Бизнес как по маслу
Петербургский производитель смазочных материалов экспортирует свою продукцию в 35 стран мира.
Центр развития и поддержки предпринимательства совместно с Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга провел пресс-тур в научно-производственную компанию в Кировском районе города, занятую производством высокотехнологичных смазочных материалов для техники и для бытового назначения.
ЭНТУЗИАСТЫ ИЗ 1990-х
История этой компании началась 20 лет назад. Предприятие было основано тремя энтузиастами. Вначале основатели фирмы лишь продавали смазочные материалы зарубежных производителей. Затем решили не ограничиваться одной торговлей.
«В советское время я работал преподавателем биотехнологии в одном из ленинградских вузов, – рассказал о себе директор предприятия Василий Кузьмин. – Поэтому мне интересно было разбираться в составе смазок, которые мы продавали, изучать их свойства. Так в 2001 году мы начали производить собственную продукцию».
ЦЕНА И КАЧЕСТВО
Сегодня это предприятие занимает высокую позицию по качеству выпускаемой продукции не только в России, но и в мире. Поставки налажены в 35 стран. По словам руководства, экспортная деятельность началась с самого основания производства, а первыми партнерами стали сербы и финны. Важным конкурентным преимуществом своего товара руководители предприятия называют его дешевизну относительно импортных аналогов.
В Петербурге это предприятие из Кировского района в прошлом году было признано лучшим экспортером года в номинации «Компания, производящая автокомпоненты». Предприятие выпускает добавки в масла, смазки, расходные материалы для тоннелепроходческих комплексов, станков для металлообработки, деревообработки и автомобилей, средства для защиты и очистки рук.
Итак, материалы, которые производит петербургская компания, по качеству не уступают зарубежным аналогам, а стоят на 15-20% дешевле. При этом конкурентов, которые соперничали бы по всему перечню выпускаемой продукции, у этой компании нет. В перечне около 50 наименований. В экспортную линейку входят четыре категории продуктов.
«В числе стран, в которых покупают наши добавки в масла – Германия, Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Китай», – сообщил журналистам директор Василий Кузьмин.
Но основной потребитель материалов, которые выпускает петербургский производитель – это предприятия России и стран СНГ. На долю отечественного рынка приходится 85% выпускаемой продукции.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Все, что производит компания, разрабатывается в ее собственной научной лаборатории и испытывается на специальном оборудовании, которое показывает, как новые субстанции ведут себя при экстремально низких и высоких температурах; как влияют на технику, для которой предназначены; как действуют на окружающее пространство. В результате создаются смазочные материалы и добавки в масла, которые не только обеспечивают надежную работу двигателей и механизмов, но и увеличивают срок их службы, улучшают эксплуатационные характеристики и показатели производительности, обеспечивают экономичность и экологичность.
Так, в Мексике, где каждый автомобиль ежегодно проверяется на уровень концентрации вредных веществ в выхлопных газах (за превышение контрольных показателей автовладелец может лишиться права пользоваться своим автомобилем), чрезвычайно востребована петербургская продукция. Установлено, что она снижает концентрацию вредных веществ в выхлопных газах на 56%, улучшая при этом технические характеристики двигателей и повышая сгораемость топлива.
Весной этого года начата разработка смазочных материалов для прессов, с помощью которых изготавливаются пеллеты – один из самых востребованных сегодня видов биотоплива. «Россия – крупнейший производитель пеллет в мире, – подчеркивает Василий Кузьмин, – так что этот рынок мы считаем очень перспективным».
Оборот предприятия растет на 30% в год. В прошлом году оно произвело тысячу тонн продукции.
Штат компании – около 100 человек. «Найти для нашей сферы готовых специалистов практически невозможно, поэтому мы обучаем специалистов сами и создали корпоративную систему непрерывного повышения квалификации», – отмечает Василий Кузьмин.
ЛОББИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ
Руководители предприятия отмечают, что главная трудность, с которой сегодня сталкивается их предприятие (как и многие другие российские производственные компании), это отсутствие поддержки со стороны властей и жесткое лоббирование интересов иностранных производителей. Так, в зарубежных странах по инициативе властей производители техники включают в официальные инструкции по эксплуатации и в списки комплектующих продукцию производителей из своих же стран. Если покупатель будет использовать материалы не из этого списка, он не сможет отправлять технику на гарантийное обслуживание. И когда, например, немецкий производитель грузовиков отправляет свои машины за рубеж, с ними туда же отправляется и крупная партия произведенных в Германии смазочных материалов для этих машин. В результате выигрывает не только производитель техники и комплектующих, но и государство, которое благодаря такому росту объемов продаж получает больше налогов в казну.
«У нас в стране подобной практики не существует», – говорит Василий Кузьмин.
«Нам очень важно, чтобы у властных структур было понимание потребностей рядовых производств и разработаны меры по их поддержке, учитывающие эти потребности», – продолжает руководитель фирмы.
В завершении мероприятия директор городского Центра поддержки предпринимательства Даниил Старковский выслушал все пожелания представителей компании и отметил важность государственной поддержки городских производителей. «Мы всегда готовы сотрудничать и помогать нашим экспортерам всеми ресурсами, которые нам доступны», – пояснил Даниил Старковский.