Заменят ли роботы человека. Или они уже это сделали?
Стремительное развитие технологий вносит изменения в различные сферы жизни современного человека. Но что будет дальше? Эксперты оценили место человека в технологическом будущем.
Многие специалисты сходятся во мнении, что государство должно жестко контролировать применение новейших технологий, что позволит избежать социальных проблем и технологического беззакония.
Так, основатель клуба профессиональных руководителей PMPRO.club Арсений Маслов считает, что неконтролируемое развитие цифровых технологий может представлять опасность для общества.
«Мы похожи на детей, которые со спичками бегают по дому. Мы радостно гонимся за технологиями, выводим нанороботов – кричим «Вау!», запускаем новые вещи, которых еще не было, – кричим «Вау!». Мы все диджитализируем, но совершенно упускаем социальный эффект от этих инноваций», – заметил Маслов.
Место в цифровом мире
Арсений Маслов предложил вспомнить начало XIX века, восстание луддитов, выступивших против внедрения машин, которое было вызвано разорением ремесленников и рабочих мануфактур в ходе промышленной революции в Англии.
«Задумайтесь, сколько людей может остаться без работы. Что им тогда делать? – говорит Маслов. – Если тебе 35, то ты можешь легко переквалифицироваться, а если тебе 45-50 лет, куда деваться? Что мы будем делать, когда у нас появится огромное количество людей, которые не могут найти свое место в цифровом мире. Мы их просто на помойку выбросим, скажем, прости, ты устаревший?».
По мнению эксперта, крупные корпорации, например, «Яндекса», Amazon или Google понимают, что главное сейчас – создание экосистем, в которые можно вовлекать людей. Но разрыв между теми, кто владеет этими системами, и теми, кто ими просто пользуется, будет все больше нарастать. А сами экосистемы укрупнятся.
Контроль государства
При этом Маслов подчеркнул, что не является противником технологий. Другое дело, что развитие технологий должно регулироваться.
«Сейчас активно развивается искусственный интеллект (ИИ). Например, в США обсуждается вопрос законодательного регулирования ИИ. В Швеции на государственном уровне обсуждается, каким образом встраивать жизнь страны в технологический прогресс, – говорит эксперт. – Мы должны избежать технологического беззакония. Представьте, что такое бизнес, не ограниченный Федеральной антимонопольной службой, когда что хочешь, то и творишь. Именно государство должно взять на себя ответственность за контроль над технологиями».
Стратегия
Помощник губернатора Новосибирской области, член экспертного совета Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ Марина Ананич заявила, что сейчас государство готово к инновациям и технологическому развитию больше, чем бизнес, образование и другие отрасли.
«Все национальные проекты ориентированы на внедрение инноваций. Это большой прогресс в мышлении власти. Если раньше пытались как-то завуалировать правильную мысль, то сейчас четко прописано, сколько инновационных продуктов должно быть использовано. Особенно это видно на примере дорожного строительства: там указано прямо в процентах – сначала 10, потом 20, 30 и больше. Или программа «Приоритет», цель которой к 2030 году создать более 100 современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Дело в том, что если нет связи с бизнесом и наукой, то и университет не может ничего сделать, добиться какого-то масштабного прорыва», – говорит Ананич.
По ее словам, необходимо строить научно-техническую стратегию на 50 лет вперед, учитывая, что сейчас технологии внедряются настолько быстро, что ею можно не успеть воспользоваться. Стратегия должна учитывать, как технологии изменят жизнь человека, а не просто объявить о разработке новых вариантов искусственного интеллекта.
Достижение цели
Интересно, что научно-техническая стратегия Японии до 2050 года включает такие понятия, как «свобода движения, мышления, свобода в пространстве».
«Не надо давать науке направления, по которым она и так работает. Необходимо задать важный тренд, то есть найти решение ключевых задач, а какими технологиями будут решены эти задачи – второстепенно. Так было и раньше, когда совершался прорыв в освоении космоса или атомной энергетике. Никто не спрашивал, какие технологии нужны, чтобы добиться результата: вот вам задача – решайте ее», – акцентировала эксперт.
Марина Ананич отметила, что о персонифицированной медицине заговорили совсем недавно. Еще американский футуролог РэйКурцвейл утверждал, что к 2032 году будут изобретены нанороботы, которые будут заботиться о здоровье человека, находясь внутри него, пока человек занимается своими привычными делами. Между тем академик РАН Виктор Принц рассказывал о своих разработках наношприца, который может доставлять лекарство в нужное место, в начале 2000-х, но реально проектом занялись совсем недавно. В то же время существует так называемая «Кривая Гартнера» – это графическое отображение цикла зрелости технологий, представляющего собой поэтапный процесс, через который проходит любая инновационная технология.
«На этой кривой выстраивается картина, в каком состоянии та или иная технология, вы можете в нее встроиться и понять, что эта технология будет готова к применению через пять лет, а другая нужна для реализации проекта через 10. Почему это важно? Потому что вы можете разработать наношприц, как Принц, но не будет технологий, способных реализовать проект», – обращает внимание Ананич.
Дело рук не человеческих
Руководитель научного отдела компании Bosch в России Александр Борисов отметил, что уже существует множество технологий, созданных не человеком. Достаточно взглянуть, скажем, на миниатюриализацию.Современные транзисторы размером пять нанометров, уже находятся на уровне атомов.В процессе производства такой продукции используется ИИ, причем так, как этого никогда не сможет человек.
