Объем вложений в офисную недвижимость Петербурга растет несмотря на кризис. Статистика первых шести месяцев 2022 года
Объем вложений в офисную недвижимость в первые шесть месяцев 2022 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 68% и достиг в денежном выражении 14,25 млрд рублей. Инвестиции в гостиницы и отели выросли вдвое – до 1,75 млрд рублей, а сумма инвестиций в площадки под девелопмент уменьшилась до 6,98 млрд рублей против 37,6 млрд рублей в первом полугодии 2021 года. Такие данные приводит консалтинговая компания Knight Frank Russiа.
В целом в коммерческую недвижимость в Санкт-Петербурге в первом полугодии 2022 года было инвестировано более 26 млрд рублей – примерно по 13 млрд рублей в I и II квартале. При этом доля вложений в офисную недвижимость составила 53%, в площадки под девелопмент – 26%, в объекты гостиничной недвижимости – 13%, а складской недвижимости – 8%. Активный интерес к инвестированию в площадки под развитие в 2021 году эксперты называют нетипичным, связывая его с ростом спроса на землю, вызванного дефицитом предложений на рынке первичной жилой недвижимости в 2020 году.
Крупнейшей в сегменте офисной недвижимости в I полугодии 2022 года была сделка по приобретению бизнес-центра Trinity Place и «Электро» (оценивается в сумму 7,5–8,5 млрд рублей – прим. ред. БД), а в сегменте площадок под девелопмент – сделка по покупке участка на намыве Васильевского острова (оценивается в сумму 1,4–1,6 млрд рублей – прим. ред. БД).Иностранные инвесторы в I полугодии 2022 года в коммерческую недвижимость Санкт-Петербурга средства не вкладывали. Наоборот, растет число сделок по продаже бизнеса компаниями, покидающими российский рынок. До конца года такая ситуация, скорее всего, сохранится, полагают эксперты.
“В настоящее время мы наблюдаем, скорее, ротацию капитала, чем инвестиции. Если говорить о сделках в масштабах всего петербургского рынка недвижимости. Многие глобальные игроки готовы вести переговоры о продаже активов, однако большого количества реальных сделок или притока новых инвестиций в рынок мы не наблюдаем, российские покупатели приобретают объекты с дисконтом 10–15%. У инвесторов, которые завершают в России свою деятельность, сделки в основном проводятся с объектами, которые уже имеют достаточно долгий период экспозиции, и текущая ситуация лишь подтолкнула стороны к быстрому принятию решений. Безусловно, для большинства покупателей резонансные сделки стали удачной инвестицией, но говорить о серьезных изменениях рынка, на наш взгляд, пока слишком рано. Большинство инвесторов лишь осторожно ведут переговоры, не предпринимая никаких шагов”, – комментирует руководитель проектов отдела инвестиций St. Petersburg Сергей Дуванов.