«МЫ СОЗДАЕМ НОВЫЙ ОБЛИК ПЕТЕРБУРГА»
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ ВБЛИЗИ СТАНЦИИ МЕТРО «ЧЕРНАЯ РЕЧКА» МЕНЯЕТСЯ БУКВАЛЬНО НА ГЛАЗАХ. НА МЕСТЕ ПРОМЗОН И ОБВЕТШАВШИХ ЗДАНИЙ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ЗАРОЖДАЕТСЯ НОВЫЙ ОБЛИК ЭТОГО ТИХОГО И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО УГОЛКА ПЕТЕРБУРГА. «БД» ПОБЕСЕДОВАЛ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ГРУППЫ МАРКЕТИНГА КОМПАНИИ ЦДС ПЕТРОМ БУСЛОВЫМ.
БД: Застраиваемые территории вблизи метро «Черная речка» еще сложно назвать респектабельным районом – как, скажем, на Петроградской стороне. Однако уже заметно, как преображается данная локация. Сколько потребуется времени этому месту, чтобы догнать по стоимости недвижимости свою «соседку»?
ПБ: Сейчас в районе Черной речки реализуется много проектов реновации, формируется новый жилой кластер между «Черной речкой», «Лесной» и Выборгской набережной. Через пять-шесть лет эта локация преобразится до неузнаваемости. Здесь будет построено много жилья высокого класса. Догонит ли по ценам «Черная речка» Петроградский район? Петроградка неоднородна. Скажем, локацию у метро «Чкаловская» мы точно перегоним, как только будут сданы первые очереди жилых комплексов, расположенных на границе Приморского и Выборгского районов.
БД: Можно говорить, что данное место интересно людям, делающим инвестиции в недвижимость?
ПБ: Пока локация только развивается, она всегда недооценена. Возьмите любой проект комплексной застройки, который всегда на 15–20% дешевле на старте. Могу предположить, что у «Черной речки» ценник подрастет на 20–30%. Однако большая доля покупателей – это все-таки непрофессиональные инвесторы. Здесь речь идет о вложениях в себя: купить дешевле и жить в хорошем месте. Потом это сделать будет сложней или очень дорого.
БД: На кого рассчитан проект?
ПБ: В этом районе у нас, наверное, самый большой комплекс: 242 тысячи «квадратов» жилья, два детских сада и большая школа на 1 300 мест. Когда проектировали, мы задались целью строить для желающих жить в этом месте. Поэтому планировочные решения разнообразны и отлично подходят для семейного проживания: большие кухни-гостиные и комнаты, несколько санузлов в одной квартире, панорамные окна. К остеклению мы подошли творчески. Чем больше естественного света – тем лучше, поэтому у нас есть и ванные, и гардеробные с окнами, везде, где возможно, увеличили оконные проемы. Для этого проекта мы разработали расширенный ассортимент планировок. На типовом этаже ни одна планировка не повторяется. Мы спланировали большие торцевые и квартиры с мастер-спальнями, с проходной гардеробной в ванную, есть квартиры с террасами.
БД: И все же в чем его изюминка?
ПБ: Мы старались минимизировать нефункциональные пространства, то есть создавать больше систем хранения, гардеробных, санузлов, меньше коридоров и прочих ненужных площадей. И еще наша изюминка — это фасады, разработанные одной из ведущих архитектурных студий. Вообще много прагматичного креатива. Плюс виды на Неву. Вот чего здесь действительно мало, так это малогабаритных квартир. Но и это только плюс.
БД: Территория вблизи станции метро «Черная речка» – это уже сложившийся район с развитой инфраструктурой, общественным транспортом, медучреждениями и жильем. Как можно интегрировать новое строительство и новоселов в сложившееся окружение?
ПБ: Мы создаем новое на землях, где никогда не велось жилищное строительство. Мы создаем новый облик Петербурга – современные здания с достойной архитектурой и техническими новшествами. Обустройство квартала прекрасно интегрируется в концепцию «умного города». Нельзя забывать, что мы строим и собственную социальную инфраструктуру. И эти здания отвечают духу времени.
БД: Фраза о «комфортной среде» доносится из каждой рекламы. Откуда у застройщиков такая любовь к «комфорту»? И что лично вы понимаете под этим термином?
ПБ: Это так, и причина в том, что и покупатель, и девелопер эволюционируют. В 90-х ценилась безопасность, нужна была квартира с тремя железными дверями – и это главное. С автомобильным бумом появились потребности в парковках. Следующий этап развития – эстетика, красивые фасады. А потом потребовались прогулочные зоны и качественные планировки. В этом процессе девелоперы должны находиться в авангарде. Чтобы оставаться конкурентоспособными, нам необходимо предлагать решения, о которых люди еще даже и не думают. Например, технические новации: человек выходит из дома, у него в руках электронный ключ. Пока он открывает дверь, система уже считала информацию, и на его этаж подъезжает лифт. Вместе с этим растут и требования к комфорту: люди ходят в гости, ездят за рубеж и видят, как удобно может быть. Поэтому нам ничего не остается, как предлагать «комфортные решения».
БД: А что на сегодня самое востребованное?
ПБ: На первом месте всегда безопасность. Это касается не только самого жилища, но и улицы. У нас все дворы закрыты для посторонних, машин на внутренней территории нет. Поэтому отпускать детей гулять во двор будет безопасно. Плюс у нас прорабатывается видеонаблюдение во дворах, и можно детскую площадку контролировать из квартиры.
БД: Интересное решение, однако не весь жилой комплекс состоит из детей…
ПБ: Наш двор – для всех, зоны активности и релакса отделены друг от друга, благоустройство продумано до мелочей. Например, во дворе на крыше подземного паркинга расположится амфитеатр, где можно будет отдыхать и пользоваться Wi-Fi.
БД: Вы сказали, что территория будет без машин. А куда их ставить?
ПБ: У нас будет подземный паркинг на всей территории комплекса, из которого можно подняться домой на лифте. Обеспеченность парковочными местами будет хорошая, должно всем хватить. Плюс у нас будут гостевые машиноместа между домами и в проездах, огороженные шлагбаумами.
БД: Учитывая перемены в отрасли, что будет с ценами?
ПБ: Приход банков на рынок жилищного строительства поднимет цены. Весь вопрос – на сколько, на 30% или 5%. К новым правилам у строительного сообщества есть много вопросов. Самый сложный и неудобный сценарий для отрасли – это когда средства девелопер сможет получить только в самом конце строительства. Тогда продавать строящееся жилье станет нецелесообразным. Ведь нужно обслуживать кредит, а за пользование деньгами дольщиков банки вряд ли будут платить. Как будет, пока сложно говорить, понятно только одно: если рост составит 30% – это практически коллапс, а если 5–7%, то с этим можно работать.
БД: Какие общие риски вы считаете главными для отрасли, экономические или законодательные? Каким образом вы перестраховываетесь?
ПБ: Главный риск для нашей отрасли, как и для любой другой, – это экономический. Какие бы законодательные препоны ни появлялись, они всегда преодолеваются. Сейчас много недвижимости приобретается в ипотеку, что позволяет надеяться на смягчение рисков падения спроса.
Федор Резкин