ИСТОРИЯ СО СМЫСЛОМ
Категория культуры имеет бесконечное количество определений и толкований. И они не только о театрах и библиотеках. Когда возникают споры о важных общественных проблемах, почти всегда заходит речь о культуре: спорим о пьянстве – говорим о культуре употребления алкогольных напитков, обсуждаем стрельбу в общественных местах – жалуемся на недостаток культуры обращения с оружием, раздражаемся на мусор – говорим об экологической культуре. Культура выступает как некий свод правил, которые человек соблюдает, чтобы быть успешным самому, но не мешать другим. В этом же контексте часто говорят о культуре предпринимательства. Этот многозначный термин можно употребить одновременно с привязкой к определенному месту, территории, городу. Давайте поговорим о культуре предпринимательства по-петербургски.
Сословные условности
Конечно, основной толчок к ее развитию дали Петровские реформы с несомненным западным влиянием. Однако нужно понимать, что на протяжении всей истории Российской империи предпринимательство находилось под прессом сословного деления. И лишь для некоторых групп населения оно было позволительно и поощряемо. К примеру, торговля и организация промышленных предприятий были в руках у купечества. Государство подталкивало и высшее сословие к организации предприятий, но в силу негласных культурных правил среди российских дворян стремление к прибыли зачастую осуждалось, а жить по средствам считалось вульгарным. Крестьяне, особенно крепостные, наоборот, не рассматривались как потенциальные предприниматели. Чаще они сами были источником прибыли и, еще того хуже, товаром. Им приходилось развивать торговлю и промышленность, прикрываясь именем хозяев, и зачастую терять все достигнутое из-за их произвола.
Столичные отличия
Вот в такой непростой обстановке развивалась петербургская предпринимательская культура. Ее было легко отличить, например, от московской. Москва не зря считалась купеческой. А Петербург был сферой формирования нового слоя предпринимателей: владельцев промышленных производств, банкиров, а также ширящейся группы акционеров, как крупных, так и мелких. В Петербурге – государственные контракты, особенно железнодорожные, судостроение, каменное жилищное строительство и внешняя торговля. Грандиозный рывок в развитии предпринимательства приходится на вторую половину XIX – начало ХХ века. После отмены крепостного права поток «внутренних трудовых мигрантов» – освобожденных без земли крестьян – хлынул в города, а в Петербург – в первую очередь. За последние для империи 60 лет сложилась ситуация с высоким спросом на рабочие места и исключительно низкими запросами по уровню заработной платы. Предпринимателю на стройке или при добыче полезных ископаемых было проще нанять, например, несколько десятков женщин с корзинами для переноски земли, чем установить транспортер. Изначально формировавшуюся предпринимательскую культуру вряд ли можно было назвать «продвинутой» или «гуманной». Безразличное отношение к работникам, тяжелые условия, продолжительный рабочий день, штрафы и локауты (массовые увольнения недовольных) были ее полноценными составляющими.
Роль личности
Но ситуация менялась – как под влиянием западной деловой культуры, с которой петербургские предприниматели сталкивались чаще других, так и изнутри. Хочется рассказать о таком удивительном для своего времени примере нового подхода: это история Петра Михайловича Горбунова и Красносельской бумажной фабрики. Фабрика появилась еще в первой четверти XVIII века и дала начало Красному Селу, нынешнему району города. В 80-е годы XIX века фабрика находилась во владении семьи Печаткиных. На нее устраивается молодой инженер-технолог Петр Горбунов, который вскоре женится на внучке одного из владельцев. Молодой человек становится управляющим и входит в число акционеров фабрики. Казалось бы, традиционный путь амбициозного предпринимателя. Но на вверенном ему предприятии Горбунов разворачивает невероятную для того времени деятельность. Приведем цитату из одного поразительного документа. 1918 год, фабрика национализирована, Горбунов отстранен, а рабочие просят и даже требуют его возвращения в качестве руководителя производства: «Мы… бывшие сотрудники инженер-технолога Петра Михайловича Горбунова, рабочие и служащие Красногородской бумажной фабрики настоящим удостоверяем нижеследующее: П.М. Горбунов много способствовал развитию фабрики в области технического усовершенствования, и ее расширению, и экономическому подъему… Кроме работы техническо-производственной, П.М. Горбунов много поработал в области улучшения условий труда на фабрике, несмотря на самое реакционное время. Так, единственно благодаря его настояниям введен в 1907 году на Красногородской фабрике 8-часовой рабочий день для сменных рабочих вместо 12-часового; в это время еще ни на одной из бумажных фабрик Северного района 8-часовой день введен не был. По его личной инициативе и энергичным настояниям было построено на фабрике 2-классное училище для детей трудящихся с пятилетним курсом с индустриальным уклоном, а также большой народный дом (на 800 человек), столовая для рабочих, библиотека-читальня (которую посещали более 5 000 человек в год), театр, ясли; им же был организован рабочий кооператив». Действительно, Петр Михайлович кардинальным образом меняет подход к рабочему человеку. Он не видит в нем лишь источник обогащения и предпринимает все усилия, чтобы создать для трудящихся хорошие условия жизни.
Культура управления вместо революции
Новая социальная политика получила развитие при строительстве «Фабричного поселка» – комплекса жилых зданий для рабочих и служащих. По сути, это был небольшой город со всем необходимым для жизни рабочих. Для холостых было построено общежитие, по принятому тогда выражению – «казарма». Для семейных же были возведены коттеджи. Они представляли собой отдельно стоящие, по преимуществу двухэтажные дома на восемь квартир каждый. Квартиры были двухкомнатные, с кухней. В них был водопровод, проведенный из дудергофских ключей, ватерклозеты, электрическое освещение. Дворы были канализированы, и везде, где позволяло расположение, посажены деревья и кустарники, разбиты клумбы цветов, организованы детские площадки, установлены спортивные снаряды и садовые скамейки. При школе был разбит плодовый сад и «огород педагогического характера», на озере устроены купальни. Для рабочих и служащих была также возведена «прекрасно устроенная кирпичная баня». Больница при фабрике существовала еще при прежних управляющих, П.М. Горбунов ее расширил. Был увеличен штат, который при нем состоял из доктора, фельдшера и акушерки. Бесплатной была не только медицинская помощь, но и медикаменты. К этому следует добавить выплату пенсий рабочим, трехмесячное пособие на время болезни, денежные пособия роженицам, ссуду под жалование и вознаграждение за долговременную службу. В результате среди рабочих фабрики к 1910 году более 100 человек проработали на ней свыше 10 лет, а более 60 – свыше 15 лет. Красносельская бумажная фабрика Печаткиных под руководством П.М. Горбунова стала удивительным социальным экспериментом, в ходе которого была создана модель де-факто партнерских взаимоотношений между руководством, владельцами и рабочими. Ее обошли стороной стачки и забастовки 1905 и 1917 гг. Бороться пролетариям тут было не за что: все их требования были удовлетворены, еще не будучи сформулированными. После революции фабрика продолжила свою работу. Сам же П.М. Горбунов как раз накануне выпустил коллективную монографию «Охрана жизни и здоровья рабочих». Если бы такой опыт социального партнерства был широко распространен – кто знает, может, мы бы смогли избежать массы социальных потрясений ХХ века. В судьбе Петра Михайловича – вся судьба петербургского предпринимателя. Не из дворян, образованный (техническое высшее), воспитанный, успешный, он все-таки вынужден был оставить и свое детище – фабрику – и революционный Петроград. Кончился его бизнес, и кончилось предпринимательство в стране. А как возрождалась предпринимательская культура в Петербурге – предмет, наверное, отдельного разговора.