ХОСТЕЛ: КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
МНОГОЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ ВВЕДЕНИЯ РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЖИЛЫХ ДОМАХ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ В ЛОНО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПОКА ТАК И НЕ ЗАВЕРШИЛАСЬ: В ГОСДУМЕ ДРУЖНО ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА ВАРИАНТ ИЗМЕНЕНИЙ, НО СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ЕГО НЕ УТВЕРДИЛ. ОДНАКО ДАМОКЛОВ МЕЧ ИЗГНАНИЯ С «НАСИЖЕННЫХ» ПЛОЩАДЕЙ НАД ГОСТИНИЦАМИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ВИСИТ. АНАЛИТИКИ ПОДЕЛИЛИСЬ С «БД» МНЕНИЯМИ НАСЧЕТ ТОГО, НАСКОЛЬКО «ПОЧЕРНЕЕТ» РЫНОК ГОСТЕПРИИМСТВА.
Вне игры
Мартовские решения ГД и СФ стали лишь новым этапом в истории, которая тянется уже два десятка лет: появившиеся в Петербурге в конце 1990-х и в начале 2000-х годов гостиничные «малыши» с самого рождения оказались вне правового поля. Напомним: один из пиков популярности мини-отелей города пришелся на период накануне 300-летия Петербурга, когда малые объекты размещения появлялись десятками. И, несмотря на титанические усилия участников рынка как на региональном, так и на федеральном уровне, в течение полутора десятков лет предпринимательское сообщество так и не смогло достучаться до депутатов, чтобы узаконить хостелы.
Уйдут в иные
Комментируя суть процесса, официальный представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина заявила: «Есть вероятность, что вместо большого “серого” рынка малых объектов размещения теперь мы получим огромный “черный”».
Согласно принятому депутатами ГД закону, объект размещения в жилом доме может работать только в том случае, если он расположен в нежилом помещении (или на втором этаже над таковым), а также обеспечен отдельным входом. «Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг», – такова официальная формулировка из принятых сейчас поправок. Как она стыкуется с принятым еще в 2014 году ГОСТом (Р 56184-2014 «Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам»), в котором размещение хостелов в многоквартирных домах (при условии соблюдения ряда требований) допускается, непонятно.
Понятно другое: до 80% малых средств размещения Петербурга, находящихся как раз в жилых домах, подпали под действие «закона Хованской». Речь идет примерно о каждом десятом гостиничном номере города, тысячах рабочих мест и сотнях миллионов дохода, поступающих в бюджет.
По оценке Министерства культуры, которое до недавнего времени курировало туризм, в случае наиболее негативного сценария развития событий в целом по стране могут пострадать до 100 тысяч специалистов, так или иначе связанных с работой объектов размещения в жилом фонде. При этом Петербург, где их больше всего, пострадает сильнее других регионов: в городе может закрыться до 70% гостиничных «малышей», потеряют работу 13–14 тысяч человек, а бюджет Северной столицы не досчитается 1,4–1,5 млрд руб. в год. По данным Knight Frank, малые объекты размещения (т.е. емкостью до 50 номеров), многие из которых как раз находятся в жилых домах, в количественном отношении занимают в Петербурге около 80% рынка, а по числу номеров составляют примерно треть от имеющегося в городе фонда.
Однако в конечном итоге гора родила мышь: в тексте поправок есть положение о запрете на размещение гостиничных объектов, но отсутствует фраза о запрете на нахождение в жилом доме иных средств размещения. В результате, как считает представитель «Лиги хостелов» Наталья Петровская, «любое средство размещения, которое не перечислено в утвержденном ранее правительством положении о классификации гостиниц, имеет право продолжить работу в жилом доме».
Не купить, а продать
Статистика подтверждает, что в последнее время петербургские собственники начали массово избавляться от всевозможных гостиниц. И если пару лет назад количество предложений на этом рынке редко превышало сотню, сейчас только один из профильных интернет-ресурсов выдает сведения о более чем 400 объектах размещения, выставленных на торги: от простеньких хостелов на несколько номеров до «многозвездочных» отелей разного уровня.
Поскольку большая часть объектов относится к сфере малого бизнеса и расположена именно в жилом фонде, тенденция очевидна: предприниматели, устав от бесконечных законодательных перипетий, стараются избавиться от проблемных активов. Чего стоит одна классификация, которую с таким трудом удалось завершить накануне ЧМ-2018!
Не успели честные отельеры погордиться официально присвоенными через аккредитующие организации «звездами», как получившее бразды правления в сфере туризма Минэкономразвития заявило, что классификация по новым, пока еще не разработанным правилам будет проведена заново. «Хорошо хоть то, что прежние свидетельства, полученные на три года, будут действительны до окончания этого срока», – говорят хозяева хостелов.
Последнее решение Совета Федерации отсрочить введение новой нормы не решает в корне проблемы гостиниц в жилом фонде: им просто дали время (речь идет о периоде до 1 января 2020 года) уйти по-тихому, не побеспокоив соседей.
МНЕНИЯ:
Алена Енова, руководитель петербургского отделения НП «Лига хостелов», совладелица «Тайга Hostel & Hotel» и Hotelinstinct:
– Сейчас рынок малых объектов размещения находится в состоянии тревожного ожидания того, как дальше развернутся события. Многие владельцы приостановили процесс строительства или ремонта, заключение договоров и подписание сделок. Те, кто выкупал коммуналки с целью их использования под малые средства размещения, теперь решают, что с ними делать дальше. Уже действующие объекты, скорее всего, ждет разное будущее: кто-то сможет выполнить новые требования, кто-то закроется, а кто-то уйдет в «тень».
Сергей Сорокин, основатель хостела Soul Kitchen:
– Неизвестно, какую в конечном итоге нам дадут отсрочку до вступления закона в силу. Однако мы самостоятельно закрываться не планируем: работа продолжается, и многие номера уже забронированы на предстоящее лето.
Яна Бабина, президент петербургской Гильдии малых средств размещения (МСР):
– Перед чемпионатом мира по футболу в Петербурге пытались создать систему ранжирования МСР, которая позволяла подтвердить качество предоставляемой ими услуги. Увы, заработать она не успела. К сожалению, законодательные новинки затронут интересы предпринимателей, которые хотят работать легально и готовы соблюдать определенные правила. А вот «теневой» бизнес никакие законы не затронут: ночлежки, существующие без разрешений, так и останутся.
Роман Магась, управляющий арт-отеля «Рахманинов»:
– Если с помощью законодательных новинок с рынка удастся «выдавить» малые объекты размещения, неспособные обеспечить нужное потребителю качество услуг, другие игроки рынка от этого только выиграют. Но, скорее всего, идти нужно другим путем: путем ужесточения требований к классификации отелей, которая должна быть обязательной для всех, а ее требования – неукоснительно выполняться. Причем надо сделать так, чтобы любая посредническая площадка, предлагающая бронирование гостиничных услуг, проверяла наличие «звезд» с помощью государственного реестра.
Алексей Мусакин, управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts, вице-президент Российской гостиничной ассоциации:
– Оценить выгоду больших отелей от закрытия малых сложно, поскольку на рынок влияет масса разных факторов, а с учетом длительности процесса эффект будет нивелирован. В конечном итоге дело не в том, в жилом или нежилом фонде находится гостиница, а в создании равных для всех возможностей работы на рынке: за ресурсы, к примеру (воду, электроэнергию и пр.), все должны платить одинаково. При этом, безусловно, интересы соседей объекта в жилом доме должны быть соблюдены на 100% и никак не ущемляться, а сам объект – иметь возможность выполнить требования законодательства.
Владимир Сергачев