Взлет на «Юпитер»
Российский футбол ждет масштабная модернизация. Объясняем, зачем она нужна и сколько денег принесет.
Нашему футболу осталось жить недолго в том виде, к которому мы привыкли: Российский футбольный союз решительно настроен менять не только систему детских школ и юношеских соревнований – управляющую организацию смущает еще и устройство главных профессиональных лиг. И все идет к тому, что уже в следующем сезоне Российская Премьер-лига сильно обновится.
Вместо традиционного гладкого чемпионата из 30 туров, когда 16 команд по очереди играют каждая с каждой по два раза, собираются внедрить более сложную, но в то же время более интригующую схему проведения. Турнир будет состоять из двух этапов: на первом сыграют 24 тура, а затем таблицу поделят на две части – топ-6 разыграют чемпионство, а в нижней десятке пойдет борьба за выживание, но при этом с шансами попасть в еврокубки.
Шанс разогнать экономику
Детальная дискуссия о масштабных реформах стартовала в середине лета – вскоре после болезненного вылета сборной России с Евро-2020, но на самом деле события-катализаторы произошли раньше.
В первую очередь руководство российского футбола обеспокоено слабыми результатами наших клубов в еврокубках: «Зенит» после побед в РПЛ два года подряд занимал последние места в группах Лиги чемпионов, в прошлом сезоне «Динамо» и «Ростов» сразу же вылетели от скромных соперников из Грузии и Израиля, ЦСКА в группе Лиги Европы отлетал 1:5 от болгарского «Лудогорца» и тоже был последним, а в целом исторический сезон с тремя клубами на групповом этапе ЛЧ завершился одной победой в основных раундах на всех – она у «Краснодара».
Стремительное падение быстро отразилось на таблице коэффициентов УЕФА: если считать два предыдущих сезона, у России 22-е место, хотя целью всегда было шестое. Его добились, когда получили три клуба в Лиге чемпионов, но потом все резко рухнуло. Еще спасает то, что представительство в еврокубках рассчитывается по сумме пяти последних сезонов, но этого запаса все меньше (когда начинается новый, откидывают очки за результаты пятилетней давности), поэтому действовать нужно быстро.
Президент РФС Александр Дюков против того, чтобы изменение формата элитной лиги называли глобальной реформой – в его картине преобразований это лишь верхний слой, просто самый заметный. Гораздо важнее в его представлении планомерная модернизация в работе с юношами, но так как РПЛ привлекает несравнимо больше внимания, центром обсуждения за последние пару месяцев стала именно структурная реформа.
Главное, чего хотят добиться – большего количества значимых игр для каждой команды, в том числе нарастить число топ-матчей между лидерами РПЛ. Во-первых, так станет больше интенсивных противостояний, где соперники равны друг другу по классу – и опыт наблюдения, и научные данные говорят о том, что это лучшая среда для индивидуального роста. Во-вторых, более интригующие матчи и просто их большее количество – основа для роста продаж билетов и стоимости телеконтракта, в здоровой футбольной экономике это главные источники дохода наряду со спонсорскими вложениями.
Мотивация для всех
Новая система проведения РПЛ, которую при разработке назвали «Юпитер 16», поначалу отпугнула функционеров-ретроградов: они посчитали принципы слишком запутанными и настаивали, что усложнение напугает и болельщиков. На самом деле система выглядит лишь непривычно. Чтобы ее понять, достаточно разобраться в принципах формирования.
На первом этапе каждая команда проведет по 24 матча. Количество туров тут урезали, чтобы спокойно разместить в календаре второй этап с дополнительными девятью-десятью играми для каждого участника.
Вторая стадия – решающий отрезок с разделением на две группы. Они не одинаковые, не по восемь команд в каждой, а шесть наверху и десять снизу, потому что важно сохранять интригу и мотивацию для всех. Так уменьшают вероятность, что седьмая и восьмая команды быстро отстанут от претендентов на медали, и игры с ними внутри элитной группы потеряют нужный накал.
