“Встали и вышли”. После ухода Hyundai, Toyota и Nissan автокластеру Петербурга нужен перезапуск
Крупное металлургическое и машиностроительное предприятие Санкт-Петербурга – завод концерна ВКО «Алмаз-Антей» – разрабатывает платформы для производства разных типов автомобилей на новых источниках энергии. Вице-губернатору Кириллу Полякову продемонстрировали прототип электрокроссовера. Поляков сделал вывод, что по характеристикам новинка не уступает автомобилям с двигателем внутреннего сгорания.
“Сейчас на базе платформы разрабатывается линейка электротранспорта, ориентированная на самые востребованные у россиян классы автомобилей – кроссоверы, внедорожники, хэтчбеки и универсалы. Наши передовые промышленные предприятия выполняют задачу Президента по увеличению доли гражданской продукции предприятий ВПК до 50% к 2030 году”, – написал чиновник в своем телеграм-канале.
Это дает надежду на развитие в перспективе собственного автопроизводства, что крайне важно для экономики региона в ситуации, когда один за другим с рынка уходят мировые автоконцерны. Если пандемия нанесла петербургскому автопрому раны, совместимые с жизнью, то 2022 год сделал «контрольный в голову»: распродав активы и отказавшись от российского резидентства, свои производственные площадки покинули Hyundai, Toyota и Nissan. Суммарно доля трех их предприятий превышает 20% всего производства легковых автомобилей в России. Какие уроки нужно извлечь для перезапуска петербургского автокластера и какой будет его трансформация? Ответы на эти вопросы ищет автор статьи “Встали и вышли” свежего номера делового журнала “Бизнес Дневник”.
По данным Петростата, с января по сентябрь 2022 года объем производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в Петербурге сократился до 12,3% в сравнении с тем же периодом прошлого года, а в Ленинградской области этот показатель составил 39,3%. Оборот организаций в сфере производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов составил 134 млрд рублей, сократившись до 33,6% в Петербурге, и до 54% в Ленобласти. А реализация авто в городе на Неве просела до 41,3%.
Еще в конце февраля 2022 года все три автоконцерна приостановили свои конвейеры в Петербурге, сославшись на перебои с поставками комплектующих. С тех пор то и дело появлялись новости о запуске того или иного завода и о готовности петербургских властей в этом содействовать, но, в конце концов, ни один не вернулся к работе. «Несомненно, это существенный удар для петербургской экономики, утрата целого ее сектора. Это потери ВРП, городского бюджета. И не только от налога на прибыль, но и по НДФЛ — от тех зарплат, которые платились работникам. И, самое главное, — мы потеряли высокотехнологичные производства», — говорит председатель комиссия по промышленности, экономике и предпринимательству петербургского ЗакСа Ирина Иванова.
Lose-lose
В октябре Минпромторг объявил о национализации российских активов «Ниссан мэнуфэкчуринг рус». Компания должна передать все свои активы федеральному государственному унитарному предприятию «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институту “НАМИ”» (ФГУП “НАМИ”).
Остановка бизнеса в России закономерно отразилась на положении компании. Согласно отчетности Nissan Motor Co. за II квартал, чистая прибыль упала на 68% (до $119,2 млн) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Также в документах зафиксированы разовые убытки в размере 24,1 млрд йен ($171,1 млн). По итогам года в марте 2023-го Nissan ожидает около 100 млрд йен убытков ($710 млн). До своего ухода петербургский завод производил около 100 тыс. автомобилей в год.
После истории с передачей активов сразу же возникла дискуссия о будущем освободившихся площадок. Так, «вторую жизнь» бывшей площадке Nissan намерены дать при участии китайского First Automobile Works (FAW) и ПАО «Камаз». При этом, у Nissan остается право на выкуп своих активов в России в течение шести лет с компенсацией инвестиций в размере до 180 млн евро.
