ОДА СВЕТОДИОДУ
БИЗНЕС НЕ ЭКОНОМИТ НА НОВОГОДНЕМ ОФОРМЛЕНИИ ТОЧЕК ПРОДАЖ. НА РЫНКЕ ВОСТРЕБОВАНЫ ГИГАНТСКИЕ СВЕТОВЫЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ И НЕОБЫЧНЫЕ ДИЗАЙНЕРСКИЕ РЕШЕНИЯ.
Красочная подсветка, новогодние ели и яркая гирлянда – обязательная программа для большинства российских компаний. Какова же сегодняшняя мода, что входит в изысканные и сложные декоративные композиции? Кто заработал на оформлении офисов и витрин к Новому году и какие тренды стоит уловить, выяснил корреспондент «БД».
Дорого-богато
Новогодняя мода на украшения, как правило, приходит в Россию из Европы, но всегда с некоторым опозданием: основные тренды там начинают формироваться с начала года. По данным исследовательской компании Infomarket, именно мода вынуждает поставщиков каждый год менять до 40% ассортимента. Эти 40% и есть тренды, которые перебираются из-за рубежа в Россию. При этом бо́льшая часть такой продукции – товары китайского производства, их доля на российском рынке достигает 97%. По информации BusinesStat, в 2017 году из Китая в Россию было завезено игрушек и украшений на 55 млн долларов США.
Многомиллиардные обороты рынка новогодних изделий отражают высокий спрос на новинки со стороны и рядовых покупателей, и крупных заказчиков. Бюджеты городов на новогодний декор растут, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Так, Петербург, по данным сайта госзакупок, в этом году потратит на новогодние украшения 315 млн руб., что на 50 млн руб. превышает прошлогодний показатель.
«В новогоднем оформлении городов тренда на экономию нет – напротив, наблюдается уверенный рост объемов рынка в целом и средних объемов заказа, – говорит коммерческий директор Группы компаний «Мегаполис» Борис Сергеенков. – Все больше и больше городов уделяют внимание украшению к Новому году. Кроме того, и коммерческие организации принимают активное участие в создании атмосферы праздника, организовывая для горожан эффектные праздничные зоны уличного досуга».
По мнению эксперта, экономия прослеживается в оформлении торговых центров: в отличие от Европы, где к каждому новому сезону разрабатывается яркий концептуальный проект, в России существует практика украшения ТЦ одними и теми же конструкциями в течение трех-четырех сезонов.
Эту точку зрения, впрочем, разделяют не все участники рынка. Расходы некоторых компаний на оформление точек продаж, напротив, увеличиваются, причем не столько за счет повышения закупочных цен на декор, сколько из-за желания удивить и порадовать потребителей новыми находками.
По словам управляющего директора ТВК «Гарден Сити» Александры Степановой, затраты на украшение комплекса в этом году выросли примерно на 20% по сравнению с 2017 годом. «Девиз наших ежегодных дизайн-проектов оформления интерьера комплекса к Новому году – “дорогая простота”. Мы предпочитаем тщательно продуманные небольшие точечные композиции, которые за счет своей элегантности и внутренних стилистических взаимосвязей создают в комплексе уютную теплую атмосферу предвкушения праздника и волшебства», – поясняет она.
Как, в свою очередь, отмечает управляющий сети кофеен «Правда кофе» в Санкт-Петербурге Константин Лейтес, бизнес рассматривает расходы на новогодний декор как имиджевую акцию, которая повышает лояльность потребителей и самого коллектива. «Из года в год бюджет на праздничное оформление кофеен растет, в том числе за счет увеличения сети. Хотя обычно в Новый год продажи падают: люди разъезжаются, офисы не работают, нет студентов. Расходы на новогоднее оформление мы не рассматриваем как траты, которые должны окупиться», – говорит он.
Основатель сети кофеен STORIES Иван Квасов рассказал, что для их новогоднего оформления руководство привлекает штатного дизайнера, пользуется услугами подрядчиков и внимательно следит за модными трендами, в том числе изучает опыт конкурентов. Бюджет на новогоднюю подготовку заведений у сети кофеен за год изменился. «В прошлом году мы потратили порядка 30 000 руб. на украшение одной точки. В этом году мы выделяем на каждую точку от 30 000 до 50 000 руб.», – поделился предприниматель.
