Страсти по сыру
Государство все активней использует различные инструменты контроля. Насколько они эффективны и как реагирует пищевой рынок на борьбу с подделками, попробовал разобраться корреспондент «БД».
Официальная статистика говорит о том, что в 2019 году рынок сыров «обелился». Так, доля фальсификата молочной продукции в России снизилась с 21% до 17%, отчитался Россельхознадзор. Это связывают с разделением продуктовых полок в магазинах на «молочные» и «немолочные» и внедрением с 2015 года системы «Меркурий», оператором которой является как раз Россельхознадзор. Включиться в нее должны были абсолютно все предприятия, участвующие в обороте животной продукции: от заводов до магазинов и ресторанов. В июле 2018 года «Меркурий» заработал для мясной продукции, а с 1 ноября 2019 года стал обязателен для «молочки».
Тем не менее система неоднократно подвергалась критике со стороны экспертов и участников рынка. В частности, они отмечали сложности с выявлением фальсификата: например, «Меркурий» вполне допускает «производство» говяжьих котлет из… свинины.
На страже стандартов
На «Меркурии» борьба с фейковой продукцией на полках ретейлеров не закончилась. В июне 2019 года за нее взялся Минпромторг, который тоже решил покончить с фальсификатом. Чиновники предложили поправки в КоАП, которые ужесточают санкции за нарушение стандартов при изготовлении различной продукции. Так, при первом нарушении штраф может вырасти с 600 тыс. до 1 млн руб., а при повторном придется заплатить 3% от суммы выручки с данного вида продукции за предшествующий календарный год – не менее 2 млн руб. Участники рынка инициативу не оценили. Тогда же ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят X5 Retail Group, «Лента» и «Магнит», попросила Минпромторг отказаться от ужесточения наказаний, которые грозят ретейлерам огромными штрафами, сообщала «Фонтанка.ру».
Также летом стартовал эксперимент по маркировке молочной продукции, но ведущие игроки рынка отказались в нем участвовать, посчитав, что система дублирует «Меркурий». Кроме того, если последний стоил бизнесу несколько млрд руб., то маркировка обойдется в более солидную сумму. По оценкам экспертов «Союзмолока», стоимость инициативы составит около 20 млрд руб. в год: во столько отрасли обойдутся коды для всей молочной продукции. Еще около 25 млрд руб. может понадобиться на покупку специального оборудования.
Партизаны варят пармезаны
«За два года в своей торговой сети выявили один случай подделки: сливочный сыр по составу на самом деле оказался немолочным продуктом», – рассказал «БД» Александр Мышинский, глава группы компаний «Реалъ». По словам предпринимателя, подобные происшествия происходят в крупных гипермаркетах не так часто, но возможны в небольших магазинах формата «у дома». Это объясняется тем, что обычно продукту очень сложно попасть в сети: он проходит серьезные проверки перед тем, как быть допущенным на полки. «В то же время продажа горького или молочного шоколада по 35 руб. за плитку под известной торговой маркой не считается подделкой. И неважно, что он существенно отличается от аналогичного товара в Европе», – сетует бизнесмен. Впрочем, с позицией ретейлера согласны не все. По оценке Михаила Лачугина, консультанта по продвижению продукции региональных производителей в торговые сети, доля фальсификата на полках составляет 50–70%. Специалист объясняет: большинство местных предприятий не имеет достаточных мощностей для изготовления сыра или масла, поэтому они идут на хитрости. Летом 2019 года организация «Общественный контроль», исследовав
прилавки петербургских магазинов, отчиталась, что 12 из 13 образцов мягких сыров, представленных в магазинах Петербурга, являются фальсификатом – чаще всего изготовители подменяют молочный жир растительным. По словам экспертов, это популярная практика. «Например, почти все производители мороженого полностью или частично заменяют обычное молоко сухим. При тех объемах
производства, на которые они выходят, иначе и быть не может. Даже маркировка товаров сильно не изменит ситуацию на рынке, разве что местные игроки укрепятся и нарастят сырьевую базу. Тогда есть шанс», – говорит Михаил Лачугин.
Между тем опрошенные «БД» петербургские производители сыров не сталкивались с подделкой своей продукции. Так, Джанфранко Лаино, совладелец ООО «Сорренто СПб», о таких случаях не слышал. «Мы работаем с оптовиками, и у нас прямая обратная связь. Как бороться с фальсификатом? Покупать напрямую у производителей или их дистрибьюторов», – рекомендует предприниматель.
