменения в экономике и появление новых профессий, связанных с цифровизацией.
Цифровые двойники
Начальник отдела по взаимодействию с оборонно-промышленным комплексом ИЦ «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ Александр Тамм говорит, что одним из препятствий для внедрения полезных цифровых технологий пока остается неготовность самих сотрудников к обеспечению прозрачности процесса разработки изделия.
Дело в том, что каждое решение в процессе разработки документируется и становится доступно будущим поколениям инженеров, смежным службам. И эта прозрачность многих пугает. Причем речь не идет о размещении данных в открытом доступе (особенно когда дело касается военной техники), ведь данные может видеть только определенный круг специалистов.
По мнению Александра Тамма, в ближайшем будущем состоится переход к интеграции всех поставщиков в единую платформу и обмен между организациями элементами так называемого цифрового двойника (копия физического объекта или процесса, помогающая оптимизировать эффективность бизнеса). Поскольку смежных операций довольно много, необходим переход соответствующих процессов в цифровую среду. Где-то это взаимодействие развивается лучше, например, в автомобилестроении, где-то еще остаются нерешенные вопросы. Но в основном все зависит от конкретной организации, отмечает эксперт.
Александр Тамм поясняет, что составная часть цифрового двойника, так называемая «цифровая тень», собирает информацию с датчиков, скажем, на корабле, и позволяет транслировать данные в базу цифровой платформы.
«Это позволяет еще на этапе разработки, исходя из заложенных параметров и ограничений, предсказать износ той или иной детали. Не просто покрыть весь корпус датчиками, а отслеживать состояние критичных узлов в зонах, определенных на виртуальных испытаниях, предотвращая возможные поломки», – говорит Александр Тамм.
Кибербезопасность
С каждым годом растет количество киберпреступлений. Кроме того, роль кибербезопасности становится все актуальнее из-за увеличения числа сотрудников компаний, пользующихся удаленным доступом. Это позволяет злоумышленникам отыскивать бреши и наносить ощутимый урон интересам компании. В итоге развитие новых методов и систем обеспечения кибербезопасности выглядит как одно из наиболее перспективных направлений, убеждены специалисты.
Причем подобные системы могут применяться в самых разных сферах. К примеру, недавно в Петербурге была создана программа, которая с помощью технологий искусственного интеллекта анализирует сетевой контент и защищает детей от опасной информации. Как пояснили разработчики программного комплекса, в начале этого года в Северной столице наблюдался резкий рост суицидальных проявлений, в том числе среди несовершеннолетних. Это потребовало оперативного реагирования от городских властей и правоохранителей.
Руководитель петербургской Молодежной службы безопасности (МСБ) Леонид Армер много лет занимается борьбой с кураторами «групп смерти». По его словам, история создания такого комплекса связана с программой, которая уже успешно ищет в глобальной сети информацию о распространении наркотиков.
«Специалистами была создана новая база данных по характерным словам, фразам, изображениям, и систему стали учить искать в социальных сетях соответствующие аккаунты. Естественно, система по мере самообучения совершенствуется и перестает считать за «сигнал опасности» какие-то мемы или стихи, говорящие о суициде, но не имеющие к нему отношения», – объясняет Армер.
К слову, борьба с фейками тоже играет все более важную роль. Манипуляторы используют интернет для нанесения репутационного урона и вводят пользователей в заблуждение липовыми сенсациями. Член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина в рамках Недели российского интернета (RIW) заявила: «Мы видим, что рост числа фейков примерно в два раза больше в сравнении с 2020 годом. В прошлом году волонтерами было обнаружено и отработано примерно 35 тысяч фейков на разные темы в социальных сетях. В этом году мы уже видим более 72 тысяч фейковых сообщений».
Беспилотники
Над созданием беспилотного транспорта бьются ученые и компании множества стран. Такие аппараты стали популярным трендом. Однако прежде чем воплотить мечты фантастов прошлого, необходимо решить ряд серьезных задач.
