Есть ли будущее у NFT искусства
Еще совсем недавно о NFT токенах мало кто слышал, да и интересовали они немногих. Но скандал между Эрмитажем и лидером Rammstein Тиллем Линдеманном, который после съемок клипа в музее стал нелегально продавать предметы с цифровыми изображениями, привлек внимание к ноу-хау. А заоблачные цены на NFT картины, достигающие, пусть и в криптовалюте, десятков миллионов долларов, подогрели интерес к этой теме еще больше.
Так в чем же феномен невзаимозаменяемых токенов и что ожидает с его развитием рынок искусства?
Единственный и неповторимый
Специалисты объясняют: NFT-токен — (от англ. non-fungible token) невзаимозаменяемый токен, обозначающий право собственности над каким-либо объектом, который выражен в цифровом виде. То есть токен – это своего рода аналог ценной бумаги в цифровом мире.
Иллюстрируют эту технологию с помощью простого, но убедительного примера. Так, если у вас есть сто рублей, которые вы одолжили своему приятелю, то и вернуть он вам будет должен ту же сотню, из каких бы купюр она не состояла. То есть количество денег у вам не изменится потому, что деньги взаимозаменяемы. Но если вы отдали, к примеру, клюшку с автографами известных хоккеистов, а вам возвращают обычную, пусть даже новую, вряд ли вы останетесь довольны. Причина в том, что ваш предмет был уникален, в чем и заключалась его ценность.
То же и с невзаимозаменяемыми токенами. Они полностью уникальны — и дают возможность владения объектом, который существует в единственном экземпляре: музыкальными произведениями, цифровыми художественными объектами, игровыми предметами (оружие, персонажи) и любыми другими уникальными виртуальными вещами.
По словам Дмитрия Озеркова, новый формат позволяет произведению находиться в Интернете в виде уникального адреса или кода. «Это может быть любой файл, картинка, видео, звук, анимация, все, что угодно. И главное в нем не то, что изображено, а как это хранится. То есть это, скорее, некая форма существования, вид и жанр искусства, а не художественный стиль», – уточнил эксперт.
Все на продажу?
Сегодня с помощью NFT-токенов музыканты продают новые альбомы, художники — цифровые картины, а геймеры — игры и виртуальных котиков.
Первым известным случаем превращения физически существовавшего произведения искусства в виртуальный актив считают работу художника Бэнкси «Morons (White)», которую блокчейн-компания Injective Protocol купила у галереи Taglialatella Gallery в Нью-Йорке за 95000 долларов США, а потом сожгла, организовав трансляцию в твиттере. После чего цифровую копию сожженной картины компания превратила в NFT и спустя несколько дней продала уже за 380 тыс долларов.
Цифровая картина Майка Винкельманна, известного под псевдонимом Beeple, представляющая собой коллаж из всех изображений, которые он ежедневно публиковал в интернете в течение пяти тысяч дней, была продана на торгах аукционного дома Christieʼs за 69,3 млн долларов. Это абсолютный рекорд в области продаж цифрового искусства, связанного с NFT, и третья по величине аукционная цена за работу ныне живущего художника. Выше оценивались только картины Джеффа Кунса (91,1 млн долларов) и Дэвида Хокни (90,3 млн долларов).
Кроме картин и цифровых рисунков, продать как NFT можно практически все. Так, диджей 3LAU продал свой музыкальный альбом за 11,6 млн долларов. За токенизированный мем с радужным котом заплатили 580 тыс долларов, а за первый твит главы Twitter — 2,9 млн долларов.
В России лидерами NFT-рынка считаются цифровые художники Никита Реплянский, Эдуард Михайлов и Brickspacer (Степан Христофоров), Настя Ибрагимова и Martisha. Появляются авторы и из традиционного арт-рынка, это звезды стрит-арта Миша Мост и Покрас Лампас.
Например, каллиграф Покрас Лампас продал на криптоаукционе работу «Transition» в виде токена за 28,7 тыс долларов. Новому владельцу достался снимок проекции картины художника на стену Чиркейской ГЭС. Покрас Лампас рассказал, что оригинал был написан на холсте, оцифрован и спроецирован на физический объект. Потом снова оцифрован и уже в виде виртуального токена продан.
«По сути токен — это документ, который подтверждает уникальность сделанной автором фотографии, навсегда зафиксированной в истории посредством блокчейна. А дальше уже вопрос к самой фотографии. Если люди считают, что она ценная, то они ее приобретают», – прокомментировал он.
Токен «Черного квадрата»
Новое явление еще только набирает обороты, однако неприятные инциденты уже есть. Речь идет о Тилле Линдеманне, который нелегально продает серию предметов с цифровыми изображениями, снятыми в музее во время съемок клипа «Любимый город». Хотя в договоре было прописано их использование только в клипе.
«Использование изображений предметов из собрания и интерьеров музея в коллекции токенов, еще и с указанием «Hermitage Edition», не было и не могло быть согласовано с музеем», — говорится в сообщении главного музея страны.
