Стивен Ридли: «Моя музыка – это не забота о банковском счете»
Британский пианист-виртуоз Стивен Ридли эксклюзивно для «БД» рассказал о том, почему бросил банковское дело ради творчества.
– Стивен, однажды вы сказали, что хотели бы родиться в России. А почему?
– С Россией у меня какая-то особая связь. Мне кажется, что в прошлой жизни я, наверное, был русским. Как будто Россия – это часть моей души! В русском характере есть уникальные качества, и я вижу их в себе: упорство, эксцентричность, решительность, фундаментальная доброта, открытость, теплота сердца и искренность. Я люблю Россию всем сердцем. Поэтому, конечно, я хотел бы проводить больше времени там.
– Правда, что вы как-то сняли квартиру в Москве чуть ли не на месяц?
– Нет, не совсем. Но я хотел бы это сделать – пожить, например, на Патриарших прудах… Однако мировая ситуация с ковидными ограничениями немного мешает моим планам.
Кстати, я проделывал подобное в других странах: Бразилии, Франции, Италии, Шотландии, США, Коста-Рике и даже в Лондоне. Почему «и даже»? Я же сам живу в Лондоне, но иногда мне нравится поселиться в каком-нибудь местном отеле на недельку другую и не выходить из номера. Это дает какое-то особенное вдохновение. Я просто беру с собой синтезатор, немного бумаги для записей и несколько крутых фильмов. Надеваю гостиничный халат и пользуюсь только услугами отеля: заказываю еду, горничная убирает номер… А я пишу в это время музыку. В тишине и покое.
– Возможно, Петербург подойдет вам больше для творчества…
– Не знаю. Я был в Петербурге несколько раз, и мне действительно тут понравилось. Подумаю…
– А что это за история с пельменями? Про вас можно прочитать, что однажды вы специально прилетели в Россию, чтобы поесть пельмени?
– Да, такое было! Я был с частным концертом в Перми. А на утро следующего дня у меня был концерт для детей из детского дома. И в детском доме меня угостили пельменями. Я впервые попробовал это блюдо и был потрясен! Когда я поехал в аэропорт, то там есть маленький ресторанчик, я не помню названия, но там подают пельмени, 300 рублей за порцию. Конечно, я должен был их заказать. И – боже мой! По сей день это самые вкусные пельмени, которые я когда-либо пробовал в своей жизни.
Затем я отправился в Москву и весь полет только о пельменях и думал! Отыграл в Москве свое шоу, следующий день у меня был свободным, поэтому я просто купил билет на самолет и вернулся в Пермь в тот же самый ресторан. Заказал сразу 3 порции. И еще медовый торт.
– Вы часто устраиваете неожиданные перформансы на улице, собирая вокруг себя сотни людей… Что это для вас – выход из зоны комфорта? Или вам просто нравится создавать вокруг себя ажиотаж?
– Жизнь для меня – это приключение. А я обожаю приключения! Мне нравится исследовать неизведанное. Признаюсь, я уже очень давно вышел, как вы говорите, из зоны комфорта. Я отношусь к жизни как к большой игре «а что, если…». Например, а что, если я сыграю на пианино в метро, а что, если я буду ходить без обуви…
– Вы создали свою собственную независимую студию звукозаписи в Лондоне потому, что не хотите связывать себя контрактами и обязательствами? Но это же большой риск…
– Знаете, это давление. Но давление – это не всегда плохо. Без него вода не выходила бы из крана.
Я хочу создавать качественную музыку, которую невозможно сделать никакими другими способами. Звукозаписывающие компании хотят выпускать дешевую одноразовую музыку, двухминутные хиты, как с конвейера, один за другим. Я же хочу сделать что-то вечное, нестареющее, вневременное. Я готов пробовать пианино за пианино, чтобы получить тот идеальный звук, попробовать сотни микрофонов, чтобы найти тот, который идеально резонирует.
– И когда же мы услышим результаты вашего творчества?
– Сначала я собираюсь выпускать синглы, по одному за раз. Первый намечен на январь 2022 года. Это невероятно напряженная работа. Я играю более чем на 60 инструментах в треке! Представляете? Кроме того, я придумал сценарий, написал хореографию, разработал костюмы, отредактировал видео и соединил все воедино. Все сам. Четыре месяца интенсивного сосредоточения! Огромный бюджет, но экономика здесь не играет особой роли. Это мой первый сингл. Это важный момент для меня.
– Вы говорили, что во время игры на пианино не замечаете времени и выходите в астрал… А на концертах перед публикой это тоже бывает?
– Фортепиано – это танец, где-то далеко от физического тела. Это всегда путешествие. У меня был концерт как раз перед введением ограничений из-за пандемии, на котором присутствовали около трех тысяч человек. И я попросил их описать мое шоу одним словом. Более двух тысяч человек написали одно и то же: Spiritual (духовный, – Ред.).
