Сколько театров – столько и моделей управления
Какой должна быть бизнес-модель идеального театра, как выстроить взаимовыгодные отношения с потенциальными спонсорами и получить поддержку от государства, обсудили независимые продюсеры, руководители театров и представители бизнес-сообщества на конференции «Театр как бизнес-модель», которая прошла в рамках фестиваля «Балтийский дом».
Пандемия нанесла серьезный, но все-таки не смертельный удар по театрам. Конечно, государственным коллективам, получающим ощутимую поддержку от Министерства культуры и Комитета по культуре Санкт-Петербурга, было легче. Но когда на всех уровнях власти приняли решение о поддержке негосударственных театров, некоммерческих творческих организаций, театральных проектов, их участники тоже вздохнули с облегчением.
«Борьба с пандемией еще далека от победы. Это все понимают, но именно в это время мы наращиваем поддержку негосударственных театров», – подчеркнула заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.
Частный сектор
«Своей основной задачей мы видели поддержку негосударственных театров, укрепление взаимодействия с ними, которое необходимо расширять», – заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский.
Он отметил, что сейчас связке театр – город удалось выйти на новый уровень. В текущем году в бюджете Петербурга в отдельную строку выделена субсидия негосударственным театрам в сумме 70 млн рублей. Средства уже получили 37 коллективов.
Выделяются деньги на постановку и выпуск новых спектаклей. Например, в этом году в Комитет по культуре поступило 49 заявок на 200 млн рублей. Удовлетворить всех, конечно, не получилось. «Но мы будем думать об увеличении финансирования», – обнадежил вице-губернатор. Также предусмотрено выделение средств на проведение фестивалей, музейных и театральных проектов Некоммерческих организаций (НКО).
«Работа будет продолжена. А объемы финансирования увеличены», – заверил Борис Пиотровский.
Театр-спутник
В поддержке нуждаются не только частные, но и государственные театры, строящие свою работу на разных принципах управления. Например, в театре «Приют комедианта» нет постоянной труппы. В Александринке, наоборот, большой коллектив. А недавно здесь привлекли к сотрудничеству негосударственные театры и подготовили проект «Седьмой ярус».
«Это новая форма сотрудничества, новая бизнес-модель театра. Александринка предоставляет возможность творческого дебюта негосударственным театрам, не имеющим своих стационарных площадок», – рассказал директор Александринского театра Сергей Емельянов. Он считает, что это один из вариантов продвижения театра и подчеркивает, что подобные эксперименты положительно сказываются на посещаемости.
«Если раньше билеты можно было купить буквально перед началом спектакля, то сегодня 98% билетов распродаются заранее», – сказал он.
Театр-спутник есть и у «Балтийского дома». Сегодня это студия Анатолия Праудина. А вообще, считает директор театра Сергей Шуб, сколько театров – столько и моделей управления.
«Театр – это штучное производство. Разные по численности коллективы, разные по вместительности залы или их отсутствие – все это приводит к тому, что бизнес-модели каждый раз нужно корректировать», – говорит он.
Культурная перезагрузка
Ну и какая модель без квалифицированных специалистов? А их, по мнению руководителей театров, сегодня не хватает.
Так, директор-художественный руководитель театра на Литейном Сергей Морозов посетовал на отсутствие профессиональных менеджеров, которым нужны «пограничные знания» – некий конгломерат сведений о театре, его продвижении и экономике.
«Нужна культурная перезагрузка», – убежден он.
Поддержала его позицию и директор негосударственного театра «Карлсон-Хаус» Анна Павинская. Она считает, что знаний о современном театральном менеджменте сегодня действительно не хватает. Поэтому предлагает организовать для специалистов обучение основам экономики, а студентов глубже погружать в театральную жизнь.
По мнению руководителей театров мешает им в работе и бюрократия, которая по-прежнему существует, например, при подаче заявки на грант или оформлении нового проекта.
«В нашем театре совсем немного сотрудников. Поэтому нам особенно жаль тратить время не на творчество, а на оформление бумаг, которые нужно подготовить, как в электронном, так и в бумажном виде», – пожаловалась Анна Павинская.
Цена вопроса
Важное значение для определения бизнес-модели любого театра имеет его ценовая политика. Ведь ее нужно выстроить так, чтобы стоимость билетов устраивала обе стороны – и зрителя, и сам театр.
По мнению руководителей, Закон о культуре, который дал право театрам самостоятельно устанавливать цены на билеты, является колоссальным достижением. Но как бы не хотелось театру установить максимально высокую цену, делать это надо осторожно. Во-первых, это может оказаться не по карману зрителю. Во-вторых, у него сегодня такой большой выбор культурного досуга, что он вряд ли отдаст предпочтение мероприятию с завышенными ценами.
«Мы проводим фестиваль «Опера- всем» бесплатно для всех. И к нам ежегодно приходит до 25 тысяч человек. Это не всегда меломаны. Но таким образом мы приобщаем людей к прекрасному», – сказала директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак.
Стать соучастником
Бесплатно показывает свои спектакли и «Плохой театр».
«Мы не получаем никакой поддержки, потому что хотим сохранить независимость. К нам в театр приходят бесплатно, нужна только регистрация, чтобы не превысить вместимость зала», – рассказал его художественный руководитель Дмитрий Крестьянкин.
Кстати, постоянного помещения у театра тоже нет. Но ему удается договариваться с разными площадками. Иногда бесплатно, а иногда – рассчитываясь теми деньгами, которые зрители добровольно оставляют артистам.
«У нас все работают бесплатно. Чтобы сделать интересный спектакль, артисты, даже из БДТ или Александринки, готовы играть бесплатно. То есть практика показывает, что наша модель жизнеспособна», – рассказал он. Создавать прецедент и навязывать другим свою бизнес-модель он не хочет. Но уверен, что для «Плохого театра» ее нужно сохранить.
«Если на первых этапах билеты приносили нам полторы тысячи дохода, то сейчас – порядка 70 тыс рублей», – убеждает он цифрами.
Мнение бизнес-сообщества о поддержке театров озвучил директор по маркетингу Группы RBI Михаил Гущин. По его словам, чтобы получить финансовую поддержку от компании, нужно соответствовать нескольким критериям.
«Для нас важно, чтобы проект содержал что-то новое. Чтобы наша компания могла стать его соучастником. А само событие – заметным явлением в театральной жизни города», – подчеркнул он.
Марина Алексеева