Руководитель Центра занятости населения Петербурга: “Соискатель выбирает и ставит условия. Зарплатные ожидания тоже растут”
Из трех млн 324 тысяч человек трудоспособных жителей Петербурга (мужчины в возрасте 16-61 лет и женщины в возрасте 16-56 лет на 01 января 2023 г. – прим. ред.) в экономике заняты 3 млн 213 тысяч человек. Уровень общей безработице в июле-сентябре в среднем составил 1,5% от рабочей силы, а численность безработных по методологии МОТ в среднем за июль-сентябрь была 50,5 тысяч человек. Такие данные приводят в Смольном. Газета “Новости из центра” публикует интервью с и.о. директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга Татьяной Ивановой.
— Татьяна Анатольевна, как изменились за последние годы соискатели и работодатели?
—Уже второй год у нас рынок не работодателя, а соискателя. Это значит, что сегодня он выбирает компанию, в которой будет работать, и ставит условия. Зарплатные ожидания людей тоже растут. В большинстве сфер экономики количество вакансий превышает количество релевантных резюме. Причем это касается не только людей с высшим, но и со средним профессиональным образованием, имеющих трендовые рабочие профессии. Синие воротнички сейчас хорошо оплачиваются, и крупные работодатели предлагают корпоративные программы для привлечения таких сотрудников, в том числе из других регионов России.
— Кого именно вы подразумеваете под этими синими воротничками?
— Сегодня массово требуются в основном одни и те же специалисты — слесари, токари, операторы станков с ЧПУ, монтажники радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Такие специалисты редко выходят на свободный рынок труда и практически не обращаются в Центр занятости, так как научились себя продавать. В процессе поиска нового места работы они не увольняются, а ищут вакансии с подходящими условиями, оставаясь занятыми.
— Для молодежи душевный комфорт важнее карьеры?
— Поведение работодателей тоже изменилось, особенно тех представителей бизнеса, кто заинтересован в качественном продукте и соответственно в качественном персонале. Большинство предприятий открыли учебные центры, где переучивают сотрудников под свои потребности или доучивают молодых специалистов. Работодатели научились анализировать рынок, действия конкурентов. Они меняют свои зарплатные предложения и, чтобы оставаться конкурентными среди соискателей, часто предлагают зарплату выше средней по рынку или тяготеют к верхним значениям. Понимая, что сегодня установился рынок соискателя, работодатели улучшают корпоративную культуру, повышают безопасность труда, расширяют социальные гарантии. Компании, заинтересованные в привлечении молодых кадров, разрабатывают систему мотивации, пытаются учитывать интересы молодежи. А эти интересы тоже претерпели изменения. Сегодняшние молодые специалисты, когда ищут работу, часто обозначают работодателю, что главным фактором для них является ментальное благополучие, а не карьерный рост.
— Что вкладывается в это понятие?
— Прежде всего душевный комфорт. Хотят, чтобы им было психологически хорошо в коллективе. Например, дресс-код, корпоративный стиль и строгий график работы для молодых людей 22-25 лет — это уже дискомфортная ситуация. Молодежь предпочитает гибкий график, хочет сама выбирать режим работы и иметь возможность самовыражаться, привносить личное в работу.
— Каковы трудовые предпочтения совсем юных?
— Если говорить о школьниках-старшеклассниках, с которыми мы тоже работаем, то раньше они массово поступали в вузы, теперь преимущественно выбирают среднее профессиональное образование. В престижных колледжах достаточно высокий балл для поступления на востребованные специальности. Многие дети не видят смысла заканчивать 11 классов, чтобы потом учиться в институтах. Молодежь, как и все мы, сегодня много времени проводит в гаджетах, и у некоторых формируется искаженное представление о труде вообще и его роли и ценности в жизни.
— Какие новые профессии востребованы, какие старые отмирают?
— Не секрет, что торговля переходит массово на маркетплейсы. С момента пандемии и ухода ряда профессий в онлайн люди стали меньше посещать торговые центры ипродуктовые магазины, совершают электронные покупки. Естественно, кассир магазина востребован сегодня не так, как три года назад. И во многих отраслях, особенно тех, что переходят на электронный формат, та же ситуация. Делопроизводство, кадры, документоведение, архивоведение — направления деятельности, которые уходят в прошлое. Это не означает, что люди, которые в них заняты, останутся без работы. Те, кто ситуацию понимает, своевременно переобучаются на другие востребованные специальности. Очень развивается направление самозанятости, в том числе через интернет-платформы. Такой формат занятости интересен и молодым людям, и тем, кто тяготеет к гибкому и свободному графику. Менеджеры на маркетплейсах могут выбрать удобный график, часто работают на себя, не находясь ни с кем в трудовых отношениях. Центр занятости населения бесплатно обучает многим видам деятельности, которые позволяют человеку быть самозанятым: работа с маркетплейсами, интернет-маркетинг, дизайн, мастер маникюра и многое другое.
