ШКОЛЬНЫЙ БАЗАР: ЧТО ПРОДАЮТ, КТО ПОКУПАЕТ
АВГУСТ – ТРАДИЦИОННОЕ ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ БАЗАРОВ. ЭТО ПОРА МАССОВОЙ СКУПКИ ЗАБОТЛИВЫМИ РОДИТЕЛЯМИ ВСЕГО, ЧТО ТОЛЬКО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ ИХ ЧАДАМ ЗА ЦЕЛЫЙ ГОД ОБРАЗОВАНИЯ. И ОДНОВРЕМЕННО ЭТО САМЫЙ ГОРЯЧИЙ ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ, ТЕТРАДЕЙ, КРАСОК, РУЧЕК, ПАПОК И МНОГО ЧЕГО ЕЩЕ. КОРРЕСПОНДЕНТ «БД» ОБОШЕЛ ОКОЛО ДЕСЯТКА ПОПУЛЯРНЫХ МЕСТ ПЕТЕРБУРГА,
ГДЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ «ВСЕ ДЛЯ ШКОЛЫ».
Одно сразу стало ясно: по происхождению товаров для школы можно смело изучать и географию, и экономику. Причем не только отечественную, но и мировую: кроме основного заграничного поставщика, Китая, на этом рынке «засвечены» десятки зарубежных государств. Авторучки из Франции. Финские рюкзаки. Белорусские и украинские тетради. Ластики из Таиланда. А школьную форму в Петербурге продают даже производители из Киргизии.
Время прибыли
Мебель для учебы (в частности, парту или компьютерный стол домой) покупают не чаще пары раз за весь период обучения, форму меняют 3–4 раза, а учебники и канцелярию – ежегодно. А бывает, что и чаще, поскольку тетради заканчиваются, а ручки ломаются. И с точки зрения бизнеса наиболее выгодно (из-за наличия постоянного спроса) производить канцелярскую «мелочь». Однако если кто-то думает, что зарабатывать на рынке товаров для школы легко, то он сильно ошибается: конкуренция в этом сегменте настолько велика, что выжить могут только сильнейшие.
Чтобы костюмчик сидел
В России понятие «школьная форма» условно – формально его заменяет термин «одежда для обучающихся». При этом единого требования о параметрах формы нет: решение о ее введении принимают на уровне школы или даже класса. Если заглянуть в специализированный интернет-справочник производителей школьной формы, там найдется информация о 256 компаниях-изготовителях. Причем все они, кроме 3 фирм из Белоруссии, российские, включая 19 из Петербурга и Ленобласти.
Юлия Лопаницына, основатель бренда школьной формы Chadolini:
– Все школьные базары работают с дешевым ассортиментом одежды из Китая и Турции, с которым по цене мы конкурировать не можем и не хотим. Ведь, помимо зарабатывания денег, у нас есть идея шить красиво, качественно и из натуральных тканей.
По экспертным оценкам, в Петербурге и его окрестностях школьную форму в значимых масштабах изготавливают до трех десятков производителей, многие из которых реализуют ее под собственными брендами (DESALU, «Инфанта», Duwali, SchoollDress, ВТС и др.). А в розничной торговле продают изделия еще не менее полусотни компаний, включая китайские, турецкие и прочие. Цена вопроса? В розницу самые дешевые рубашки для мальчиков, к примеру, предлагают за 300 рублей, а весь комплект школьной формы (включая простенькие ботинки) можно купить за пару тысяч. А вот «сборку» формы премиум-класса реализуют по цене в 17–20 тысяч руб. В целом же этот рынок только в Петербурге, по примерным оценкам, «тянет» на 2,5 млрд руб. в год, поскольку школьная форма – хотя вроде она и не обязательна – почти везде уже стала нормой.
Валентина Чекина, директор школы № 304 Центрального района Петербурга:
– Абсолютно уверена в том, что форма в школе необходима, поскольку она позволяет не только приучить учащихся к необходимости соответствовать определенным четким правилам, но и нивелирует разницу в их социальном и материальном положении, помогая избежать целого ряда потенциальных конфликтных ситуаций.
Кто войдет на рынок?