Бодрый рынок
С 2014 по 2018 гг. объем продаж сыров в России сократился на 2,9% – с 709 тыс. тонн до 689 тыс. тонн. В 2015 году реализация сыров снизилась на 6,8% из-за продовольственного эмбарго и кризисных явлений в экономике, сообщал BusinesStat. В 2016–2018 гг. продажи, напротив, росли. Самыми востребованными видами сыров оказались твердые и плавленые. В 2018 году на долю твердых приходилось 61,1% от общего объема розничных продаж, на долю плавленых – 14,5%. Вместе с продажами растет и объем производства. В январе-ноябре 2019 года количество продукции, изготовленной в России, составило 478 тыс. тонн, сообщал Росстат. По сравнению с тем же периодом 2018 года показатель вырос более чем на 10%. С учетом запуска новых мощностей к 2023 году производство может увеличиться более чем на 39% к объему 2018 года, прогнозирует национальный союз производителей молока «Союзмолоко».
Цифры (врезка)
Производство сыров в России и СЗФО в натуральном выражении
РФ
2017 г. – 461 562 тонн
2018 г. – 472 638,09 тонн
2019 г. – 523 869,66 тонн
Северо-Западный федеральный округ
2017 г. – 23 975 тонн
2018 г. – 25 337,56 тонн
2019 г. – 19 817,06 тонн
Михаил Лачугин, предприниматель, консультант по продвижению продукции региональных производителей в торговые сети
«Зачастую потребитель реально не знает, откуда приезжает продукт. На территории стран СНГ работают огромные логистические комплексы, в которых собираются продукты питания из Южной Европы, в частности, Белоруссии, Польши, Сербии, а также Украины, поставки товаров которой ограничены в Россию. Затем продукты отвозятся на заводы и фасуются. В таком случае никакой “Меркурий” не служит гарантией качества продукции. Пока ситуация не катастрофическая, но критичная. Даже на петербургском рынке основная масса товаров обезличена. В результате полностью нельзя быть уверенным ни в качестве литра молока, ни в куске сыра или пачке масла». Сергей Остапов, владелец фермы-сыроварни «Деревня» «Производители, которые дорожат своей репутацией, не переходят за рамки допустимого,
даже чтобы добиться конкурентного преимущества. Ведь если в состав сыра добавить растительное масло и не указать это на упаковке, то продукция по стоимости выходит значительно дешевле натуральной. Причем диктует новые правила игры не столько предпринимательская жажда сверхприбыли, сколько низкая покупательная способность населения. Идет ожесточенная борьба за каждого клиента. Технологи сейчас бьются над тем, чтобы точно повторить цвет, вкус и органолептику продукта, но при этом максимально уйти от использования дорогостоящих биологических элементов. В то же время молоко в Саудовской Аравии повсеместно производится из сухого молока, но не из белково-жировой смеси, которая вредна. В итоге мы должны прийти к тому, что состав честно будет
указываться на этикетке, а потребителя перестанут вводить в заблуждение с помощью приятной картинки, упаковки и слов вроде “фермерский” или “био”. Товары же распределят по разным полкам в зависимости от состава».
Сергей Остапов, владелец фермы-сыроварни «Деревня»
«Производители, которые дорожат своей репутацией, не переходят за рамки допустимого, даже чтобы добиться конкурентного преимущества. Ведь если в состав сыра добавить растительное масло и не указать это на упаковке, то продукция по стоимости выходит значительно дешевле натуральной. Причем диктует новые правила игры не столько предпринимательская жажда сверхприбыли, сколько низкая покупательная способность населения. Идет ожесточенная борьба за каждого клиента. Технологи сейчас бьются над тем, чтобы точно повторить цвет, вкус и органолептику продукта, но при этом максимально уйти от использования дорогостоящих биологических элементов. В то же время молоко в Саудовской Аравии повсеместно производится из сухого молока, но не из белково-жировой смеси, которая вредна. В итоге мы должны прийти к тому, что состав честно будет указываться на этикетке, а потребителя перестанут вводить в заблуждение с помощью приятной картинки, упаковки и слов вроде “фермерский” или “био”. Товары же распределят по разным полкам в зависимости от состава».
Источник: ЕМИСС
Екатерина Федорова