«Эти процессы будут только усиливаться. Заменят ли роботы людей? Роботы заменят людей везде, где это коммерчески выгодно. Робототехника и алгоритмика широко применяется во множестве областей. К примеру, электросварка при сборке автомобиля. Поставим рядом две машины. Какую из них вы приобретете, где сварка сделана роботом известной компании или вручную слесарем шестого разряда? Думаю, чаша весов склонится к роботизированной сварке. К тому же она будет в три раза дешевле. Или расчет эффекта турбулентности в самолетостроении. Это огромный массив данных. Что лучше, если их посчитает компьютер или человек со счетами? У нас есть сферы деятельности, откуда человек вытеснен полностью и никогда туда не вернется», – акцентировал Борисов.
Он добавил, что в то же время есть немало функций, которые искусственный интеллект выполнить не сможет. В психологии или создании инноваций. Все же ИИ сейчас, скорее, система, имеющая возможность осмыслить и взаимодействовать с таким количеством данных, с которыми не сможет работать человек, но еще не полноценный мыслящий интеллект.
Шеринг в медицине
При этом пандемия COVID-19 подстегнула развитие новых технологий и сервисов в медицине.
«Искусственный интеллект вряд ли сможет заменить врача полностью, но может быть хорошим помощником. Пандемия показала, что врачи эмоционально выгорают, устают. Это может влиять на оперативное принятие взвешенных медицинских решений. Чтобы облегчить им работу, можно переложить на ИИ, скажем, распознавание рентгеновских снимков, диагностику заболеваний легких и т.п.», – делится мнением эксперт в области медицины и биотехнологий, генеральный директор ООО «КЕЛЕАНЗ Медикал» Елена Кириленко.
Она обратила внимание, что пандемия подтолкнула новые направления в медицине. К примеру, на Петербургском экономическом форуме обсуждался вопрос развития шеринга (от англ. share – «делить»). Шеринговая экономика несет в себе идею совместного использования товаров и услуг.
«Во-первых, это касается оборудования, которое можно выдать пациенту для реабилитации на дому. Когда человеку требуется определенное оборудование, но только на определенный срок, поэтому покупать его дорого и не очень нужно в долгосрочной перспективе. Это направление может быть востребованным направлением бизнеса и технологическим решением, – говорит Елена. – Еще одна новая идея – шеринг телемедицинских консультаций. В пандемию служба скорой медицинской помощи оказалась перегружена. Когда требуется консультация, ее мог бы дать удаленно врач, который сейчас не занят с другими пациентами».
Производство и диагностика
Закрытие границ из-за коронавируса стало определенным толчком для развития российского производства медоборудования.
«Можно констатировать – если раньше были модульные сборки, отверточные сборки, то сейчас это разработки. К тому же российское оборудование проще ремонтировать и иметь обратную связь с производством. Действительно, российские производства практически в режиме онлайн, получая какие-то пожелания от заказчиков, делают серьезные доработки. Это серьезный прорыв, приятно констатировать, что идет развитие и наших предприятий», – отметила Елена Кириленко.
По ее словам, активное внедрение цифровых технологий в отечественную медицину значительно повышает эффективность многих процессов. Особенно полезны технологии в области диагностики состояния пациента. Любая терапия должна сопровождаться регулярным мониторингом динамики – насколько она эффективна для пациента. Тут помогают современные гаджеты и новые технологические решения, такие как система онлайн-мониторинга и другие.
«За цифровыми сервисами стоят люди»
Пандемия коронавируса в очередной раз спровоцировала слухи о смерти классического туризма, где деньги зарабатываются за счет перемещения человека из пункта «А» в пункт «Б».
«У нас любят «хоронить» классический туроперейтинг, который, поверьте, динамично меняется. Некоторые говорят: я все заказываю на онлайн-платформе, зачем тут люди. Между тем те туры, которые вы заказываете на онлайн-платформах, конструируя свои туры, подготовлены туроператорами. Они сделали продукт удобным, что позволяет вам потреблять продукт в логике своей экономики впечатлений. Словом, за цифровыми сервисами стоят люди», – отметила старший научный сотрудник Центра территориального и городского развития РАНХиГС Наталия Белякова.
Она добавила, что чем более цифровизуется пространство, тем важнее роль эксперта, поводыря по цифровому пространству. И напомнила, что известный шведский экономист и футуролог КьеллНордстрём утверждает, каждые 26 месяцев объем данных в мире удваивается. За этим темпом не успевают ни компании, ни потребители.
«Поэтому делай сейчас или умирай», – сказала Наталия Белякова.
Цитаты
«Скорее, нас ждет светлое будущее. Сейчас мы живем в самом лучшем мире, который был у нас за всю историю. Продолжительность жизни высока, есть локальные войны, но нет глобальных, что в частности стало возможно благодаря развитию технологий и появлению такого сдерживающего фактора, как ядерное оружие. Появление новых технологий способствует тому, что наш мир становится лучше».
(Александр Борисов, руководитель научного отдела компании Bosch.)
«Когда мы говорим о том, что можно создать свою классную идею и реализовать ее, нужно понимать, что большинство стартапов с корнем выкупают крупные корпорации. Лет через 10-15 окажется так, что большинство инновационных идей будет принадлежать крупным корпорациям. Если мы не поймем, как встраивать не системы в нашу жизнь, а как нас встраивать в эти системы, каким образом человек должен найти свое новое место в мире технологий, либо человечество закончится, либо получим социальный взрыв».
(Арсений Маслов, основатель клуба профессиональных руководителей PMPRO.club.)
На заметку
Согласно исследованиям Boston Consulting Group, к 2035 году исчезнет 56% текущих профессий.
Андрей Сергеев