Также в сентябре покинуть Россию решила и Toyota. В Петербурге завод открылся в 2007 году, участок составил 214 Га, и непосредственно производственная территория заняла почти 60 тыс. м2. В штате ООО «Тойота Мотор» в сентябре этого года значилось почти 2,5 тысячи человек. По словам главы комитета по труду и занятости Петербурга Дмитрия Чернейко, сокращение пройдет мягко: «Грамотные руководители на “Тойоте” основную часть сотрудников увольняют по соглашению сторон, и это не отражается в статистике сокращений. Условия увольнения более чем щедрые, с превышением норм российского законодательства: это 12 среднемесячных зарплат плюс одна среднемесячная заработная плата за каждый год, отработанный на заводе».
Владельцы Toyota и Lexus могут сохранять спокойствие — по заверениям компании, ее деятельность будет сосредоточена на обслуживании уже приобретенных авто: «Мы также решили, что наши процессы в Москве необходимо оптимизировать и реструктурировать — с четкой целью сохранить эффективную организацию для продолжения поддержки розничной сети в предоставлении постоянного обслуживания существующим клиентам Toyota и Lexus в России», — сказано в официальном релизе компании.
Дорогой урок
Концерн Hyundai-Kia Automotive Group — безусловный лидер российского авторынка. Так, согласно статистике АЕБ, с января по октябрь 2021 года в стране реализовано более 300 тыс. авто. Показатели текущего года куда более скромны — чуть более 100 тыс. единиц за аналогичный период, однако это больший объем, чем у конкурентов. Об исходе компании из России пока не объявлено, но известно, что петербургский завод законсервируют. «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР), аналогично производствам конкурентов, при остановке конвейеров и простое ссылалась на перебои с поставками комплектующих.
В итоге летом Hyundai остановила модернизацию выкупленного у General Motors завода в Петербурге. По планам, в 2023 году там собирались запустить производство расширенного модельного ряда автомобилей компании, одну из которых могли перенести из Калининграда.
Также в конце октября Арбитражный суд Петербурга наложил арест на средства «дочки» ХММР — ООО «Хендэ Инжиниринг Рус» из-за задолженности в 156 млн рублей. В определении суда решение обосновано, в том числе, сообщениями в СМИ о возможном уходе компании из России.
В апреле 2022 года петербургская «СтройТехИмпорт» потребовала взыскать задолженность и проценты по одному из договоров в рамках строительства завода двигателей Hyundai Wia. Позднее, в октябре, истец попросил наложить обеспечительные меры на 156,7 млн руб. По словам российского подрядчика, неприменение запрашиваемых мер сделает фактически неисполнимым судебное решение, поскольку в случае ухода Hyundai из России все имущество южнокорейского автоконцерна будет реализовано, а существующие активы выведены.
Конечно, потеря таких крупных компаний — значимая прореха в экономике Петербурга. Однако из этой истории необходимо извлечь урок, полагают эксперты. «Уход западных компаний указал на одну серьезную ошибку. Создавая автомобильный кластер, мы не озаботились тем, чтобы одновременно запускать на нашей территории производство запчастей и расходных материалов к этим автомобилям, а затем основных узлов и агрегатов. Тогда уход западных компаний не был бы так критичен для отрасли. Впрочем, это опыт и надеюсь, что мы его учтем в ходе трансформации кластера», — убеждена Ирина Иванова.
СПРАВКА. Автокластер Петербурга в цифрах
Завод Toyota: открылся в 2007 году, площадь застройки 57 тыс. м2, территория 210 Га. В 2021 году выпустил 81 тыс. автомобилей.
Завод Nissan: запущен в 2009 году, площадь застройки 140 тыс. м2, территория 165 Га. В 2021 году выпустил 45 тыс. машин.
Завод Hyundai: введен в эксплуатацию в 2010 году, площадь застройки 150 тыс. м2, территория 200 Га. В 2021 году произвел 234 тыс. авто.
Статью для ноябрьского номера журнала “Бизнес Дневник” подготовила журналист Любовь Лучко