Территория бизнес-оптимизма. Интервью с главой “Экспофорума”
14 июня в Санкт-Петербурге стартует Международный экономический форум (ПМЭФ). Участие в нем подтвердили более 17 тысяч гостей из 130 стран и территорий, сообщает пресс-служба Росконгресса. Власти Северной столицы планируют подписать на форуме соглашения на сумму более 500 миллиардов рублей, пишет РИА “Новости” со ссылкой на губернатора Александра Беглова.
Накануне форума в свежем номере делового журнала “Бизнес Дневник” вышло интервью с генеральным директором компании-организатора выставок и конгрессов в Петербурге «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергеем Воронковым, который говорил о поиске новых возможностей для российской экономики и об изменениях в сегменте конгрессно-выставочной индустрии. Текст этого интервью мы публикуем и на сайте БД.
– Сергей Георгиевич, «Экспофорум» всегда был значим на мировом рынке выставочной индустрии, однако год назад страна столкнулась с новыми геополитическими вызовами. Как изменилась география участников мероприятий?
– Так же, как с туристическими потоками и с новыми экономическими связями, идет переориентация, с одной стороны, на внутренних клиентов, а с другой стороны, на иностранных клиентов, но из других регионов. Поэтому участники выставок из Европы, Северной Америки, Канады, Японии замещаются странами Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки. Растет количество российских посетителей и экспонентов. Это отмечают все наши коллеги по отрасли практически на всех мероприятиях.
Все, что касается изменения географии иностранного участия, это процесс более инерционный. В международных проектах до 15% участников раньше были зарубежными. Существовала налаженная логистика, можно было привозить оборудование и спокойно перемещаться. А сейчас с этим проблемы. Китай только сейчас выходит из пандемии, часть стран Ближнего Востока также под санкциями, Латинская Америка находится далеко и не такая платежеспособная.
Замена происходит, но она пока что неравноценная ни по количеству участников, ни по платежеспособности. Этот период будет тянуться долгие годы. Подвижки мы видим на каждом из мероприятий. Например, на форум «Российский промышленник» в 2022 году приезжала и проводила интенсивные переговоры большая делегация из Ирана, состоялся телемост с представителями стран Латинской Америки. На выставку «Сварка» в апреле впервые после пандемии приехала коллективная экспозиция китайских компаний. На мероприятиях этого и прошлого годов увеличивается число участников из Вьетнама, Индонезии, стран ЕврАзЭС. Как меняется мир, так меняемся и мы.
– Каков потенциал участников из стран БРИКС и СНГ для российской экономики?
– Очень хороший. Мы видим, как экономические связи страны переориентируются и предприятия японских и американских компаний заменяются, например, китайскими.
В конгрессно-выставочной сфере существует своя специфика. Компании – участники мероприятий не хотят попадать под американские и европейские санкции, поэтому зачастую контакты и переговоры не афишируются, публичность не приветствуется.
Стране требуется максимально быстрым темпом решить задачи импортозамещения и создания новых кооперационных цепочек. Альтернативы конгрессам и выставкам в этом смысле нет. Это наиболее эффективный инструмент для решения данной задачи. Элементарный подсчет показывает, что 200 тыс. позиций критического импорта, который стране нужно обеспечить за ближайшие два года, требует миллиона контрактов, а для их заключения необходимы минимум пять миллионов контактов. Эти миллионы встреч можно организовать только на заранее спланированных мероприятиях – конгрессах и выставках. За 3 дня здесь проходит 150200 тыс. встреч (на мероприятии каждый из 10 тыс. участников проводит по 20 встреч).
Как геополитическая и экономическая ситуация скажется на выставочной сфере, я думаю, точно мы поймем через пару лет. Наш бизнес основан на том, что участник приезжает, арендует площадь, строит стенд, оплачивает комплекс услуг. Для того чтобы он мог привезти свою продукцию и заключать какието контракты и прочее, нужны нормальные условия. Не санкции, ограничения и преследования, а честный, открытый конкурентный рынок. Так эти два процесса будут синхронизироваться друг с другом и обеспечивать потенциал развития.
– Как у российских участников меняется уровень подготовки к мероприятиям?
– Для нас важен процент компаний, которые участвуют в выставках, от общего их числа на рынке. По этому показателю Россия всегда отставала от других стран. В нашей стране доля подобных предприятий составляет 1015%, тогда как во многих странах этот показатель достигает 6070%, что говорит о низкой выставочной активности. Ситуацию мы стараемся переломить.
Важно и качество подготовки самих участников. Например, в Германии, по статистике, 80% посетителей выставок привлекают сами участники, а 20% – организаторы. А у нас наоборот, и надо цифры поменять. Но это не происходит одномоментно. При этом мы точно видим повышение активности участия компаний и рост качества подготовки. Одно с другим очень связано.
– Какие технологии искусственного интеллекта применяются в конгрессно-выставочной сфере?
– Все, что связано с чат-ботами и работой нейросетей в генерировании контента и его продвижении, применяется в полной мере. Но есть участок, где важен человеческий фактор: творческий и интеллектуальный подход, когда нужно найти смыслы, уловить повестку дня, сопоставить множество несопоставимых вещей. Нейросеть и чат-боты анализируют существующую информацию, еще какимто образом структурированную и правильно в них вгруженную. Они осуществляют быстрый поиск. Но они не создадут принципиально новую информацию и не соберут ее в новые смыслы. Для этого нужен человек. Технологии экономят время и силы, но главное, что они освобождают творческий потенциал. «Экспофорум» разрабатывает собственный чат-бот, который будет общаться с внешними клиентами и внутри компании. Вопрос не в существовании технологий, а в том, как и что с этим делать дальше и как подготовить людей, которые смогут искусственным интеллектом управлять.
– Насколько уход иностранных гостиничных брендов с уровнем их сервиса подкосил индустрию?
– Международные операторы уходят, и то не все, при этом номерной фонд никуда не девается. По оценкам экспертов, сейчас под управлением международных операторов находится 6,7 тыс. гостиничных номеров (в 2021 году – 9,9 тыс. номеров), общее количество номерного фонда в городе оценивается в 26,3 тыс. Уход иностранных компаний открывает пространство для развития локальных операторов и появления новых игроков. Это отличные возможности, причем уровень сервиса не снижается, а гдето даже растет за счет свежих идей и новых взглядов на процессы. Вообще уровень сервиса, и отельного в том числе, во всем мире за последние 10 лет упал очень серьезно. И это мы видим и в Европе, и в Америке, и в Азии. Сейчас ориентация на китайского туриста – у него другие требования и другая платежеспособность. Меняется потребитель – меняется предложение, меняется предложение – меняется потребитель. Индекс бизнес-оптимизма повышается, мы видим, что выросло количество российских участников и они представляют новую продукцию. Увеличивается и количество посетителей. Если поговорить с участниками, то никакого пессимизма нет. Все загружены работой. Сейчас выставки и конгрессы – это территория бизнес-оптимизма. Участники голосуют рублем, покупая площадь и вкладываясь в продвижение своей продукции.
Беседовала Любовь Лучко
Как писал БД, 46 соглашений о реализации инвестиционных проектов на общую сумму 503,6 млрд рублей – это результат ПМЭФ-2022, по версии властей города. Тогда губернатор Петербурга Александр Беглов заявил о переформатировании инвестиционных потоков в пользу российских проектов.