Надежда на «Надежду». И не только
К 2032 году в Петербурге планируют построить 12 новых станций метро. Это стало возможным благодаря созданию АО «Метрострой Северной столицы», которое заменило обанкротившееся предприятие «Метрострой».
Появление новой компании можно отнести к важнейшим событиям в транспортной сфере. Как развивалась ситуация и каких результатов могут ждать жители города?
Два «Метростроя»
В феврале прошлого года арбитраж ввел внешнее наблюдение на ОАО «Метрострой» и назначил временного управляющего. Полгода спустя было образовано новое АО – «Метрострой Северной столицы», где держателем 65% акций стал город, а остальные достались банку ВТБ.
В конце августа Арбитражный суд признал старый «Метрострой» банкротом, затем город расторг контракт с ОАО «Метрострой» и заключил аналогичный единый государственный договор с АО «Метрострой Северной столицы».
90% метростроевцев – 3100 человек из 3300 – уже перешли на работу во вновь созданное предприятие. Долги по зарплате пока сохраняются, но, как пообещал глава Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Андрей Левакин, их планируется погасить до Нового года.
Главное же – метростроевцам обещана сильная внешняя поддержка. Напомним, что в сентябре 2021 года состоялась встреча губернатора Петербурга Александра Беглова и председателя правления банка ВТБ Андрея Костина, при этом о своем намерении финансировать строительство метро в Северной столице Андрей Костин заявил еще в прошлом году на встрече с президентом России Владимиром Путиным.
«Первоочередные затраты касаются обновления оборудования», – отметил председатель правления банка на сентябрьской встрече.
Как сообщили в Смольном, правительство города приняло решение о докапитализации программы метростроения на 6,4 миллиарда рублей. Средства будут направлены на обновление материально-технической базы и закупку нового оборудования. Первоочередными участками, с которых АО «Метрострой Северной Столицы» начнет работу, должны стать строящиеся Красносельско-Калининская и Лахтинско-Правобережная линии.
«Сотрудничество Петербурга и банка ВТБ носит стратегический характер. Уверен, новые проекты будут также успешно воплощены, – подчеркнул губернатор Александр Беглов. – Банк – давний и надежный партнер нашего города. Успешный опыт предыдущей работы позволит нам развить это сотрудничество и претворить в жизнь новые крупные проекты».
К слову, помимо финансовых вливаний банка ВТБ, планируется поступление в городской бюджет дополнительных средств в виде налоговых отчислений компании «Газпром». И благодаря этому ежегодные расходы на строительство метро будут увеличены до 50 миллиардов рублей. Такие объемы финансирования, рассчитывают в Смольном, позволят к 2024 году сдать сразу 3 станции: «Казаковская» («Юго-Западная»), «Путиловская» и «Горный институт». Всего в рамках госпрограммы до 2032 года планируется построить 12 новых станций, в том числе «Кудрово» с электродепо «Правобережное» на территории Санкт-Петербургской агломерации. Таким образом, на карте подземки появится уже вторая станция (после «Девяткино»), находящаяся в другом субъекте Российской Федерации.
«Метрополитен – это каркас транспортной системы Петербурга, и перед нами стоят масштабные задачи по его расширению», – добавил глава города.
Большие планы
Имущество обанкротившегося ОАО «Метрострой» с ведома конкурсного управляющего будет использоваться АО «Метрострой Северной столицы» на правах аренды, в том числе речь идет про проходческий щит «Надежда», который был увезен в Москву.
Спасет ли это уже положение? Одно это – нет. Как объяснил генеральный директор АО «Метрострой Северной столицы» Владимир Шмидт, у компании большие планы по обновлению материально-технической базы.
«Реновация также находится среди первоочередных задач компании. Но производство не модернизировалось годами, и провести замену всех его элементов быстро просто невозможно. Это процесс, который займет время, – отметил Владимир Шмидт незадолго до того, как АО «Метрострой Северной столицы» оказался наделен статусом единственного исполнителя работ, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией объектов метрополитена Петербурга. – Также мы оцениваем необходимое количество материалов для обеспечения бесперебойных работ. Закупки материалов и техники будут осуществляться в соответствии с планами и заявками сотрудников с необходимой квалификацией и опытом».
Руководитель компании напомнил, что никто не отменял задач по метростроению в рамках госпрограммы (12 станций до 2032 года), однако планы у АО «Метрострой Северной столицы» гораздо более обширные.
«В комплекте документов по наделению «Метростроя Северной столицы» статусом единственного поставщика сформирована программа развития метрополитена в Петербурге до 2045 года, которая предполагает и необходимые объемы финансирования, – добавил Владимир Шмидт. – Нам уже сегодня очевидно, что для реализации программы с учетом предполагаемого объема финансирования сил инженерно-технического состава и рабочих, задействованных сегодня на объектах метростроения, будет недостаточно и потребуется привлечение новых специалистов. Но это задача завтрашнего дня».
