Когда ждать Петербургу летающие и ездящие тарелки
Серым улицам Северной столицы красок в непогоду добавляют курьеры, доставляющие еду, в яркой униформе. Так было не всегда. И будет тоже. Себестоимость доставки еды роботами стала сопоставима с расходами логистических компаний на курьеров. Вот только ни квадрокоптеров с едой в небе, ни беспилотных роверов на тротуарах пока не видно. «Бизнес дневник» узнал, почему и когда их ждать.
ПЕРВАЯ ПИЦЦА ШТРАФОМ
Семь лет назад беспилотник впервые в России доставил пиццу заказчику. Это было в Сыктывкаре, столице Республики Коми, где располагается головной офис «Додо пиццы». А дрон для доставки предоставила компания «Коптер Экспресс Технологии». Именно им за «нарушение правил перевозки грузов и использования воздушного пространства» потом местный судья выписал штраф 50 тысяч рублей. Вышестоящий суд наказание отменил, но пиццу в России больше по воздуху не доставляют.
«Изначально наша компания не занималась доставкой продукции. Это был проект с «Додо пиццей». Мы по договору с ними в течение месяца доставили сто пицц», – рассказал генеральный директор «Коптер Экспресс Технологии» Олег Понфиленок.
Первый российский запуск сервиса доставки продуктов с помощью дронов так и остался пилотным, тестовым. И в этом он не стал исключением из мирового тренда. За месяц до взлета квадрокоптера в Сыктывкаре беспилотник в Мумбаи приземлил пиццу прямо в руки клиенту, стоявшему на крыше 21-этажного здания. Клиент на поверку оказался знакомым генерального директора компании Francesco’s Pizzeria, устроившей еде полет, а сам полет – тестовым. Индийская полиция, что примечательно, потом также требовала у организаторов воздушной доставки разрешение от ведомства гражданской авиации.
За год до него демонстрационное передвижение по воздуху коробки с пиццей устраивала американская сеть Domino’s Pizza. Но ни в США, ни в Индии, ни в России, как показало время, роботы еще не заменили курьеров.
ЗАКОНЫ И ПОРТЫ
Отсутствие массового появления квадрокоптеров с едой в воздушном пространстве мегаполисов Олег Понфиленок связывает в первую очередь с нынешними законами.
«Если говорить о крупных городах и их центрах, то мешает регулирование. И не только в России, но и в других странах. Над Москвой вообще запрещены полеты. А чтобы получить разрешение, нужно ждать до пяти дней», – объяснил он.
С технологиями, добавил Понфиленок, проблем нет. Экономических тоже. Если в 2014 году себестоимость доставки одного заказа с пиццей составляла около полутора тысяч рублей, то сейчас, по оценке собеседника, меньше 100 рублей. Но это в случае если готова вся наземная инфраструктура.
«Проблема в местах посадки. Нужны площадки – порты, дронпойнты – и так далее. А это дополнительные затраты», – заметил он.
Земля дронам-доставщикам нужна, чтобы выгрузить заказ и поменять либо зарядить батарею. Технически, добавил Олег Понфиленок, груз можно спускать с помощью троса, как это делали в Сыктывкаре семь лет назад. Но и наличие троса не избавляет от наличия хотя бы площадки.
«Вы же не захотите, чтобы вашу посылку в лужу опустили. Должна быть сухая, ровная поверхность», – пояснил он.
БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ
При разработке правил полета в России и Европе, полагает собеседник «Бизнес дневника», смотреть законодатели будут прежде всего на опыт США. По оценке Олега Понфиленка, сначала воздушная доставка появится в городах, численность населения и значимость которых не обременяет их особыми статусами полетов. В России это не Москва, и не Петербург, а «условная Балашиха».
«Мой прогноз: заметную долю доставки – на уровне 1 процента – дроны в таких городах займут не раньше 2030 года. Все зависит не только от экономики», – говорит эксперт.
К 2030 году компанию дронам в воздухе, полагает Понфиленок, могут составить и первые аэротакси. А вот масштабное присутствие их в небе, по оценке аналитиков, ожидается к 2050 году.
«Не надо думать, что город не изменится и останется таким же, только вместо машин на дорогах будут аэротакси. Конечно, нет. Все будет меняться вместе со средой обитания человека, изменится и архитектура, и дороги, появятся новые города», – объясняет он.
Но это все будет потом. Сначала, прогнозирует Олег Понфиленок, придет воздушная доставка. Причина кроется в экономике. Мелкий груз – еду, девайсы – при появлении инфраструктуры дешевле будет доставить коптером, чем посылать отдельный автомобиль или идти пешком.
ДВИЖЕНИЕ СНИЗУ
Если в небе, по мнению эксперта, доставка еды будет предшествовать появлению машин, то на земле все наоборот. С декабря 2020 года в Москве у двух станций метро заказы развозят роботы, управляемые той же технологией, что и беспилотные автомобили. Точнее, не роботы, а роверы. Так их называют в «Яндексе».
«Сейчас в нашем флоте около 40 роверов, но их число постоянно растет. Семь из них работают в Иннополисе, шесть разъехались по зарубежным локациям. Основная часть занята доставками, несколько роботов используются для тестирования», – рассказала «Бизнес дневнику» представитель пресс-службы «Яндекса» Юлия Швейко.
Технически доставку ровером может заказать любой пользователь приложения «Яндекс.Еда», если беспилотник работает недалеко. В сервисе нужно просто передвинуть ползунок под предложением «Хочу «Яндекс.Ровер». Следом в ресторане или кафе в беспилотник загрузят заказ, а затем он сам найдет путь до клиента. По дороге ровер остановится на красном сигнале светофора, по газону не поедет, людей сбивать не будет, машины пропустит на переходе, а ямы и препятствия объедет.
«Управляет роботами та же технология, что и беспилотными автомобилями «Яндекса», – объяснила Юлия Швейко. – Она была адаптирована для новой платформы с немного другой динамикой движения. Например, роботы оборудованы такими же сенсорами, что и автомобили, а значит, могут переиспользовать те же модели для распознавания объектов, к тому же обученные на миллионах километров, которые проехали наши автомобили. Благодаря этому роботы могут успешно работать даже в плохую погоду. Переиспользуются и многие другие компоненты программного обеспечения, отвечающие за определение местоположения, предсказание и планирование маршрута».
По затратам доставка роботами уже стала сопоставима с курьерской. Но сами роботы, отметила Юлия Швейко, сейчас находятся «на стадии активной разработки и прототипирования».
«Они собираются небольшими партиями, могут различаться по комплектации, а конструкция постоянно совершенствуется. Более детальное сравнение стоит проводить уже после перехода к массовому производству», – добавила она.
Пока роверы в Москве развозят еду «в пределах пары километров от ресторана или магазина». И уже доставили 8500 заказов.
На работе только в столице «Яндекс» не планирует останавливаться.
«В планах компании расширение зон доставки как в Москве, так и в других городах, в том числе за пределами России. География будет расширяться по мере роста флота», – заверила Юлия Швейко.
Алексей МАВЛИЕВ