— Каковы самые уязвимые для безработицы категории граждан?
— Их не так много. Можно выделить людей с инвалидностью, выпускников, которые ищут работу впервые, людей за 50 лет, многодетных и одиноких родителей… Некоторые проекты, которые реализуются государством и городом, направленные на поиск новых компетенций или работы, пусть даже временной, адресованы именно таким людям. Например, нацпроект «Демография» в этом году дает возможность пройти обучение 10 категориям граждан, включая людей старше 50 лет, женщин, воспитывающих детей до 7 лет, молодежь до 35 лет, сотрудников под угрозой увольнения.
Самая активная, массовая и желающая учиться категория как раз люди в возрасте 50+ и женщины с детьми.
— Большинство людей, потерявших работу, наверное, ищут примерно такую же, хотят заниматься тем, чем и занимались?
— Да, так безопаснее, комфортнее, меньше стресса. Центр занятости является партнером, посредником для соискателей, которые либо планируют что-то поменять, либо ушли с работы, но не понимают, что дальше делать. Сейчас в Петербурге работодатели через портал «Работа России» предлагают более 65 тысяч вакансий. Центр занятости проводит несколько видов обучения. Ежегодно повышают квалификацию или получают новую профессию порядка 16 тысяч человек. Существуют как федеральные, так и региональные программы обучения петербуржцев. Тут возможности очень большие. В течение года предлагали около 900 направлений обучения только по Санкт-Петербургу.
Если человеку сложно выбрать обучение, не определиться с программой или учебным центром, рекомендую позвонить на горячую линию Центра занятости населения: «Я хочу учиться, но не знаю, с чего начать». Ему зададут дополнительные вопросы и подскажут направление и алгоритм действий. Есть еще варианты временных подработок. Когда человек увольняется с работы, будучи в должности, которая не так массово предлагается работодателем, но хочет продолжать трудиться именно на этой позиции, и знает, что все равно, пусть и не быстро, но найдет такую работу, то он может обратиться в Центр занятости в поисках временной подработки недалеко от дома.
— Кому труднее всего найти работу?
— Поиск работы усложняется у тех соискателей, кто не готов проявлять гибкость при поиске работы и подстраиваться под изменения на рынке труда. Если человек, уволившийся с должности главного инженера какого-то предприятия в возрасте 59 лет, будет продолжать искать работу главного инженера, то, скорее всего, на это у него уйдет много времени. Опираясь на пожелания клиента, наша задача объяснять, что поиск работы станет короче и продуктивней, если посмотреть на себя другими глазами: получить дополнительные компетенции — пройти обучение, изменить взгляд на резюме, способы прохождения собеседования с работодателем.
— В каких районах Петербурга проще найти работу, а в каких сложнее?
— Наверное, чуть сложнее в удаленных районах города ввиду немногочисленной локации работодателей и вакансий.
— Исходя из этого в Центральном районе вакансий должно быть наоборот много?
— В Центральном районе всегда было большое количество работодателей. Но это не значит, что они именно там и находятся — многие лишь юридически регистрируются. Довольно благополучными в смысле вакансий являются Выборгский Калининский, Невский районы. Там сосредоточено большое количество и крупных промышленных предприятий, торговых сетей, бизнес-центров, компаний из сферы обслуживания, гостеприимства.
— В этом году порядка 68% от обратившихся к нам соискателей нашли себе работу или доходное занятие. В прошлом году этот показатель был чуть больше 60%. Хочу отметить, что мы не просто занимаемся процессами трудоустройства, а проводим карьерные и личностные тренинги и консультации для соискателей, организуем обучение. Наши клиенты работают с профессиональными консультантами, которые помогают определиться с карьерной траекторией, построить или перенастроить ее. По итогам комплексной работы люди могут найти новое место работы, стать самозанятыми или открыть собственное дело.
Интервью взял Вадим Казаков