Пока все претензии и к музыканту, и к платформе NFT Frame Art, которая допустила контрафакт к продаже, остаются без ответа. Зато сам Эрмитаж уже выпустил первые цифровые копии пяти картин из своей коллекции. Серия работ состоит из таких произведений, как «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского, «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне. С каждого изображения создано по два NFT-токена. Один из них останется в собственности Эрмитажа, а второй будет продан в формате аукциона на криптовалютной бирже.
Каждая цифровая копия лично подписана гендиректором музея Михаилом Пиотровским. Он заверил их подлинность и создал самостоятельное произведение нанесением своей подписи, даты и точного времени подписания, тем самым придав им абсолютную уникальность. Место подписания — само здание Эрмитажа — также закреплено в метаданных. Все вырученные от продажи средства перейдут в Государственный Эрмитаж.
«Это скорее аукцион, который Эрмитаж будет проводить в целях разведки боем ситуации с NFT», – пояснил Дмитрий Озерков. Зато, добавил он, музей будет делать NFT Черного квадрата Малевича. Эксперт уверен, что его NFT-токен станет не простой цифровой копией музейного предмета, а «позволит в новых условиях современной культуры переосмыслить исторический и метафизический смыслы произведения Малевича».
Эта цифровая копия будет представлена на предстоящей выставке, которая пройдет в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Готовит ее Отдел современного искусства.
Эрмитаж диктует моду
«Выставка находится в контексте наших экспериментальных выставок. И станет продолжением работы Эрмитажа над новыми формами искусства, начатой в рамках выставок «Инновация как художественный прием» (2018) и «Искусственный интеллект и диалог культур» (2019). Предстоящая выставка будет знакомить посетителей с новым форматом цифрового искусства», – поделился Дмитрий Озерков.
Эрмитажный проект станет первым в России выставочным исследованием в области искусства NFT-токенов и их использования в художественной сфере, что сегодня является наиболее актуальной повесткой в области современного искусства.
«Сейчас создание цифровых двойников находится в тренде. И большие музеи должны быть передовыми в этом отношении. Поэтому мы первыми из музеев мира стали говорить о NFT как о новом формате», – заявил Дмитрий Озерков.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский также убежден, что внедрение современных технологий будет способствует демократизации музея. А на предстоящей выставке покажут и то, что специально произведено для NFT, и то, что собирают NFT-коллекционеры.
Будущее NFT
«Мы и токены делаем, и TikTok сейчас завели. Это одна из новых сфер, где Эрмитаж опробует свои возможности», — сказал Пиотровский. По мнению директора, внедрение современных технологий в работу музея способствует демократизации учреждения и никак не скажется на развитии искусства. «Это новая глава в истории рынка, не в истории искусства», — подчеркнул он.
«Рынок NFT переживал разные времена. Были скачки, потом наступил период стабилизации, и он выровнялся. Сейчас идет переоценка данных. Подтверждении тому – некоторое количество инвест-сделок в платформы даже с российскими корнями. Так что сам рынок навсегда», – убежден Вадим Смахтин, куратор направления Digital Artв Центре Art Science Университета ИТМО.
«С моей точки зрения, новые NFT технологии – всего лишь инструмент. Они это сами по себе не порождают никакого смысла. А для нас очень важен разговор о смыслах», – говорит директор ЦВЗ «Манеж» Пригара. Он считает, что предугадать, есть ли будущее у этой технологии трудно. «Нам еще 5 лет назад предлагали очки виртуальной реальности. Считалось, что они заменят в значительной степени наше восприятие мира. А сейчас мы видим, что они ушли на периферию и не получают широкого распространения. Новое не обязательно будет постоянным», – считает он.
Интересует новая технология и театральную общественность. Так, Новая сцена Александринского театра готовит круглый стол на эту тему NFT, который планирует провести примерно через месяц. «Как раз сейчас мы подробно разбираемся в этом явлении. Но все же думаем, что эта новая технология коснется театра в наименьшей степени», – считает генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич.
Между тем, художники, музыканты, журналисты все больше и чаще превращают свои произведения в токены и продают их за тысячи и миллионы долларов. Одни называют это революцией в мире цифрового контента, другие считают временным бумом и ждут, когда же этот спекулятивный пузырь наконец-то лопнет. Скоро узнаем?
КСТАТИ
По данным проекта NonFungible, объем рынка NFT в 2020 году составил 250 миллионов долларов — на 299% выше показателей 2019-го. В 2021 году оборот рынка NFT резко вырос и на сегодня превысил $400 млн.
Среди известных сделок — продажа коллажа Beeple за $69,3 млн, твита Джека Дорси за $2,5 млн и гифки Nyan Cat за $442 тысячи.
По состоянию на 1 сентября 2020 года, согласно данным платформы Nonfungible, все NFT-токены на рынке распределены следующим образом:
- 41% – игровая индустрия;
- 29% – предметы коллекционирования;
- 13% – сфера недвижимости;
- 7% – коллекционные карточные игры;
- 6% – названия доменов (да, некоторые готовы всеми способами сохранять за собой права владения уникальными именами доменов);
- 4% – искусство (изображения, музыку и даже видео также можно защитить при помощи зафиксированных на NFT авторских прав).
Марина Алексеева