Огни большого города
Для компаний, предоставляющих услуги по новогоднему оформлению витрин и магазинов, ключевая задача – попасть в модные тренды. К счастью для поставщиков и оформителей, скандинавский минимализм у большинства россиян не в почете. На петербургском рынке, как и в целом в России, востребованы крупные инсталляции и яркие украшения.
«В нынешнем сезоне, как и в прошлом году, особой популярностью пользуются огромные световые конструкции: гигантизм все еще в тренде, поэтому мы устанавливаем множество 8–10-метровых животных, сказочных персонажей и новогодних символов, – рассказывает Борис Сергеенков. – Второй активно набирающий обороты тренд – интерактивность: статичным объектам заказчики все чаще предпочитают кинетические арт-объекты и креативные фотозоны с интерактивными элементами. Такие конструкции особенно любимы горожанами и активно размещаются в социальных сетях».
Еще одна интересная тенденция, которую замечают оформители, – возвращение в моду теплого белого света гирлянд. В последние годы в уличном оформлении, как правило, отдавали предпочтение световым материалам холодного белого цвета, в нынешнем же сезоне отмечается повышенный спрос на светодиодные украшения с теплым свечением. Этот тренд пришел к нам из Европы и в этом году захватил рынок, говорят специалисты.
Европейская мода диктует и интерес заказчиков к новогодним композициям из живых цветов. «Уже несколько лет растет спрос на корпоративную новогоднюю флористику. Самый востребованный элемент – это новогодние венки для декора дверей в офисе, – сообщила PR-специалист компании «Цветы от Митрофанова» Екатерина Кармак. – Кроме того, становится популярным декор новогодних корпоративных фотосессий и фотозон. Также есть компании, которые стремятся соблюдать корпоративный стиль и доносить свои ценности до клиентов даже через оформление офиса в едином цветочном стиле. Заказывают и новогодние брендированные букеты, и цветочные корзины для руководителей».
В праздничном оформлении городских улиц тоже прослеживается тренд на креативные решения, утверждают эксперты. Если еще пять лет назад большой популярностью пользовались классические приемы (например, консоли на опорах освещения и световые перетяжки), то в последние сезоны предпочтения заказчиков направлены в сторону комплексного инновационного оформления.
«Парки, улицы и площади зонируются арками и фотозонами, дополняются входными группами, объемными световыми фигурами, интерактивными элементами и большими новогодними елями – все конструкции такого проекта разрабатываются в едином стиле и разыгрывают полноценные сказочные сюжеты для жителей и гостей города», – поясняет Борис Сергеенков.
Не уменьшается с годами популярность елей как традиционного атрибута новогодних торжеств. По данным СМИ, объем рынка живых и искусственных елок в Петербурге приблизительно оценивается в 2 млрд руб. Мода на ретро-стиль и «ламповую» атмосферу возвращает в продажу советский тип ели.
«Традиционный вид новогодней елки сейчас тоже очень актуален… Цветовое решение новогоднего декора не так важно, но простые и яркие цвета усилят ощущение праздника», – советует стилист компании «Леруа Мерлен» Алена Подмаско.
В «Гарден Сити» новогодние елки в этом году стали основным элементом праздничного декора. «Такой выбор обусловлен особенностями комплекса: в нем практически нет привычных стеклянных витрин, зато очень много открытых пространств. На них мы располагаем елки и елочки, украшенные игрушками и/или мишурой в соответствии с тенденциями современной новогодней моды», – объясняет управляющий директор комплекса Александра Степанова.
Новогодние украшения приносят миллионные прибыли дизайнерам и оформителям, но важнее всего, что они дарят горожанам праздничную атмосферу и веру в чудо. Возможно, оптимизм – это и есть секретный ингредиент, который помогает потребительскому рынку выстоять в самое темное время года.
Мария Коваценко