ГЧП ПОЛНОГО ЦИКЛА
С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О КОНЦЕССИЯХ В 2005 ГОДУ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (ГЧП) И КОНЦЕССИИ СТАЛИ ВАЖНЫМ АСПЕКТОМ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕТЕРБУРГА ВЫСТУПИЛО ИНИЦИАТОРОМ РАЗВИТИЯ ГЧП НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ, И В 2006 ГОДУ В ГОРОДЕ БЫЛ ПРИНЯТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОН, УЧИТЫВАЮЩИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГЧП. С ТЕХ ПОР РЯД ДРУГИХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ ТАКЖЕ ПРИНЯЛ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ О ГЧП. ОБ ЭКОНОМИКЕ ПОДОБНЫХ ПРОЕКТОВ РАССКАЗАЛ ЭКСПЕРТ АЛЕКСАНДР ВОРОНЮК.
В 2014 году в Федеральный закон о концессиях были внесены поправки, отразившие уроки, извлеченные из опыта применения закона, и сделавшие его более привлекательным для частных инвесторов. Кроме того, в 2015 году был принят Федеральный закон о ГЧП, который заменил региональные законы и обеспечил общую правовую базу для осуществления проектов ГЧП в стране.
Законы о ГЧП и концессиях довольно схожи, но имеют определенные важные отличия. Например, закон о ГЧП охватывает более широкий список отраслей и разрешает владение активами проекта частным партнерам. В то же время, в соответствии с законом о концессиях, на практике, как правило, легче обеспечить со-финансирование со стороны государства.
На сегодняшний день целый ряд проектов ГЧП/концессий успешно прошел стадию конкурса и был реализован. Подавляющее большинство крупных проектов реализовано в транспортной отрасли, хотя по количеству небольших проектов лидирует жилищно-коммунальный комплекс. Группа ВТБ является лидером на российском рынке ГЧП/концессий: суммарно с 2008 года в портфолио проектов группы были привлечены российские и иностранные инвестиции на сумму более 16 млрд долларов, из них почти 6 млрд – кредиты и собственные средства Банка ВТБ. ВТБ участвовал в большинстве флагманских ГЧП/концессионных проектов в России в качестве ведущего инвестора, кредитора и финансового консультанта. В составе группы ВТБ сформированы и успешно работают специализированные компании, которые выполняют функции технического заказчика и оператора в проектах ГЧП. Таким образом, ВТБ на сегодня является уникальным для российского рынка ГЧП/концессий игроком с объединенными финансовыми и техническими возможностями, а также экспертизой.
Мы видим «взросление» российского рынка ГЧП/концессий, включая тенденцию более активного участия пенсионных фондов в финансировании проектов, а также применение механизмов ГЧП в новых секторах, таких как логистика, медицина, образование, превращение строительных подрядчиков в новых игроков-инвесторов, как, например, «ВИС» и «Автобан».
Наиболее интересные и значимые сделки были заключены в транспортной отрасли, включая аэропорты, автомобильные дороги, мостовые сооружения и железные дороги.
В российском аэропортовом секторе 9 из 10 крупнейших аэропортов уже полностью или частично приватизированы. Аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге был модернизирован на частные средства по схеме ГЧП. Пулково – четвертый по величине аэропорт России с пассажиропотоком в 18,1 млн пассажиров в 2018 году (на рынке с общим размером около 180 млн пассажиров). Несмотря на жесткую конкуренцию, открытый международный конкурс, проведенный в 2008–09 годах, выиграл консорциум во главе с ВТБ Капитал и Fraport (Германия). Согласно 30-летнему соглашению о ГЧП, консорциум обязался реконструировать и эксплуатировать аэропорт в соответствии с требованиями уровня IATA C.
Консорциум привлек 1,7 млрд долларов для расширения мощностей аэропорта и строительства нового терминала, включая 700 млн долларов средств акционеров и 1 млрд долларов кредитов от синдиката 13 международных банков во главе с ЕБРР и МФК. В проекте ГЧП Пулково необходимо отметить как минимум две значимые особенности. Во-первых, сделка была осуществлена на условиях полной самоокупаемости: не требовалось никаких государственных гарантий или субсидий. Более того, победивший консорциум обязался передавать 11,5% своего годового дохода в качестве «платы за концессию» городу. Во-вторых, консорциуму ВТБ Капитал – Fraport удалось привлечь финансирование в период финансового кризиса благодаря качественной структуре проекта, включая оптимальное распределение рисков сторон, договор на строительство под ключ с фиксированной ценой и надежный обеспечительный пакет для кредиторов. Пулково – это история успеха схемы ГЧП: в 2014 году был завершен этап расширения аэропорта в контрактный срок и в рамках бюджета проекта, что превратило Пулково в узловой аэропорт мирового класса.
Пулково является первым в России примером проекта ГЧП, прошедшего полный инвестиционный цикл, от коммерческого закрытия до вторичной продажи инвестиции. В октябре 2016 года суверенный инвестиционный фонд Катара приобрел 24,99% долей в Пулково за 240 млн евро, оценив аэропорт на уровне, сопоставимом с высококачественными международными активами. В сентябре 2017 года была реализована новая сделка ВТБ по продаже 25% долей аэропорта консорциуму Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Mubadala (Абу-Даби), а также ряду других иностранных инвесторов.