Сложив все затраты на необходимое оборудование (хотя бы б/у), аренду помещения, зарплату персонала и раскрутку, эксперты в качестве минимальной суммы вложений для начала производства называют 1,5–2 млн руб. И это не считая расходов на разработку дизайна школьной формы и прочие «нюансы». Но даже вложив эти деньги и активно развиваясь, окупаемости производства придется ждать не менее 4–5 лет, поскольку наверняка придется инвестировать заработанные деньги в усовершенствование и постоянно расширять ассортимент. Причем выжить, занимаясь пошивом исключительно школьной формы, практически невозможно.
Это, к сожалению, относится ко всем категориям товаров для школы: спрос на них в большинстве случаев сугубо сезонный, и если не производить более широкий спектр продукции (например, одежду для детей или бумажно-беловые товары повседневного спроса), окупить ее изготовление крайне сложно.
Качество или «китай»?
«Если компания не шьет другую одежду, производство формы для школьников заведомо убыточно, – уверена руководитель компании «Фэшн Лайн» Нина Алексеева, – ведь спрос на нее есть только осенью. В остальное время года, чтобы не разориться, нужно заниматься изготовлением другой одежды».
По оценке основателя бренда школьной формы и одежды для детей Chadolini Юлии Лопаницыной, смысл развивать эту тему есть только в том случае, если у производителя имеется выход на разные каналы сбыта, включая оптовиков и популярные интернет-магазины. «Одно дело – работать с оптовым клиентом, который закажет как минимум сразу на 50 тысяч руб., а другое – с группой родителей, среди которых обязательно найдется недовольный», – констатирует она. К тому же начинающий предприниматель, по ее мнению, наверняка столкнется с необходимостью больших затрат на продвижение продукции и сертификацию. Но в условиях высококонкурентного рынка без этого не обойтись: товары для школы родители стремятся покупать только у того, кого уже знают.
Главной проблемой специалисты называют условия конкуренции с зарубежными (в частности, китайскими) производителями. Параметры сертификации тканей для производства школьной формы в России куда более жесткие, а целый ряд других причин также приводит к значительному удорожанию отечественной продукции. Нормы по гигроскопичности, воздухопроницаемости, другим характеристикам за границей намного ниже, чем у нас. К тому же нет механизма проверки качества изделий, уже находящихся в продаже, и поэтому подчас поставщики ведут нечестную конкурентную борьбу, главным принципом которой становится бесконечное снижение цен. В результате «китай» (при стандартном варианте формы) может быть в 1,5–2 раза дешевле «россии», и соперничать с ним по цене подчас не представляется возможным: выиграть спор за клиента можно только за счет более высокого качества и лучшего дизайна. И, само собой, производства как можно более широкого спектра продукции.
Быть всеядным
Все указанное касается многих других школьных товаров: авторучки, пеналы и рюкзаки китайского производства чаще всего гораздо дешевле товаров как западного, так и российского изготовителя. И хотя качество «китая» нередко оставляет желать лучшего, покупатель на эту продукцию все равно находится.
Единственная, пожалуй, сфера, в которой россияне безусловно первенствуют – бумажно-беловые товары (т.е. тетради, дневники, наборы бумаги для творчества и пр.). Однако здесь также сильна конкуренция, только между отечественными производителями (с несколькими компаниями из Петербурга и Ленобласти успешно соперничают фирмы из Ярославля, Калужской области, Москвы и других регионов). В последнее время появилась и другая «фишка» – когда торговые сети реализуют бумажно-беловую школьную продукцию под собственным брендом. Сеть заказывает изготовление у разных производителей, вынуждая их идти на минимальную рентабельность за счет обещания больших оборотов.
Тем не менее здесь картина примерно та же, что и везде: изготовлением одной только «школьной» продукции обеспечить выживаемость предприятия невозможно. А значит, к простеньким тетрадям в линеечку и клеточку надо обязательно добавлять блокноты, ежедневники и все остальное, что можно реализовывать не только к 1 сентября, но и круглый год. По экспертным оценкам, доля «школьной» продукции в объемах производства разных изготовителей составляет от 5 до 30%, однако практически никто из них не живет исключительно за счет «школы».
Владимир Сергачев