СОЗДАМ СЕМЬЮ. НЕДОРОГО
КОГДА МЫ СЛЫШИМ СЛОВА “БРАЧНОЕ АГЕНТСТВО”, В ПАМЯТИ ВСПЛЫВАЮТ КАДРЫ ИЗ “МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ” С ЖАЛОБАМИ НА ТО, ЧТО “ЛЮДИ ПЕРЕСТАЛИ ОБЩАТЬСЯ, СИДЯТ ПО КВАРТИРАМ, СМОТРЯТ ТЕЛЕВИЗОР И НЕ ЗНАЮТ, КАК ЗОВУТ СОСЕДА”.”ПРОСТО УРБАНИЗАЦИЯ КАКАЯ-ТО!”, – КАТЕГОРИЧНО ВОСКЛИЦАЕТ ГЕРОИНЯ ЛИИ АХЕДЖАКОВОЙ. ЗА ПРОШЕДШИЕ С ПРЕМЬЕРЫ ФИЛЬМА 39 ЛЕТ МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ , В ТОМ ЧИСЛЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ БРАЧНОГО БИЗНЕСА. КОРРЕСПОНДЕНТ ”БД” ИЗУЧИЛ РАБОТУ БРАЧНЫХ АГЕНТСТВ ПЕТЕРБУРГА.
Что за вывеской?
«Не знаю, где познакомиться. Может, найду “половинку” в брачном агентстве? – спрашивает дама на одном из женских сайтов. – Да никак не решусь: не знаю, как там все устроено». Другая тут же отзывается фразой о том, что «мужчины в брачных агентствах – полный неликвид» и «все “лакомые кусочки” разбирают среди своих». Зато третья взахлеб рассказывает, как ее 55-летняя тетя удачно вышла замуж за богатого итальянца и сейчас не нарадуется комфортной жизни среди виноградников Тосканы…
Если набрать в поисковике «брачное агентство в Петербурге», система выдаст десятки адресов. Однако, как поясняет основатель агентства «Синяя Птица» Максим Рыбников, это изобилие не должно вводить в заблуждение. «В России, в отличие от других стран, деятельность брачных агентств отдельно законом не определена: де-юре у нас нет даже границы между работой свахи и сводницы, – констатирует он. – Поэтому под шапкой “брачных” агентств зачастую существуют и картотеки девочек для встреч, и клубы секс-общения, и организаторы флирт-пати».
Ольга Бычкова, директор агентства «Романтика», с этим согласна. «Под вывеской «брачного» как в офлайне, так и в Интернете зачастую работает кто угодно, – говорит она. – Чаще всего эти “конторы” никаких профильных услуг не оказывают, а вот имидж настоящих агентств основательно портят». По оценкам специалистов, агентств знакомств в Петербурге насчитывается около 20, а чисто брачных – не более 5.
Систематизировать агентства по причине деликатности и конфиденциальности рабочего процесса довольно сложно. Первый критерий – зона поиска клиентов, которая может ограничиваться территорией России с определенным набором зарубежных стран, а то и включать в себя весь мир. Второй – способ взаимодействия с заказчиком: от банального предоставления контактов претендентов на руку и сердце до работы «под ключ», предполагающей ведение клиента до «победного конца», то есть венца. Однако понять, какого вида агентство перед вами, непросто, ведь с полной уверенностью утверждать, что оно работает только с холостяками и не заносит в базу девушек для встреч, порой крайне трудно. Чаще встречаются агентства «для всех», но есть и работающие только с отобранными заранее кандидатами, которым долго и тщательно подбирают пару.
В Петербурге большая часть брачных агентств ориентирована на организацию международных знакомств, а часть из них совмещает услуги на местном рынке с работой на международном. И лишь некоторые агентства специализируются на местных клиентах. Дело в том, что реализация контактов потенциальных зарубежных женихов и организация встреч с ними более финансово интересна.
Войти просто. Остаться трудно…
Поскольку законодательно эта сфера практически не урегулирована, войти на рынок организации браков не составляет проблем. Как же лучше стартовать?
Максим Рыбников, к примеру, считает, что организация международного брачного агентства выйдет дешевле: достаточно знать иностранный язык, договориться с сайтами знакомств и сделать собственный ресурс в Интернет, а также набрать под сотню анкет для платной переписки. «Поначалу даже офис не обязателен, – уверяет он. – Но если вы захотите расширяться за счет местных знакомств, все равно придется обзаводиться помещением, чтобы организовывать работу с клиентами, получать средства, приходовать их и т.д.».
