Клоунада для бизнесмена
Зачем актриса театра «Комик-трест» стала коучем?
Текст: Владимир Петров
Наталия ФИССОН известна публике как одна из ярчайших петербургских театральных звезд. Она ярчайшая – буквально. Ее рыжая шевелюра – практически эмблема театра «Комик-Трест». Кроме того, в активе актрисы десятки ролей в кино, работа телеведущей, многочисленные призы и премии на фестивалях… С недавних пор Наталия ФИССОН еще и сертифицированный коуч ICC (International Coaching Community). Как соединились клоунесса и бизнес-тренер?
Н.Ф.: Мы живем в эпоху пост-постмодернизма и давно уже не удивляемся смешению стилей. И чем более отдаленные вещи соединяются, тем больший это дает эффект. Я не единственный представитель искусства в мире коучинга. Сегодня это уже мировая тенденция. Мой партнер Наталья Туркулец – кандидат социологических наук, HR-эксперт и преподаватель программ MBA, автор книги «Коучинг – ваш проводник в мире бизнеса». Пять лет назад она создала программу «Первая скрипка», успешно работающую до сих пор. Участниками тренинга в этой программе был «струнный квартет»: он представлял анатомию сотворчества. «А что получится, если все будут играть партию первой скрипки?.. А если – второй?.. », и оказывается, что музыка возникает, когда у каждого члена коллектива есть и знание партий друг друга, и представление о том, зачем та скромная нота, которую он тянет, нужна первой скрипке… И у людей бизнеса открывается новое видение своей команды!
Б.Д.: История с квартетом – остроумный месседж всем, кто помнит басни из школьной программы. Но чем ваши клоунские умения и таланты могут быть полезны серьезным людям с большими деньгами?
Н.Ф.: Ораторское искусство, сценическую речь в бизнес-школах преподают, наверное, уже лет двадцать. Но этого сегодня мало. Мир стал меняться очень быстро. Жесткие структуры в новом мире нежизнеспособны. Чем больше команда, чем жестче ее конструкция, тем меньше шансов у нее выжить. Жизнеспособность – это подвижность, возможность творчества. При чем тут клоун?.. Достаточно посмотреть в интернете выступление главы Майкрософт,
где он «отжигает» как настоящий клоун, почти как Лео Басси – один из лидеров мировой клоунады, клоун-философ. И помнить при этом, что такое Майкрософт.
Б.Д.: Но ведь научить таланту, что дается от природы, все равно невозможно!
Н.Ф.: Мой опыт жизни в двух мирах говорит о том, что бизнес-сообщество сегодня даже более «продвинуто», чем мир искусства. Бизнес раздвигает границы, осваивает новое, постоянно учится. Он живой и творческий. А актерский мир – среднестатистически – не считает нужным и возможным что-то менять, он малоподвижен и консервативен…
Б.Д.: Можно ли вообще сравнивать уровни продвинутости жесткого (если не жестокого) и рационального мира бизнеса и тонкого, эмоционального мира искусства?
Н.Ф.: После того как были сформулированы понятия, известные теперь под общей шапкой «стратегия голубого океана» (Ким Чан, Рене Моборн. «Стратегия голубого океана», 2005 – ред.), заметно поменялась и ориентация бизнеса. Суть этой стратегии
в том, что конкуренция в традиционном понимании уже не существует: не нужно бороться, потому что всего хватит всем! Но хватает ли твоего сознания объять все открывающиеся возможности? Тут нужно вспомнить про историю с левым и правым полушарием. Одно, как известно, отвечает за логику и рацио, другое – с художественным уклоном. Есть замечательный анекдот: «Таблица Менделеева сначала приснилась Пушкину. Но он ничего в ней не понял. Пришлось сниться еще раз». Это про то, что все «инсайды» растут на особом поле, куда попасть не каждому дано! Озарения приходят из другого мира, потому-то бизнесмены сейчас и начали так дружно осваивать новые для себя пространства, ранее «подведомственные» культуре.
