Новый мир. Есть ли в Петербурге инфраструктура для заправки автобусов на газомоторном топливе
С проведением реформы общественного транспорта в Петербурге на первый план выходит вопрос организации объектов инфраструктуры для заправки автобусов на газомоторном топливе. Предполагается, что до конца 2022 года на маршруты выйдет более 2,5 тысяч газовых автобусов (2 794 единицы), львиная доля которых (87%) будет использовать сжиженный газ (СПГ), остальные — компримированный (КПГ). Общее число машин на газе составит 3 047.
Где им заправиться? В Петербурге у «Газпром газомоторное топливо» сейчас 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), преимущественно в южной части города. Возведение таких новых объектов, технологическое присоединение газозаправочных объектов сложнее и занимает больше времени по сравнению с традиционными АЗС, говорят специалисты.
На Петербургском международном газовом форуме 2021 года министр энергетики России Николай Шульгинов озвучивал планы по доведению количества газозаправочных станций в России к 2025 году до 1 273, а также говорил о планах министерства по расширению перечня регионов, которые получают субсидии на развитие рынка газомоторного топлива. Петербург здесь входит в число 27 пилотных регионов.
В 2014 году в Северной столице была утверждена городская «Программа внедрения газомоторного топлива (ГМТ) в автотранспортном комплексе на 2014-2023 годы». Властями тогда подчеркивалась как экологическая, так и экономическая отдача. «Перевод на ГМТ позволит снизить выбросы основных загрязнителей (оксиды азота и взвешенные вещества)», — отмечалось в документе. Считается, что в выхлопах газового подвижного состава в 5 раз меньше вредных веществ по сравнению с транспортными средствами на бензине. Говорилось даже и снижении шумового воздействия.
Что касается экономической составляющей, то, с одной стороны, не замалчивалось, что газовый транспорт дороже дизельных аналогов (по состоянию на середину 2010-х в России газовые автобусы стоили дороже дизельных на 10-20%). Вариант переоборудования имевшейся техники — причем не только старой — был признан нецелесообразным: установку гибридных двигателей на видавшие виды транспортные средства отмели из-за дороговизны как следствие изношенности, а переоборудование новых — из-за возможных проблем с лизинговыми компаниями и заводами-изготовителями в части гарантийных обязательств. Поэтому был взят курс на закупку новых шин. Акцент делался на более быстрой окупаемости за счёт более дешёвого топлива. Но за последние два года сжиженный газ подорожал примерно в 1,5 раза. И, как и в случае с нефтепродуктами, экспорт оказывается выгоднее. И если у рядовых автовладельцев есть возможность использовать преимущества гибридных двигателей (временно переходя на традиционный бензин), то у владельцев полностью газовых автопарков поле для маневра существенно меньше. В итоге «чистая экономика» тоже тянется к регулирующей руке государства.
В июле 2022-го в российский кабмин ушло предложение рабочей группы по энергоэффективности Госсовета зафиксировать цену газомоторного топлива (в частности СПГ) для перевозчиков пассажиров по регулируемым тарифам. При этом позиция Минэнерго проста — пока нет необходимости в регулировании цен, так как средняя цена 1 кг СПГ вдвое ниже 1 литра дизеля.
В конце июля 2022 года губернатор Петербурга Александр Беглов подписал постановление о выделении 250 млн рублей в виде субсидий на развитие газозаправочной инфраструктуры. Инвесторам обещана компенсация части расходов по строительству и вводу эксплуатацию АГНКС. Федеральная часть на 2022 год — 98 млн рублей, остальное — городское финансирование.
Текст статьи вышел в сентябрьском номере журнала “Бизнес Дневник”. Автор – Марина Елецкая
Ранее БД писал, что количество автобусов на газомоторном топливе в Петербурге будет постепенно расти, так же, как и число газовых заправок. И.о. генерального директора «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко сообщил, что к 2025 году таких АЗС будет 25 вместо сегодняшних 14, причем, пять из них должны появиться уже до конца этого года.