Принцип “одного окна”
Группа Транспортных Компаний «Русмарин» работает на рынке транспортно-логистических услуг больше 20 лет и входит в число ведущих грузоперевозчиков России и оказывает полный спектр складских услуг. Мировая агентская сеть позволяет компании гарантировать клиентам качественный сервис в любой стране, а принцип «одного окна» дает возможность своевременно информировать и комфортно работать во всех портах РФ.
О расширении географии логистики в свежем номере журнала “Бизнес Дневник” рассказывает директор по инновациям и развитию ГТК “Русмарин” Екатерина Грузинская. Публикуем ее интервью.
– Екатерина, ГТК «Русмарин» оказывает полный спектр логистических услуг. Что именно входит в портфель компании?
– Группа транспортных компаний «Русмарин» работает на рынке транспортно-логистических услуг с 1991 года и входит в число ведущих экспедиторов России. Мы оказываем полный спектр транспортно-экспедиторских и складских услуг, осуществляем перевозку грузов всеми видами транспорта: морским, железнодорожным, автомобильным и авиационным. Мировая агентская сеть гарантирует нашим клиентам качественный сервис в любой точке мира. Кроме того, мы оказываем услуги по таможенному оформлению в любом центре электронного декларирования РФ силами собственного таможенного представителя. А принцип «одного окна» обеспечивает своевременное информирование клиентов и комфорт работы через все порты России.
За годы своей деятельности наша компания осуществила тысячи импортных и экспортных перевозок, доставила получателям сотни тысяч тонн внешнеторговых грузов. Каждый проект для компании по-своему значим, ведь позволяет решать нестандартные задачи, оптимизировать расходы и разрабатывать новые, подчас совершенно эксклюзивные маршруты грузоперевозок. Мы оперативно реагируем на быстро меняющиеся логистические факторы, чтобы предоставлять нашим клиентам стабильно качественные услуги. Так, например, изменения в мировой логистике стали для нас импульсом для активной проработки перевозок в Китай и из него и создания стабильного железнодорожного сервиса по этому направлению. Мы открыли собственные склады консолидации в Китае с возможностью бесплатного хранения грузов, настроили еженедельные выходы грузов по железной дороге и оказываем помощь в оформлении экспортных и разрешительных документов, а также организовываем доставку сборных грузов любыми видами транспорта.
Сейчас у нас есть около 10 подрядчиков-линий, которые предоставляют сервис из Китая в порты Санкт-Петербурга и Новороссийска. Если клиенту нужна срочная доставка, мы подбираем самые оптимальные рейсы с дополнительными портами перевалки и транзитным временем от 35 дней.
– Как лично вы пришли в «Русмарин»?
– ГТК – семейный бизнес. До приглашения на роль консультанта по изменениям и технологиям я успела поработать в нескольких инвестиционных банках, в финтех-стартапе в Берлине и в инвестиционной компании. Предыдущий опыт помог мне научиться разным практикам и методикам, которые могут быть успешны в российских реалиях.
– Cейчас перед отраслью стоят задачи переориентации логистических потоков, создания новых и модернизации существующих транспортных маршрутов. Какой вектор отрасль выбрала в этом направлении на текущий момент?
– В 2022 году мы пережили серьезную перестройку в сфере логистики. Мир стал многополярным. После начала СВО Россию покинули крупные международные логистические компании, включая морские линии. Основным преимуществом дан ных компаний являлись отлаженные эффективные схемы «закольцовывания» потоков товара и контейнерного оборудования через сеть хабов в разных регионах мира. Для направления РФ эта система хабов оказалась отрезана, и пришлось создавать новые транспортные хабы как для более эффективного использования товарных грузопотоков, так и для транспортного оборудования. Специалисты столкнулись с проблемами на московском транспортном узле, с нехваткой порожнего оборудования в РФ и другими сложностями. На текущий момент сформировалась система новых транспортных хабов в импортно-экспортном направлении РФ: Стамбул, Танжер, Джебел-Али, Мумбаи и т. д. Контейнерное оборудование ведущих морских линий стало замещаться локальными игроками на различных рынках и NVOCC. Стали выделяться новые импортно-экспортные регионы торговли с новыми участниками рынка: ближневосточный регион на базе Стамбула, Middle East – на базе Джебел-Али и Мумбаи. Ускоренное расширение БАМа и Транссиба плюс активные инвестиции в порты Дальнего Востока позволили перераспределить часть грузопотока на данном направлении.