В последние годы российский автодорожный сектор является центром активности при развитии проектов ГЧП и концессий. На рынок были выведены как федеральные, так и региональные проекты. На федеральном уровне наиболее значимыми являются новая платная дорога М11 между Москвой и Санкт-Петербургом (участки 7–8 в Северо-Западном федеральном округе) и Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московской области (участки 3–4). Другие участки этих дорог реализуются либо не в рамках концессии (т.е. через госзаказ или инвестиционные контракты), либо при поддержке прямых государственных гарантий (например, участки 1–2 М11).
Проекты M11 и ЦКАД схожи во многих аспектах: оба являются новыми платными дорогами в центральных регионах России с государственной компанией «Российские автомобильные дороги» в роли концедента. При этом они опираются на структуру «платы за доступность», финансируются с привлечением существенных капитальных грантов исключительно в рублях и реализуются в соответствии с Федеральным законом о концессиях. Ключевыми различиями между проектами являются сроки, распределение рисков и волатильность рынка на стадии конкурса. Конкурс по M11 (участок 7–8) был проведен в 2013 году, что позволило участникам торгов подготовить конкурсные предложения в рамках ограничений по сумме выделенного капитального гранта. Конкурс выиграл консорциум, в который вошли ВТБ Капитал и VINCI Concessions (Франция). Проекты ЦКАД были предложены рынку в 2015 году, в условиях волатильности рынка. В результате конкурсы ЦКАД были менее конкурентными и не смогли привлечь сильных международных участников. Финансовое закрытие по М11 (участки 7–8) произошло в 2015 году. Помимо капитального гранта, было получено безрегрессное проектное финансирование на сумму более 22 млрд руб. от российских банков и пенсионных фондов, а также 4 млрд руб. от акционеров.
Основная часть проектов ГЧП/концессии в России финансируется исключительно в рублях, что ограничивает аппетиты международных инвесторов, подрядчиков и операторов. Поэтому основное внимание уделяется мобилизации рублевой ликвидности у российских банков и пенсионных фондов. Особенно важной представляется мобилизация значительных ресурсов российских пенсионных фондов, которые ранее в основном не участвовали в концессиях из-за нормативных ограничений.
Новаторская структура финансирования была использована ВТБ в сделке с M11: наряду с привлечением кредита от Банка ВТБ проектная компания выпустила рублевые облигации сроком на 15 лет на общую сумму 13 млрд руб. Облигации приобрели шесть крупных российских пенсионных фондов, включая фонд, управляемый ВТБ. Для достижения этого облигации были обеспечены залогом прав по концессионному соглашению и счетам, получили высший рейтинг от российского кредитного агентства и листинг на Московской фондовой бирже. Держателям облигаций также была предложена привлекательная комбинация фиксированного купона во время строительства и купона с привязкой к инфляции на стадии эксплуатации. Это позволило привлечь пенсионные фонды в качестве дополнительного источника финансирования российских концессионных проектов, опираясь на подобный успешный опыт на международных рынках ГЧП.
На региональном уровне активность дорожного сектора была умеренной, поскольку ГЧП и концессии все еще являются достаточно новым механизмом закупок для региональных органов власти. Безусловно, самым крупным региональным проектом стал Западный скоростной диаметр – платная дорога в Санкт-Петербурге протяженностью 47 км с общим объемом финансирования 210 млрд руб. Открытый международный конкурс был проведен Санкт-Петербургом в 2010–11 годах в соответствии с региональным законодательством о ГЧП. Консорциум-победитель (ВТБ Капитал – лидирующий инвестор с 50-процентной долей, Газпромбанк – 41,5%) успешно завершил строительство в 2016 году и в настоящее время осуществляет эксплуатацию дороги, включая элементы безостановочной оплаты проезда. Развитие проекта предполагает строительство транспортной развязки с Витебским проспектом с целью соединения с перспективной Широтной магистралью скоростного движения.
Другие региональные проекты, реализующиеся с участием группы ВТБ, включают в себя:
- Проект строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан – нового выезда из г. Уфа на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» (40 млрд руб.). Проект реализует ООО «Башкирская концессионная компания», которая на 49% принадлежит компаниям группы ВТБ. В рамках проекта ВТБ также оказывает услуги финансового консультанта и осуществляет технический надзор.
- Развитие аэропорта в г. Геленджик, 49,5% доли в котором принадлежит Банку ВТБ.
- Создание совместного предприятия «Национальные логистические технологии» Банка ВТБ и Почты России для реализации проекта строительства 38 логистических центров в регионах России.
- Покупку Банком ВТБ 100% акций Новороссийского зернового терминала – комплекса по перевалке зерновых и масличных культур в Новороссийском порту, который является одним из крупнейших в стране портовых терминалов по перевалке зерна на экспорт.
- Реализацию концессионного соглашения по строительству и эксплуатации дома-интерната для пожилых людей в Санкт-Петербурге. Трехстороннее соглашение было подписано в начале 2019 года между Банком ВТБ, правительством Санкт-Петербурга и ООО «Управляющая компания “Опека СПб”».
- Приобретение доли ООО «Региональная инфраструктурная компания», реализующего проект строительства автомобильной дороги Коротчаево – Красносельцы, включающей мост через р. Пур, в ЯНАО.
Мы видим широкие перспективы применения механизмов ГЧП и концессии для развития инфраструктуры на региональном уровне. Роль Северо-Западного федерального округа как новатора на этом рынке имеет большое значение для роста организации и управления проектами с учетом накопленного Санкт-Петербургом опыта. Группа ВТБ как лидер российского рынка ГЧП/концессий готова участвовать в подготовке и реализации подобных проектов с применением своих финансовых и технических возможностей, а также российского и международного опыта.