ДОРОГАЯ ШКОЛА
Обычно в сентябре школьный базар еще в самом разгаре. Что изменилось сегодня, куда стремятся цены и как чувствуют себя на этом рынке предприниматели Петербурга – в сезонном материале корреспондента «БД».
Петербургский малый бизнес – производители и предприятия торговли – весь год готовились к началу учебы в школах и еще надеются заработать, увеличив свой оборот к концу сентября на 50–100%. И хотя, по данным Петростата, покупательская способность населения по-прежнему снижается, а магазины отмечают, что поредели ряды поставщиков детских и канцелярских товаров, чадо в школу все равно собирать надо, и в этом году рынок школьных принадлежностей почувствовал оживление уже с середины лета.
По обе стороны прилавка
Как утверждают продавцы, если раньше покупатели отдавали предпочтение брендовым товарам, то сейчас больше интересуются функционалом. «Если это ручки, – говорит Екатерина Морозова, генеральный директор ООО «Савва Мануфактуринг» и сети канцелярских магазинов Savva, – то лишь бы они писали. Спрашивают недорогое и небрендированное, но все, что необходимо».
В августе канцелярские магазины по-прежнему неплохо зарабатывали. Полная канцелярская экипировка в школу, по подсчетам специалистов торговли, стоит от 3 до 5 тысяч руб., а минимальный набор канцелярских принадлежностей, по версии сети «Магнит», – 486 руб.
В основном канцелярские товары родители приобретают в крупных сетевых супермаркетах – «Ленте», «О’KЕЕ», «Ашане», «Метро Кэш энд Кэрри» – и на районных ярмарках, где цены ниже.
Однако неплохо, с точки зрения выручки, чувствуют себя и специализированные отделы школьных принадлежностей в крупных универмагах, таких как Большой Гостиный двор и «Московский».
Также в настоящий школьный базар превратилась старейшая петербургская книжная ярмарка, расположенная в ДК им. Крупской. «У нас круглогодичный школьный базар», – сообщили в администрации ярмарки, где работают примерно 200 малых торговых предприятий, 50% которых торгуют именно школьными принадлежностями: канцелярией, учебными пособиями, а также школьной формой, ранцами и рюкзаками.
Государство вам в помощь
Есть на отечественном – и городском, соответственно, – школьном рынке еще один знаковый драйвер – госзаказ. Благодаря этому механизму государство поддерживает остальных участников рынка: производителя и родителя.
Так, учебники и учебные пособия в основном печатает издательство «Просвещение», но родители на них обычно не тратятся. Школы получают все необходимое по госзаказу и распределяют среди учеников через библиотеки.
Мебель для школ также закупают по госзаказу. Если сумма составляет до 5 млн руб., тендеры проводит районная администрация или сама школа. Участвуют в тендерах предприятия из любого региона страны, и потому петербургские школьники могут сидеть за партами, изготовленными в Пензе, Новгороде и даже Белоруссии.
Мебель школьника для дома продают многие петербургские магазины мебели, хотя основную нагрузку на себя берет «ИКЕА». Впрочем, малый бизнес тоже активно участвует в продажах мебели. Согласно данным системы «2ГИС», в городе действует более 90 магазинов, торгующих детской мебелью. Так, например, петербургская сеть «Ваша комната. РФ», торгующая онлайн и офлайн, работает с 50 производителями из Петербурга, Москвы, Новгородской области, Пензы и других городов.
Другой крупнейший производитель школьной и офисной мебели, активный участник госзаказа – «Центр учебного оборудования» – продает мебель в Петербурге и Москве, однако его производство находится в Республике Беларусь. Но за качество и безопасность переживать не стоит. Предприниматели утверждают, что государство здесь жестко контролирует процесс: без соблюдения ГОСТов и требований безопасности производство и продажа детской мебели в России невозможны.
Форменный бизнес
Чаще всего родители школьников откладывают покупку формы на последние две недели августа, что влечет за собой увеличение спроса на 100%.
Как рассказали на петербургском швейном предприятии «Детская мода», компания производит и продает, собственно, не школьную форму, а отдельные предметы из нее: брюки, пиджаки, жилеты, сарафаны, рубашки. Средний чек покупки для одного школьника составляет 5,5–6 тысяч руб., а добавление одного предмета в комплект повышает цену примерно на 1–1,5 тысячи руб.
Наталья Галкина, коммерческий директор старейшего петербургского швейного предприятия «Салют» (на рынке 27 лет), говорит, что цены на готовые изделия производства фабрики за год выросли всего на 3–5%. «Все зависит от колебаний курса валют, – объяснила она, – для производства школьной формы мы закупаем только импортные ткани, которые соответствуют рекомендациям безопасности Министерства образования РФ». Директор уточнила, что такие ткани в России пока не производят.
