Как культура уходит в онлайн
Вопрос о том, как культура адаптируется под дистант, планировали обсуждать очно на Санкт-Петербургском международном культурном форуме в ноябре 2021 года. Не случилось. Помешала пандемия коронавирусной инфекции: форум было решено отменить. Однако разговор перенесли в онлайн, и в этом тоже был некоторый символизм
По мнению директора Российского фонда культуры Елены Головиной, именно Интернет делает доступными широкой заинтересованной аудитории новейшие культурные инициативы.
«Это и стало отправной точкой для создания просветительского проекта «Культура онлайн», который объединяет опыт цифровых проектов в самых разных областях культуры и искусства», – сказала она.
Сегодня уникальный опыт сотен цифровых проектов со всего мира представлен на единой платформе «Культура онлайн». Он объединил уже более 300 проектов. Это блоги и подкасты, виртуальные концерты и экскурсии, VR-спектакли и онлайн-трансляции мирового значения.
«Ежедневная реальность»
«Мы убеждены: в эру Интернета, для которой характерно чрезмерное обилие информации, ни один подобный проект не должен быть потерян. Каждый из них – это уникальная идея и значимый вклад в развитие мировой культуры, вклад в наше будущее», – считает Елена Головнина.
Заместитель директора по цифровому развитию Пушкинского музея Владимир Определенов убежден, что «сегодня цифровые технологии в искусстве – это уже не эксперимент, а наша ежедневная реальность».
«Это признак того, что Россия занимает одну из лидирующих позиций в онлайн-сфере, в трансляции национальной культуры на весь мир», – отметил он.
Уже не спецэффекты
Оперный режиссер Дмитрий Отяковский, известный своими постановками в Мариинском театре и на фестивале «Опера – всем», готов оппонировать скептикам из консервативно настроенной музыкальной общественности. Ценность цифровых инициатив, по его мнению, в возможности конкуренции со стриминговыми платформами и даже компьютерными играми в условиях новой реальности.
«Цифровизация дала нам не только возможность коммуникации со зрителем, но и открыла целый новый дивный мир цифровой эстетики, которая раньше в опере была представлена не так широко и использовалась только в качестве спецэффектов», – отметил режиссер.
Он добавил, что затраты на оперу онлайн несопоставимы с постановкой спектакля вживую. И это особенно важно для молодых композиторов.
Коммерческий потенциал
Еще один вопрос, который сейчас активно обсуждается экспертами, – это монетизация онлайн-проектов.
Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин не исключает, что в будущем это вполне возможно.
«Театры должны как‑то зарабатывать, хотя бы минимально. Это еще очень важно и морально. Человек должен понимать, что если он, удобно устроившись на диване (хотя ничего против этого я не имею), нажал кнопку и получил прекрасное зрелище, то за него надо заплатить, пусть и небольшие деньги», – говорит худрук.
По словам Владимира Определенова, в Европе и США монетизация онлайн-проектов уже становится нормой. Основатель Российско-Германской музыкальной академии Николаус Рексрот привел в пример Берлинскую филармонию, абонементы на онлайн-концерты которой расходятся как горячие пирожки.
«Сегодня этот проект дошел до того, что через количество абонементов по всему миру – в США, Китае, Японии – проект стал сам себя финансировать», – уточнил он.
Автор: Марина Алексеева