В целом в связи с резким уменьшением товарооборота с ЕС (практически трехкратное падение) и активным ростом торговли с Китаем (более 200 млрд долларов за 2023 год) произошла очевидная переориентация отрасли на юго-восточное направление. В последнее время широко обсуждается транспортный коридор север – юг: это самый короткий путь между Индией и Россией, соединяет Мумбаи с Санкт-Петербургом.
Для плодотворной работы в рамках коридора север – юг нами уже сформировано представительство ГТК «Русмарин» в Индии, в планах – расширить представительство на данном маршруте. В настоящий момент идет работа через фри-зону порта Мумбаи, с противоположной стороны данного коридора мы, помимо текущих наших терминальных сервисов, сейчас проводим мероприятия по расширению ж/д мощностей терминального комплекса, что позволит как компенсировать риски возможных ограничений на Балтике, так и расширить географию логистики, которая в наши дни формируется на основе УКП.
– На сколько процентов в целом по отрасли увеличились логистические затраты в сравнении с досанкционным периодом?
– Сами логистические издержки сократились в связи с падением ставок фрахта по всем видам транспорта по сравнению с 2020-2022 годами. Для примера, в начале 2022 года стоимость доставки одного контейнера из Китая составляла примерно 10 тыс. долларов США, а на сегодняшний день – 5 тыс. И думаю, что это не предел: снижение тарифов продолжится в течение 2024 года. Стресс прошел, логистические потоки налаживаются, в порт Санкт-Петербурга организован регулярный сервис.
Вопрос скорее в самой физической возможности провести оплату за товар и отгрузку товара в связи с финансовыми санкционными рисками со стороны ЕС и США, а также опасениями текущих продавцов товара попасть под вторичные санкции. Пока рынок ищет пути обхода данной проблемы.
– Уход многих зарубежных поставщиков транспортных средств и оборудования коснулся, без преувеличения, всех сфер. Как такие меры отразились на логистической отрасли? Возможен ли полный переход на отечественного производителя?
– В целом данная ситуация оказалась выгодна компаниям NVOCC в ближневосточном и средневосточном регионах, китайским компаниям, а также российским компаниям – владельцам парка транспортного оборудования. Они резко нарастили активность не только в своей сфере, но и расширили спектр услуг до полного комплекса логистики по территории РФ.
Власти Российской Федерации также предприняли активные шаги в сторону создания глобального логистического оператора под эгидой госкорпорации «Росатом». В 2022 году «Росатом» увеличил долю в группе компаний «Дело» до 49%, взяв под свой контроль операционное управление логистическим холдингом, в который входит ведущий железнодорожный оператор «Трансконтейнер», контейнерные терминалы в портах Санкт-Петербург, Владивосток, Новороссийск и внутренние терминалы в Подмосковье и Волгограде, а также зерновой перевалочный комплекс в порту Новороссийск. Дополнительно под управление группы компаний «Дело» («Росатома») были переданы активы FESCO, тем самым усилилось монопольное доминирование на рынке. В сфере автоперевозок резко выросло предложение транспортной техники со стороны китайских компаний на рынке РФ после ухода европейских компаний.
Глобально, несмотря на локальные успехи КамАЗа и прочих отечественных производителей на рынке, в ближайшей и среднесрочной перспективе перейти полностью на отечественного производителя не представляется возможным в связи с распределением технологий в современном мире. Невозможно консолидировать столько лидирующих компетенций в одной локальной стране. А если на рынке будет предложен стопроцентно импортозамещенный продукт, то он будет ограничен внутренним рынком и не конкурентен на внешнем. Субъективно государство не ставит такой цели, с точки зрения анализа стратегических документов развития в них указана только необходимость наличия в РФ критически важных технологий. На текущий момент вектор развития отрасли задается следующим документом: Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035-го.