Совсем недавно бизнес был – любой ценой, сводимый порой к тупому зарабатыванию не денег даже, а «бабла». Мало кто задумывался об «экологичности» (в широком смысле, включая и этическую, и даже эстетическую составляющие) цели и путей, ведущих к ней. Теперь же стало оформляться понимание того, что если ты шел к цели напролом – и «по трупам», и наступая на горло собственной песне, – то не дай Бог тебе ее достичь… Тут разверзаются такие глубины опустошения, так обрушается личность, что иногда доходит до суицида. Настоящий успех в жизни – сочетание сразу четырех составляющих: здоровья, творчества, бизнеса, семьи-любви.
Б.Д.: И все же от вас, наверное, ждут каких-то практических советов, которые помогут «срезать» углы, сократить путь к заветным целям…
Н.Ф.: Я же не лекции читаю. Я занимаюсь практикой. Если взять самую понятную и близкую цель – помогаю решить проблемы выступления перед аудиторией. Я даю слушателю инструмент, который можно использовать. От первого из трех кругов внимания по Станиславскому – внимания к себе, до призыва посещать места с высокой концентрацией творчества. Неважно, филармония это или выставка, спектакль или перформанс. Там можно найти ответы на вопросы, которые могут помочь вам перезагрузиться… перекодировать себя.
Б.Д.: Перезагрузка, перекодировка – модные слова… но какие-то виртуальные…
Н.Ф.: Выразительность выступления ассоциируется у большинства с красноречием. А тело многими используется только как подставка для головы. Можно куда-то ходить качаться, копить здоровье, но это только для того, чтоб «подставка» лучше работала. А ведь у тела есть своя жизнь, свои программы…
В конце концов, тело однажды может просто сказать: нет! Потому что его никогда не спрашивали, считая, что у него подчиненное к голове отношение. А голова, даже по Леонардо да Винчи, – это лишь одна восьмая часть всего тела…
Мне очень повезло с учителями. Клоунаде я училась у Славы Полунина. Режиссуре – у Георгия Александровича Товстоногова. Еще один мой учитель, Филипп Галье, открыл мне такую мудрость: «Знаете, когда в вас рождается настоящий клоун? Когда вы попадаете в нелепую, дурацкую ситуацию. У вас случилось самое неприятное на сцене: не включили фонограмму, сломался реквизит, короче – когда вы не знаете, что делать. Благодарите небо! Именно в этот миг в вас может родиться настоящий, гениальный клоун! Потому что вы будете вынуждены что-то делать». И он же сказал гениальное: «Никогда не застывайте! Главное правило – дышите и двигайтесь!» Если вы будете дышать и двигаться, зритель будет видеть: что-то происходит. Простейший закон, который отлично работает.
Б.Д.: Ну, дышать-то человек никогда не забывает…
Н.Ф.: Еще как забывает! Стресс – и человек не дышит. А почему человек ходит из угла в угол, когда нервничает?.. Эти программы тела я не открываю, я только ввожу их в активный оборот слушателей. И они используют их уже осознанно. Все это имеет прямое отношение к выразительности выступлений, а в конечном счете – к способности увлекать за собой, вдохновлять свою команду. Традиционные мотивировки, включая деньги, «ты должен!» – сегодня не работают. Вдохновение – вот то, за чем готов идти человек. Но вдохновить его может только тот, кто еще более вдохновлен. И, кстати, «вдохновение» – от слова вдох.
Наталья Фиссон: «Я учусь у бизнес-сообщества лучшему: позитивному взгляду на трудности. И многому другому, конечно. Наш театр «Комик-Трест» существует уже 25 лет и все еще жив, тогда как подобных коллективов, возникших одновременно с нами, уже давно нет. Надеюсь, это происходит и благодаря моему тесному общению с бизнесом. Мы демонстрируем как раз востребованные временем качества – гибкость и изменчивость, каждый наш спектакль не похож на другой. Можете убедиться сами: 27 и 28 декабря на малой сцене театра «Балтийский дом» мы показываем совершенно свежую версию нашего старого спектакля «Чушь во фраке». Рады встретиться и с бизнес-публикой, и с обычными зрителями!»