Широтная магистраль: дорога в будущее
Широтная магистраль скоростного движения – главный инфраструктурный проект Петербурга на ближайшую перспективу. Строительство первого этапа дороги – Витебской развязки, началось в марте этого года, закончить его планируют к 2025-му, а полностью запустить трассу – к 2030 году.
Необходимость строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) в Петербурге обсуждалась давно, но к реальным действиям перешли только в 2020 году. Так, 18 ноября на форуме «Транспортная неделя» в Москве город подписал соглашение с группой ВТБ о строительстве Витебской развязки. Она соединит Западный скоростной диаметр (ЗСД) с Витебским проспектом. По словам губернатора Петербурга Александра Беглова, это один из приоритетных проектов.
«Это первый этап строительства Широтной магистрали скоростного движения, которая будет вторым после ЗСД масштабным проектом на основе государственно-частного партнерства», – отметил Александр Беглов.
Смольный уже выделил четыре земельных участка в Московском и Кировском районах города для строительства Витебской развязки. Срок строительства объектов и действия договоров аренды участков на инвестиционных условиях составил 60 месяцев.
По словам Александра Беглова, город только приветствует планы инвесторов по созданию новых объектов и предприятий.
«Это и вклад в экономику города, и новые рабочие места», – подчеркнул губернатор.
Первая свая
Землю от Смольного получило АО «Западный скоростной диаметр», компания, представляющая город в концессионном соглашении о строительстве одноименной трассы. Инвестор, построивший первую платную дорогу (ООО «Магистраль Северной столицы»), займется и первым этапом второй.
Стоимость строительства Витебской развязки оценили в 39 миллиардов рублей, включая подготовку территории для проведения работ. Федеральный бюджет выделил на этот проект 10 миллиардов рублей.
Дорогу начали строить в марте 2021 года от примыкания к ЗСД. Как отметил на старте работ помощник президента России Игорь Левитин отметил, что необходимость строительства Витебской развязки поддержал Владимир Путин.
«12 лет назад в это время мы запускали строительство ЗСД. Потом была федеральная трасса Москва-Петербург. За последние годы Петербург очень усилился с точки зрения транспортной инфраструктуры. Новая развязка очень важна, так как в будущем поможет выйти на федеральную трассу», – сказал Игорь Левитин.
Александр Беглов назвал начало строительства «историческим днем». Сам по себе первый этап широтной магистрали решит несколько важных транспортных задач, в частности, обеспечить связь ЗСД с Московским и Фрунзенским районами Петербурга.
Известно, что Витебская развязка рассчитана на 70 тысяч автомобилей в сутки по шести полосам с расчетной скоростью до 110 километров в час. Протяженность Витебской развязки составит 2,9 километров.
Новый мост
Отметим, что вся широтная магистраль протянется более чем на 27 километров, она будет состоять из шести этапов, проходящих как по территории Петербурга, так и по Ленинградской области. Она начнется от ЗСД, дойдет до Кольцевой, а далее – до пересечения с федеральной трассой «Кола». ШМСД поможет существенно снизить нагрузку на дорожную сеть Петербурга, перераспределить трафик, идущий через центральные районы и улучшить сообщение города с Ленобластью и федеральными трассами.
Движение по всей широтной магистрали планируют запустить к 2030 году. По словам Александра Беглова, для Петербурга это дорога в будущее.
«Это звено в системе внеуличного движения, необходимое любому современному мегаполису», – сказал Александр Беглов в эфире «Радио России».
Губернатор напомнил, что до 2002 года в нашем городе вообще не строились широтные магистрали. Однако потом открылись КАД и ЗСД, а с 2019 года Петербург и Москву соединяет современная трасса М-11 «Нева».
«На юго-запад, в Псковскую область, ведет благоустроенное Пулковское шоссе. На северо-запад, в Финляндию, – расширенная за последние годы трасса «Скандинавия». В настоящий «автобан» превратилось Приозерское шоссе. Строим обход Красного Села в направлении Нарвы», – напомнил губернатор.
Еще один очевидный плюс: новый мост через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц поможет разгрузить действующие городские переправы.
«Мы приступаем к этой работе в непростое время. Но проект широтной магистрали одобрен президентом России и будет реализован. По его поручению правительство страны уже выделило 10 миллиардов рублей. Для города очень важно начать строительство именно сейчас. Планы развития Петербурга не должны зависеть ни от каких эпидемий», – подчеркнул Александр Беглов.
Первая платная
Новой широтной магистрали есть на что ровняться – Западный скоростной диаметр сейчас считается самой востребованной у автомобилистов магистралью. За 10 лет платной эксплуатации количество зафиксированных транзакций на ЗСД превысило 548 миллионов. Ежегодно этой дорогой пользуются около 100 миллионов водителей.
На форуме «Транспортная неделя» президент-председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин отметил, что, сохраняя историческое и культурное наследие, Петербург нуждается в комфортных условиях жизни и дорогах.
«С 2012 года мы успешно реализуем проект ЗСД и ежедневно отмечаем высокий спрос со стороны автомобилистов на использование новой дороги. Дорога нужна людям и городу, и это главный стимул для нас продолжать проект, включая строительство Витебской развязки. Уверен, что новая дорога будет востребована петербуржцами и улучшит качество жизни в мегаполисе, способствуя дальнейшему комплексному развитию города в экономическом, социальном, экологическом плане», – сказал Андрей Костин.
Транзитное движение
По словам автоэксперта Дмитрия Попова, широтная магистраль, без сомнения, нужна городу. Ее функция – существенно сократить транзитное движение по другим улицам.
«Во многих странах сеть разделена на уличную и дорожную, в том смысле, что дороги должны быть без светофоров, перекрестков и пешеходов. И в одном городе наличествуют и улицы, и дороги, чтобы можно было взять и перепрыгнуть в другой район, а уже там заниматься ориентированием себя на местности. По ЗСД и Широтной магистрали никогда не будет ходить общественный транспорт, это надо принять. На стадии предпроекта рассматривалась идея пустить параллельно машинам рельсовый транспорт, но от нее отказались, и правильно. Ни трамвай, ни автобус не смогут ехать со скоростью 110 км/ч, потому что всех пассажиров в этом случае придется заставлять пристегиваться – а как? Если автобус или трамвай оставить, и разрешать ему ехать в два раза медленнее потока, он послужит существенным препятствием, а это недопустимо», – пояснил Дмитрий Попов.
В свою очередь директор Ассоциации «ДОРМОСТ» Кирилл Поляков подчеркнул, что платные дороги, как проект, достаточно успешны в России. Это доказывает пример Западного скоростного диаметра.
«Они целесообразны с точки зрения экономики, инвестор получает доход от перевозок, а город – доход в бюджет в виде налогов», – отметил Кирилл Иванов.
Он также предположил: для того, чтобы понять, каким может стать доход Широтной магистрали скоростного движения, достаточно посмотреть аналогичные показатели Западного скоростного диаметра. Суммы должны быть тождественными.
Ирина Тищенко