– В портфель услуг ГТК «Русмарин» входят морские, авиа-, авто-, железнодорожные и сборные перевозки. Какой из этих видов сейчас считается наиболее удобным и выгодным?
– На данный вопрос не может быть однозначного и очевидного ответа, потому что любой вид транспорта предназначен для разных видов груза.
Исторически компетенции ГТК «Русмарин» были наиболее сильны в международных морских контейнерных перевозках. Морское агентство «Русмарин» начало свою деятельность в августе 1991 года, став агентом линейного оператора «Марас Линия», открывшего к тому времени регулярную контейнерную линию по связи Санкт-Петербурга с рядом крупнейших портов Северной Европы. И на сегодняшний день большая часть грузоперевозок, осуществляемых нашей компанией, – это морские. Ощутимую роль стоимости товара на рынке играют затраты по логистике. Морской транспорт в основном используется при межконтинентальных перевозках грузов. Главный плюс – пропускная способность и низкая себестоимость перевозки на дальние расстояния.
Согласно статистическим данным, 70% грузов в мире перевозится по воде, 18% – автомобильным, 9% – железнодорожным, 2% – внутренним водным транспортом, и менее 0,25% по воздуху.
Но, несмотря на преобладание морских контейнерных перевозок, 2022 год поднял вопрос о необходимости адаптироваться к внешним условиям. Начали развиваться направления железнодорожной контейнерной логистики, автоперевозки из Юго-Восточной Азии, авиаперевозки и перевозки сборных грузов. Произошла переориентация грузопотоков с европейского направления с преобладанием автоперевозок на юго-восточное направление, где зачастую автоперевозки просто физически невозможны или невыгодны по определенным категориям грузов в связи с удлинением плеча доставки и разницей в грузоподъемности между железнодорожными контейнерами или вагонами и автотранспортом. Основным преимуществом ГТК «Русмарин» является возможность организации именно мультимодальных перевозок для клиентов со сменой видов транспорта при необходимости.
– Наблюдается ли на рынке логистики дефицит кадров и квалификации сотрудников?
– На текущий момент на рынке наблюдается очень острый дефицит кадров. Безработица в РФ по результатам 2023 года находится на исторически минимальном уровне за весь период наблюдения, однако в сфере логистики ситуация усугубляется отсутствием в стране четко сформулированной Министерством образования программы подготовки мультимодальных логистов. В основном это различные курсы повышения квалификации на базе специализированных вузов, например, морских (Новороссийск, Санкт-Петербург, Владивосток) или автомобильных/железнодорожных (Москва). Логистов универсального профиля – на западный манер civil engineer – на текущий момент не выпускает ни один вуз страны. Более того, отрасль логистики в последнее время претерпела серьезнейшие изменения, и адаптация к ним идет не на уровне образовательной теории, а на уровне производственной практики на предприятиях. Нет ни учебных пособий, ни программ.
Дополнительно произошел частичный отток кадров из отрасли в связи с эмиграцией части высококвалифицированного персонала на уровне middle и top management за рубеж после начала СВО и уходом международных логистических компаний с рынка РФ. Это были наиболее квалифицированные и подготовленные по западным стандартам отрасли кадры. Нам только предстоит пройти путь приобретения данного опыта самостоятельно и создания своей учебной логистической базы в России.
С другой стороны, это дает возможность карьерного роста и развития современным начинающим логистам, а также подталкивает логистические компании к созданию внутренних центров компетенций и развитию сотрудников с нуля (с вуза) до специалистов в рамках компании. Именно по данному наиболее перспективному на текущий момент пути и пошла ГТК «Русмарин».
Кроме того, мы работаем над брендом для привлечения соискателей, а также сфокусировались на удержании персонала, развитии сотрудников внутри компании с возможностью карьерного роста. Готовим кадровый резерв, развиваем внутренние источники по подготовке персонала. Разработана система грейдов, сотрудники видят результаты своей работы и растут вместе с компанией. За годы работы мы подготовили целую библиотеку обучающих материалов в формате видео и текстов и продолжаем деятельность в этом направлении.
Беседовала Анна Иванова