Весь процесс, в котором задействованы силы правительства Петербурга и «Метростроя Северной столицы», Владимир Шмидт назвал «своего рода спасательной операцией для коллектива метростроителей».
«Она нужна не только для продолжения строительства транспортной инфраструктуры, но во многом для того, чтобы целая отрасль продолжала функционировать в городе, сохранялись и развивались уникальные производства», – резюмировал он.
«Маховик метростроения»
Исследователь петербургского метрополитена Дмитрий Графов приветствует новую веху в петербургском метростроении.
«При кратном увеличении финансирования стоит ожидать раскручивания маховика метростроения. Появилась уверенность, что четыре станции – «Театральная», «Горный институт», «Юго-Западная» и «Путиловская» – будут, наконец-то, построены. В первую очередь, конечно, стоит готовиться к открытию участка до «Горного института» – готовность там существенно выше чем, на двух станциях шестой, Красносельско-Калининской линии», – сделал прогноз в разговоре с «БД» специалист.
Вторым, не менее важным событием Дмитрий Графов назвал возвращение в Петербург проходческого щита «Надежда», который «халтурил» в Москве.
«В Петербурге десятиметровый щит (он почти в два раза больше, чем обычный) в ближайшее время можно использовать только в одном месте: на участке третьей линии за «Беговой» – там, где проложен двухпутный тоннель. Уже упомянутые станции на коричневой и зеленой ветках спроектированы под два классических тоннеля, а вот «Богатырская» и «Каменка» (в районе Шуваловского проспекта) планируется строить таким образом, что рельсовые пути будут располагаться по середине, а платформы встанут по бокам (именно здесь и пригодится щит «Надежда», – Ред.). Далее применение этого щита можно будет распространить и на другие объекты, вплоть для строительства Орловского тоннеля. Так или иначе, этот щит покупался для Петербурга, и, как мне кажется, он и должен приносить пользу петербуржцам», – считает Дмитрий Графов.
Инженер Бюро транспортного планирования OTS Lab Дмитрий Баранов в свою очередь заявил, что появление новой структуры – АО «Метрострой Северной столицы» – безусловно, является верным шагом, потому что нельзя допустить, чтобы в таком городе как Петербург не было бы своего метростроителя.
«Оптимальной стала бы ситуация, при которой метростроевцы взяли бы на себя смежные заказы: это не только строительство тоннелей, но и, например, возведение подземных коммуникаций: канализационных коллекторов, электроподстанций, узлов связи. Все это можно спрятать под землю, обеспечив при этом метрострой постоянным заработком», – поделился специалист мнением с «БД».
Цитаты
«Создание самого глубокого метро в мире – процесс непростой. Но мы сделали важный шаг, чтобы петербургский метрополитен развивался. Решение президента и правительства России – это доверие к нашей с ВТБ команде. И мы его обязательно оправдаем».
(Максим СОКОЛОВ, вице-губернатор Санкт-Петербурга)
«Чтобы подземка в нашем городе вернулась к советским темпам строительства, требуется, чтобы заказчик – ГУП «Петербургский метрополитен», проектировщик – ОАО «Ленметрогипротранс» и строитель – АО «Метрострой Северной столицы» работали в тесной связке, получая полноценное финансирование. Надеюсь, впредь так и будет».
(Николай КУЛАГИН, глава петербургского отделения Тоннельной ассоциации России.)
На заметку
В начале декабря 2021 года совет директоров АО «Метрострой Северной столицы» одобрил условия заключения долгосрочных арендных договоров с ОАО «Метрострой» и предоплаты за несколько месяцев аренды. Тем самым, АО «Метрострой Северной столицы» получит в свое распоряжение движимое и недвижимое имущество ОАО «Метрострой», необходимое для выполнения работ по метростроению.
Кстати
Что касается дочерних предприятий ОАО «Метрострой», то на многих из них также введена система внешнего наблюдения. Все процедуры находятся под контролем города.
«Мы четко нацелены на развитие метростроения в нашем городе и знаем, что нужно делать для этого. Мы аккумулировали для этого серьезные финансовые ресурсы», – заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов на встрече с сотрудниками одного их таких предприятий – завода железобетонных изделий.
С февраля 2020 года на заводе удалось рассчитаться со всеми долгами по заработной плате, которые доходили до полугода. Кроме этого, предприятие вышло на стабильную производственную программу – объем освоения финансовых средств превысил более миллиарда рублей в месяц.
Конкретно
АО «Метрострой Северной столицы» – совместное предприятие правительства Петербурга (65%) и Группы ВТБ (35%). Общество было учреждено 12 октября 2020 года для реализации планов Петербурга по строительству метро. В октябре 2021 года АО «Метрострой Северной столицы» получило статус единственного поставщика на проектирование, строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (метрополитена) в Петербурге. Такое решение было принято правительством Российской Федерации по поручению президента страны Владимира Путина.
Текст: Нина Астафьева, Максим Сю