Другой вариант начала брачного бизнеса – организация местных знакомств, ориентированных на создание семьи. В этом случае все начинается с клиентской базы из порядка 300 анкет. Однако организаторы вполне успешных агентств признаются: для честного старта придется изрядно «вложиться», а надеяться на быстрый возврат денег и большие барыши, не стоит. В Петербурге новичку придется демпинговать и от полугода до нескольких лет вообще работать в убыток, считают эксперты. Получается, что войти на этот рынок при наличии желания и возможностей получится, но вот остаться на нем – затруднительно.
«Зарегистрировать бизнес несложно – это обычная процедура, – подтверждает глава агентства «от Анатолия Ивановича» Анатолий Алтухов. – Но, если вы не располагаете базой клиентов, в течение минимум полугода вам придется ежемесячно вкладывать в дело около 200 тысяч руб., не получая ни копейки прибыли». Он честно признается, что если бы целью было исключительно получение денег, он давно уже ушел из этого сложного бизнеса. «Это ведь не товарно-денежные, а сложные человеческие отношения, в которых клиенту надо помогать разбираться, не считаясь со временем», – говорит Анатолий Алтухов. И добавляет, что занимается делом не ради денег, а чтобы оставить свой след в истории благодаря созданию науки о любви…
Свои правила
Почему отзывы о деятельности брачных агентств столь противоречивы? Кажется, что достоверных критериев оценки их эффективности не существует, но в действительности таким критерием можно считать число состоявшихся пар. Вот только как его узнать и сравнить с другими? Ясно одно: ни в коем случае не стоит ориентироваться на многочисленные отзывы, которые пишут в Сети, ведь на 99% это дело рук PR-компаний.
Не стоит забывать, что сами соискатели порой ставят перед агентством цель, достичь которой невозможно в принципе. Например, если женщина «забальзаковского возраста» ищет красивого, высокого и обеспеченного мужчину намного моложе себя, успех этого предприятия под большим вопросом. К тому же для агентства важен не только результат, но и процесс, а у клиента и исполнителя отношение к ним может быть диаметрально противоположным.
«Никакие деньги не сделают ножку маленькой, а сердце – большим»: «принцип Золушки» никто не отменял. И если кандидат в женихи или невесты готов заплатить, но не хочет меняться таким образом, чтобы его выбрали, даже самое лучшее брачное агентство едва ли поможет. Поэтому правила игры в основном определяют условия конкретного договора между клиентом и агентством, а последнее никогда не обещает 100-процентного результата.
«Заметили, что написано при входе в мой кабинет? Что “у нас не рынок: клиент не всегда прав. Всегда прав Анатолий Иванович”, – с улыбкой говорит по этому поводу Анатолий Алтухов. – И по-другому нельзя: если я буду потакать желаниям клиента, вообще ничего не получится».
Он уверен: подобрать идеальную «половинку» ввиду объективных отличий одного человека от другого почти невозможно – шанс один на миллион. «Мы расширяем возможности клиента, учим его понимать свои и чужие потребности, помогаем ему меняться и формировать отношения, – объясняет Анатолий Алтухов. – Но если он меняться и учиться не может и не хочет, любые усилия могут быть напрасными».
МНЕНИЯ:
Анатолий Алтухов, глава агентства «От Анатолия Ивановича»:
– Если бы на моем месте сидела женщина, у нее были бы всего две цели – заработать деньги и устроить личную жизнь. Многие БА создаются людьми, которые в первую очередь хотят решить собственную проблему. Труд тяжкий, а вот быстрых и больших денег в этой сфере деятельности заработать нельзя. И если вы хотите стать долларовым миллионером, лучше сразу выберите другое, более прибыльное направление бизнеса.
Максим Рыбников, основатель агентства «Синяя Птица»:
– В Петербурге рынок брачных агентств куда более плотный, чем в Москве. Это заметно хотя бы потому, что условно считавшиеся брачными и входившие сюда с деньгами «Магазин знакомств» и «Планета знакомств» «схлопнулись» уже через год-два. Мы конкурируем с виртуальной реальностью сотен тысяч фейковых объявлений и, чтобы выделиться на их фоне, должны предлагать более зримое и достоверное представление клиентов.
Ольга Бычкова, директор агентства «Романтика»:
– Если у организатора брачного агентства нет никакой другой цели, кроме как зарабатывать деньги, ни к чему хорошему это не приводит – примеры нам известны. По большому счету это даже не бизнес, а способ помогать людям. И это вовсе не высокие слова: выжить и развиваться в нашей сфере можно только в том случае, если это дело нравится тебе самому и тем, кто работает с тобой рука об руку.
Владимир Сергачев