К тому же у финишировавших седьмыми и восьмыми, то есть лидеров нижней группы, будет бонусный шанс пробиться в еврокубки – создатели системы называют его мостом с позитивной целью. Это важно на случай, если внизу кто-то быстро обезопасит себя от вылета. В этот момент включится дополнительная мотивация – борьба за Европу: сначала матч между собой, а затем стыковой матч с четвертым местом для победителя – в нем разыграют путевку в младший еврокубок.
При этом вариант с урезанием лиги ради интенсификации турнира принципиально не рассматривают: изначально приняли решение, что сокращение до 12-14 клубов в России неуместно, так как это заведомо лишит лигу нескольких больших региональных рынков.
Общий доход
Чтобы добиться изменений, РФС провел масштабное исследование – его заказали голландской компании Hypercube, которая за последние годы стала самой авторитетной в том, что касается модернизации систем в футбольных турнирах. Например, буквально за несколько месяцев до того, как предлагать обновление для РПЛ, именно голландскую идею использовали, чтобы расширить Лигу чемпионов – главный и самый статусный клубный турнир Европы.
В российской индустрии до 2021-го мало кому был известен Питер Ньювенхейс, а в европейском футболе его знают давно, потому что это именно он создал Hypercube и за последние 15 лет предложил планы реформ многим турнирам. Например, как раз с ним консультировались при преобразовании Кубка УЕФА в Лигу Европы, на чемпионатах Европы с 2016-го выступают 24 команды вместо 16 тоже с помощью идей голландца.
Что еще ближе к РПЛ – это Питер занимался разработкой реформ чемпионатов в Нидерландах, Бельгии, Дании и Австрии, которые с тех пор зажили гораздо свободнее в плане экономики, стали привлекать больше рыночных денег и меньше зависеть от прихотей якорных спонсоров.
Большинство региональных клубов РПЛ, которые чаще борются в нижней части таблицы, сразу после появления деталей о новом формате, раскритиковали его. Среди аргументов в том числе едкие комментарии в адрес Питера и его команды о том, что голландцы ничего не знают о российских особенностях, никогда не бывали дальше Москвы и не учитывают особый менталитет россиян.Кроме того, что эти слова сами по себе чаще всего звучали не слишком убедительно, открытый к критике и любым дискуссиям Ньювенхейс и сам готов предоставлять контраргументы.
По словам Ньювенхейса, небольшие региональные клубы при оценке идей в первую очередь отталкиваются от краткосрочных перспектив: например, их пугает риск неприезда к ним в город одного из топ-клубов (если он будет среди тех троих соперников, с кем на первом этапе только гостевой матч) и соответственно недополучение выручки от продажи билетов на игру повышенного интереса. В то время как следует думать в долгую.
«Важнее всего общий рост доходов лиги: раз увеличится сумма, которую предстоит распределять между участниками, значит больше заработает и каждый клуб в отдельности», – объясняет Ньювенхейс.
Цифры
С 80 миллиардов до 102 миллиардов вырастет доход РФПЛ в случае реформы (здесь и далее – по расчетам голландской компании Hypercube)
С 15 300 до 17 600 тысяч зрителей увеличится средняя посещаемость матчей чемпионата России
На 1/3 увеличатся доходы топ-клубов
На ¼возрастут доходы команд из середины таблицы
И на 8% станут богаче аутсайдеры
10 000 симуляций в своем алгоритме провели аналитики, чтобы сделать эти прогнозы
Цитата
«Вы не представляете, как жестко наши идеи встречали в тех странах, где реформы уже реализованы. Наша компания занимается системами проведения турниров уже 20 лет, за это время точно выработалось умение взвешенно реагировать на критику, вычленять из нее только рациональное и отвечать оппонентам содержательными контраргументами. Сравниваю дискуссию, которая сейчас развернулась в России, с происходившим, например, в Бельгии – там мы были просто под обстрелом. И ничего: надели бронежилеты, вышли на линию огня, новую схему в итоге внедрили. И теперь ею все довольны, в первую очередь благодаря тому, что участники турнира стали больше зарабатывать».
(Питер Ньювенхейс, глава голландской компании Hypercube)
Андрей Васильев