На фабрике «Салют» шьют не только школьную форму, но прежде всего одежду для школьников универсального назначения – из вискозы, хлопка, смесовых тканей. В коллекции – 70 моделей в пяти группах по полноте. Средний чек на школьную форму от «Салюта» составляет 10–11 тысяч. Рост объема производства за год на фабрике оценивают примерно в 10% и говорят, что готовы его поднять. Продукцию реализуют в семи собственных магазинах в Петербурге.
Рюкзакам в России лучше
«Самый востребованный товар, – отмечают в компании «Море рюкзаков», – ортопедические ранцы и рюкзачки немецкого производства, изготовленные согласно российскому ГОСТу». Ценовой диапазон всех товаров магазина – от 3 до 17 тысяч руб., и все они пользуются спросом. Выручка в августе – начале сентября выросла на 100% минимум, без покупки не уходит практически никто. Всего представлено 300 видов продукции от 100 производителей. Среди них и местная компания UFO People, которая шьет рюкзаки как в Китае, так и в Петербурге.
Ассортимент UFO People составляют 100 моделей рюкзаков примерно в 10 цветах. Кроме магазинов, фирма торгует на интернет-площадках Ozon, Wildberries и других. Конец лета – начало осени – это также самое урожайное время для компании, поставки в торговлю увеличиваются в геометрической прогрессии. Однако здесь жалуются на трудности: покупательская способность падает, оптовики просят отгружать им товар «дешевле и еще дешевле», а тем временем шить в России уже выгоднее, чем в Китае, что не может не радовать производителя, но найти специалистов, особенно швей, даже в Петербурге практически невозможно. В Поднебесной, которая в прежние годы привлекала низкими ценами на производство, растет уровень зарплат, и производить там стало невыгодно.
Мнения экспертов
Екатерина Морозова, основатель сети канцелярских магазинов Savva:
«Если раньше пик продаж приходился на последнюю неделю августа, то теперь родители собирают детей в школу в середине августа – примерно с 15-го по 25-е. Самый востребованный товар – тетрадки и дневники. Для повышения среднего чека канцелярские магазины и отделы канцелярии в сетевых супермаркетах предлагают различные “модные штучки”, пользующиеся популярностью у школьников и студентов: пеналы с единорогами, ламами, значки, брелоки, настольные игры и прочее. Как правило, родители идут на поводу у детей и покупают им эти маленькие радости».
Наталья Боярская, генеральный директор швейного предприятия «Детская мода»:
«Закупочные цены на материалы для изготовления школьной формы за год выросли примерно на 10–12%. Но мы не повышаем розничные цены и делаем скидку 20% на коллективные заказы. У нас закупают форму около 120 петербургских школ. В этом году спрос на продукцию начал активно расти уже в середине июля. Это касается розничных магазинов, а заказы школ мы собрали еще в апреле и доставили их в конце мая».
Светлана Молчанова, президент Союза производителей легкой промышленности:
«С 2016 года покупательская способность населения упала на 38% и продолжает падать. Этот процесс неизбежно отражается на производителях. К ним, в свою очередь, повышаются требования по сертификации, маркировке товаров, а это дополнительные затраты, которые снижают рентабельность бизнеса. Петербургские производители школьных товаров жалуются, что уже сократили производство на 50%, так как, по их исследованиям, купить их продукцию в состоянии сегодня всего 12% населения. По нашим данным, на рынках и барахолках города продается множество несертифицированной продукции, произведенной неизвестно где без всяких норм и требований к школьной форме, и петербуржцы покупают, так как школьная форма за 10 тысяч не всем по карману».
Аналитики производителя онлайн-касс «Эвотор» (часть экосистемы Сбербанка) уже оценили, сколько стоит базовый комплект школьника.
Для анализа использовались данные с более чем 500 тысяч смарт-терминалов «Эвотор», расположенных в торговых точках малого и среднего бизнеса.
По информации компании «Эвотор», в базовый комплект школьника вошли: карандаши (8 штук), письменные ручки (2 штуки), ластик, линейка, точилка, альбом для рисования, кисти, тетрадки (12 штук) и обложки для них, дневник, пенал, рюкзак.
В 2018 году такой комплект в России в среднем стоил 2 471 руб., в 2019-м подорожал на 5% – до 2 594 руб.
Самый дорогой комплект оказался в Москве: в 2018 году он стоил 3 029 руб., в 2019-м вырос в цене на 5% – до 3 179 руб.
В 2018 году средняя стоимость комплекта в Петербурге составила 2 730 руб., в 2019-м выросла на 7% – до 2 911 руб.