Установить правила онлайн-игры: как меняется дистанционное образование
Онлайн-учебу в начале пандемии коронавируса не ругал только ленивый: в первый день карантина сайты для дистанта зависли, а в виртуальные школьные классы порой врывались «посторонние», которые мешали вести урок, будто непоседливый пятиклассник. Как вирус изменил дистанционное образование и заменят ли бумажные учебники виртуальными, узнавал «Бизнес дневник».
ПЛАТФОРМА В ПОМОЩЬ
Ведущие российские вузы в первые дни пандемии выложили в открытый доступ свои онлайн-курсы, тем самым подчеркнув тезис: было бы желание, а возможность учиться, хоть офлайн, хоть онлайн, найдется. Среди них были СПбГУ, Политехнический университет Петра Великого.
«Мы уже оказались в этом мире — мире дистанционных технологий. Когда стабилизируется эпидемиологическая обстановка, очевидно, что этот цифровой опыт останется с нами. Я очень надеюсь, что для большинства он не будет разрушительным: появятся новые навыки, способы коммуникации и идеи. И, опираясь на них, мы вместе будем строить мир, который останется реальным, но будет иметь серьезную цифровую оболочку», — сказала директор Института педагогики СПбГУ профессор Елена Казакова.
В первые карантинные дни на помощь школьным учителям пришли онлайн-платформы: кто-то предпочитал общение с учениками только в социальных сетях и мессенджерах, кто-то из педагогов отправлялся с учениками на сервисы, подобные онлайн-учебнику, например, «Учи.ру» или «Яндекс. Учебник».
«Петербург вошел в число лидеров пользователей «Яндекс. Учебником», – рассказал «Бизнес дневнику» руководитель региональных образовательных проектов проекта Артем Корзеев. – Самым популярным направлением стала начальная школа, поскольку мы начинали как сервис для начальной школы».
Сейчас школы Санкт-Петербурга активно участвуют в новом проекте – «Информатика в Яндекс.Учебнике». Это курс предмета для 7 класса. Программа включает в себя теоретические материалы, конспекты и практические задания с автопроверкой. Во время курса школьники изучают основы работы с информацией, устройство компьютера, принципы обработки графической и текстовой информации. Он помогает подготовиться и успешно сдать основной государственный экзамен (ОГЭ).
«Основная ценность проекта – это практикоориентированность. Мы уже с 7 класса обучаем детей программировать на языке Python. Курс создан не только с учетом и опорой на соответствующие стандарты основного общего образования, но и на основе практики реальных разработчиков, которые работают в «Яндексе». Так мы объединили теорию и практику. Петербург вошел в апробацию этого проекта, поскольку мы учитывали желание школ и педагогов попробовать что-то новое. Город может похвастаться достаточно заинтересованными учителями и учениками», – объясняет Артем Корзеев.
По словам нашего собеседника, основная цель платформы – стать хорошим подспорьем для педагога в его повседневной работе, как дистанционной, так и обычной.
«Важно не перепутать: дистанционное образование – это дистанционное образование, а цифровое – это цифровое. У них есть множество пересекающихся и не совпадающих элементов. «Яндекс. Учебник» скорее про цифровое образование, хотя нас можно использовать в дистанте. Вектор на цифровизацию образования был взят уже давно, а коронавирус стал драйвером, который его подтолкнул вперед. «Яндекс. Учебник» будет усиливать то, что у него уже есть, мы будем стараться стать повседневным помощником педагога, сервисом, который решает задачи учителей ежедневно, тем самым облегчая ему жизнь. Мы будем придумывать новые фичи (англ. feature — особенность, необычное свойство, «фишка»), нам нужно добавлять новые предметы, сделать олимпиады», – поделился с «Бизнес дневником планами на будущее Артем Корзеев.
ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Один из главных вопросов, который предстояло решить учебным заведениям, это как и в какой онлайн-системе оставаться. Так, работу президентского физико-математического лицея № 239 поддерживала система eschool.center – своеобразная электронная школа, включающая в себя электронный дневник и журнал.
«По расписанию вели уроки в Zoom, – рассказал в беседе с «Бизнес дневником» директор лицея Максим Пратусевич. – Благодаря тому что у нас была информационная система, которая это поддерживала, все видеотрансляции были внутри нас. Мы не носились между разными платформами, а были на одной. Плюс эта платформа обеспечивала обмен заданиями, выполненными и проверенными, с возможностью написать комментарий».
Пратусевич подчеркивает, что лицей стал первым пользователем системы eschool.center в городе. Сейчас система расширилась – к ней подключились еще 20 петербургских школ и учебные заведения других регионов.
«Кончено, была проблема с практическими занятиями, которые пришлось подвинуть. Когда мы вышли в офлайн, мы их наверстали. Одно могу сказать: дистанционное обучение не заменит очное, но останется палочкой-выручалочкой в подобных ситуациях. Кстати, нас у полюбили проводить онлайн родительские собрания, это очень удобно», – добавил директор лицея.
Анастасия Бирюкова