Директор Инновационного института искусственного интеллекта, кибербезопасности и коммуникаций им. А. С. Попова при СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Кирилл Кринкин отмечает, что GoA4 – это наивысший уровень автономности для железных дорог. Однако пока никто так и не создал полностью автономный поезд.
Сейчас ученые работают над структурой управления данными. Как устроен беспилотный поезд или автомобиль? На корпусе беспилотного транспорта устанавливается множество датчиков: камеры, лидары (они нужны для измерения расстояний), радары, гироскопы… Все это оборудование установлено в различных частях поезда. Каждый из этих сенсоров генерирует множество данных. Они передаются на центральный вычислитель. Он должен их обработать и принять решение относительно окружающей обстановки, информацию о которой он получил с сенсоров.
«Производительности существующих внутри поезда сетей недостаточно, чтобы передать все данные. Но это и не нужно. Мы разрабатываем систему, которая позволит выбирать, какую информацию передавать в приоритете, какую позже, а какая в тот или иной момент вообще не нужна. Это поможет центральному вычислителю, который строит трехмерную карту движения и принимает решения, верно обработать данные и адекватно оценивать ситуацию в пути», – рассказывает Кирилл Кринкин.
Для поездов на первом месте безопасность, то есть он должен заранее затормозить или закрывать двери и трогаться, только убедившись, например, что никто из пассажиров не зажат дверью вагона.
«Ответ на вопрос: через сколько лет нас будут окружать полностью автономные транспортные системы – не такой простой. Когда мы говорим о движении беспилотного транспорта в рамках подготовленной инфраструктуры, например выделенной полосы для беспилотных автомобилей, то это наше завтра, мы увидим работоспособные массовые решения раньше чем через 5-6 лет. Если говорить про полную автономность, то это еще далекая перспектива. В целом все движется к созданию обобщенной городской транспортной инфраструктуры с использованием беспилотных и автоматизированных систем», – резюмирует Кирилл Кринкин.
В ожидании прорыва
«Основными трендами остаются магистральные и сквозные технологии, например, развитие искусственного интеллекта, блокчейна и квантовых технологий. Надо сказать, что квантовые технологии, прежде всего, развиваются в области защиты данных. А также способствуют пониманию, как должен выглядеть квантовый компьютер, переход к которому открывает совершенно новые возможности для развития науки и человечества в целом», –говорит глава экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Госдуме РФ Артем Кольцов.
По его мнению, интересным трендом стал запуск компании «Metaversum» Марка Цукерберга – сочетание искусственного интеллекта, блокчейна, виртуальной реальности. Есть прогнозы, которые говорят о том, что этот проект будет очень популярен.
«Многие считают, что развитие этой компании станет качественно новым витком в развитии виртуальной реальности. Там речь идет о цифровых активах и ценностях. И новой реальности, куда можно погрузить человека», – считает эксперт.
По его словам, последние годы виртуальная реальность не была главной темой, но теперь лидеры технологического бизнеса обратили на нее пристальное внимание.
«Для России важно держать фокус на искусственном интеллекте и кибербезопасности, это те области, в которых у нас есть сильные компетенции. Убежден, что следующий год станет прорывным, как для наших предпринимателей, так и общества в целом», – резюмирует Артем Кольцов.
Кстати
Лидерами рейтинга цифровой доступности регионов РФ, по оценке в автономной некоммерческой организации «Диалог», являются Москва и Петербург.
А в это время
Минцифры России сообщило о запуске сервиса независимой оценки компетенций цифровой экономики. Это часть федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». Независимая оценка компетенций — это процедура, с помощью которой можно подтвердить имеющиеся навыки и возможность использовать практический опыт для решения профессиональных задач. Чтобы ее пройти надо перейти на сайт готовкцифре.рф, зарегистрироваться на портале Leader-ID, а затем пройти онлайн-тест.
Автор: Андрей Сергеев