«ЭкспоФорум» ждет деловых туристов
Как пандемия COVID-19 отразилась на конгрессно-выставочной деятельности в Петербурге и почему важно развивать деловой туризм – об этом «БД» рассказал генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл», президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.
– Сергей Георгиевич, традиционно «Экспофорум» – площадка для проведения крупных событий как городского, так и федерального масштаба. Но пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Расскажите, как она повлияла на вашу работу?
– 2021 год прошел напряженно. На конгрессно-выставочной индустрии по‑прежнему отражаются все последствия ограничений, вызванных пандемией: ужесточение требований к безопасности, рамки по числу присутствующих на проекте, закрытые границы, запреты на командировки, требования подтверждения QR-кодов. Это вызвало снижение числа мероприятий, участников, посетителей.
Из позитивных тенденций отмечу тренд на восстановление по сравнению с 2020 годом. «ЭкспоФорум-Интернэшнл» в этом процессе опережает показатели и мирового, и российского рынков.
– Можете озвучить цифры?
– Если говорить в целом, то мы заканчивали 2021 год лучше, чем 2020-й, но хуже, чем 2019-й (по понятным причинам). По данным экспертов, в 2021 году мировой рынок конгрессно-выставочных услуг оценивается в $ 14,8 миллиарда, что на 49% ниже, чем в 2019 году. По оценкам Российского союза выставок и ярмарок, в нашей стране наблюдаются те же тренды, что и во всем мире. Показатели упали на 40% по сравнению с 2019 годом. На этом фоне компания «ЭкспоФорум-Интернэшнл» смотрится вполне достойно. Мы пока в убытках, но восстанавливаемся чуть лучше рынка. Объем выручки по конгрессно-выставочной деятельности «ЭкспоФорум-Интернэшнл» в 2021 году уменьшился на 28% по отношению к 2019 году, и это существенно лучше мировых трендов (–49%).
В 2021 году мы провели 149 офлайн- и гибридных мероприятий на площадке конгрессно-выставочного центра «Экспофорум». В результате нас посетили 500 тысяч гостей и 5 тысяч экспонентов. И это – вдвое меньше и по количеству проектов, и по числу участников, чем в 2019 году. В 2021 году традиционно конгрессно-выставочный центр принял Петербургский международный газовый форум, Петербургский международный экономический форум. Впервые на нашей площадке прошел Военно-морской салон».
– Какие новые форматы работы появятся у компании?
– На нашу работу из-за пандемии мы сегодня смотрим уже по-новому. Конечно, живое человеческое общение ничто не заменит. Особенно оно важно в конгрессно-выставочной сфере, когда можно не только рассказать, но и показать результат своей работы, убедиться в надежности поставщиков, например. Поэтому традиционное проведение мероприятий с живым общением – это незаменимый формат, который, к счастью, постепенно восстанавливается.
При этом пандемия дала импульс развитию нашей работы в разных форматах. Например, омниканальность, когда сотрудники одной компании могут работать из разных точек на единой онлайн-платформе.
Отдельное направление – это работа с контентом. Создание базы данных, в которой представлены тренды, новинки, актуальная информация, связанная с отраслью.
Затем community. Нам важно, чтобы участники наших выставок объединялись в сообщества для обмена полезной информацией в своих отраслях.
На развитии этих трех направлений мы сосредоточимся в ближайшее время.
– Одним из перспективных направлений власти Петербурга называют развитие делового туризма. Какую роль «Экспофорум» играет в этой сфере?
– Всегда 80% в сфере делового туризма занимала конгрессно-выставочная деятельность, оставшиеся 20% – в основном командировки. Это подтверждает и статистика. В 2019 году Петербург в рамках делового визита посетили 1,2 миллиона человек, из них 600 тысяч приехали на мероприятия «Экспофорума». При этом нельзя забывать, что мы не только организуем и проводим мероприятия на нашей основной площадке, но и помогаем с этим другим площадкам. Поэтому наша роль в поддержании и развитии делового туризма в Петербурге достаточно большая.
Автор: Яна Григорьева