Но, если честно, я никогда не собирался делать что-то подобное. Я просто выхожу на сцену, сажусь и играю. Но играю с открытым сердцем, я как бы принимаю всех в свое пространство. И это пространство меняется. Это не запечатлевается на видео, не остается отпечатком на микрофонах, но, когда вы там, со мной, вы это чувствуете. Что-то невероятное есть в этом моменте, это неоспоримо, это чистой воды волшебство!
– Перед какой публикой интереснее выступать? Перед простыми людьми или на частных вечеринках очень состоятельных людей?
– Каждому своему шоу я отдаю 100 000% усилий, выкладываюсь в полной мере. И мне неважно, перед кем я выступаю: их национальность, любимая еда, на какой стороне кровати они спят (или сколько стоит эта кровать). Это вообще не имеет никакого значения.
Моя музыка – это не забота о банковском счете. Это что-то, что идет прямо в душу, и вы ничего не можете сделать, чтобы остановить это.
Например, совсем недавно я сначала сыграл на частном мероприятии в чьем-то роскошном доме в Лондоне, а затем еще на шикарной вечеринке в стиле «Великого Гэтсби». И сразу после этого я выступал в одном из киевских парков абсолютно бесплатно. Потому что мне просто захотелось подарить людям что-то прекрасное.
– Онлайн или живые концерты?
– Онлайн-концерты во время пандемии оказались великолепны. Это сначала я был уверен, что никто ничего не почувствует, но… как же я ошибался! Это было нереально. Я видел сотни лиц со всех уголков мира, где я даже не бывал: танцующие пары в гостиной, кто-то сидел с улыбкой, кто-то наслаждался музыкой с закрытыми глазами, а кто-то прыгал со мной.
Но при этом ничто не сравнится с живым шоу. Это другая, реальная связь, у воздуха другой вкус. Я чувствую аудиторию всеми частичками своей кожи. Живой концерт – это совершенно другой вид магии.
– В каком-то интервью вы говорили, что заработали 25 тысяч долларов, просто играя на пианино в режиме онлайн из своей спальни. Неужели деньги не имеют значения?
– Я не сосредотачиваюсь на том, сколько я заработаю. На первом месте – понимание того, что я могу дать людям, а остальное само о себе позаботится.
Другими словами, если вы в первую очередь будете думать о заработке, вы создадите быстрый и дешевый продукт, по-настоящему не вкладываясь в него. Ваш продукт быстро устареет, и – по иронии судьбы – в итоге вы окажетесь бедным. Но если вы сосредоточитесь на том, что вы можете дать публике, вы создадите нечто мирового класса, и людям это понравится. Всегда есть спрос на качественные вещи, поэтому вам никогда не придется беспокоиться о деньгах.
Вот реальный пример. Когда я создавал свою онлайн-школу, то вложил в нее все, что когда-либо заработал, и еще что-то взял в долг. Я начал проводить занятия в старейшем фортепианном зале в Великобритании, задекорировал его, в помещении стоят лучшее пианино в мире, лучшие микрофоны, лучшие камеры, лучшее освещение… Там все лучшее! Да, я мог проводить курсы, обучая людей по веб-камере из своей спальни и рассказывать скучную теорию музыки… Но я хотел сделать что-то настолько качественное, что могло бы дать людям что-то чертовски потрясающее. В моей школе совершенно другой способ обучения игре на фортепиано. Я разрабатывал этот метод более 25 лет. Он простой, веселый и, на мой взгляд, в десять раз эффективнее любого другого метода.
И да – это дорого. Но, в конце концов, это не «Фиат», а «Роллс-Ройс»!
– Признайтесь честно, вам не страшно было уходить из банковского сектора, чтобы посвятить всего себя музыке?
– Не скрою, это было чрезвычайно трудно. Когда я уходил, каждый близкий человек без исключения говорил мне, что я совершаю огромную ошибку. Но противовесом всех слов было чувство свободы. Когда я играл музыку на улицах, тысячи людей улыбались мне, обнимали, говорили добрые слова!
В конечном счете человек должен сделать свой собственный выбор в жизни. Разумеется, выбор – это всегда страшно, ведь это либо отказ от чего-то, либо приобретение чего-то.
Мне много раз приходилось принимать трудные решения. Но в этом и есть радость жизни. А жизнь без перемен едва ли стоит того, чтобы жить.
Справка «БД»
Стивен Ридли – уроженец Южного Йоркшира. С отличием окончил Даремский университет, специалист в области философии, политологии и экономики. Работал в инвестиционном банке. Десять лет назад, в 2011 году, оставил свое прежнее занятие и посвятил всего себя музыку и творчеству.
Цитата
«Русские женщины невероятно красивы! Но для меня женская красота не в формах, не в размерах бюста. Главное – это внутренняя красота. Если хотите – душа. Мне важно понять, кто передо мной, какая личность, как она относится к другим людям, какие у нее цели и на что она готова ради достижения целей. Я ценю доброту, искренность, хорошее чувство юмора, страсть к жизни и игривое отношение к ней, а также дружелюбное отношение к миру».
Автор: Анна Домрачева