Зачем студенту «умный труд»?
Увы, зачастую высшее образование не дает выпускнику вуза реальных знаний и навыков в профессии, записанной в дипломе. Получается, бизнес-проект «Студент», в который государство (если речь идет о бюджетном месте) или сам учащийся несколько лет вкладывает немалые суммы, на выходе может оказаться убыточным? Корреспондент «БД» узнал, как и за сколько новые форматы обучения помогают решить эту проблему в одном из старейших петербургских вузов.
Научно-образовательная деятельность постепенно выходит за пределы лабораторий: количество молодых людей, желающих посвятить себя поиску новых знаний, растет. Только сейчас в вузах города насчитывается в общей сложности 13 400 вчерашних студентов, которые решили заняться наукой, продолжив обучение в аспирантуре, ординатуре – а то и став ассистентами-стажерами. Между тем ряд университетов Петербурга думает над расширением своей территории для воплощения в жизнь задумок и идей молодых ученых, создания разработок и проведения исследований.
От лабораторий к кампусам
Несколько лет назад администрация Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) решила создать кампус учебного заведения под Красным Селом: участок площадью 7 га долгое время не был задействован.
В течение нескольких лет на кафедре дизайна архитектурной среды разрабатывались магистерские проекты на тему организации пригородного кампуса на базе университета. Последний проект был защищен в 2019 году магистром Ольгой Астратовой под руководством Светланы Бочкаревой.
«Вуз заинтересован в развитии территории: уже многие функции невозможно разместить в центре города, и наличие такой площадки позволит расширить возможности образовательных программ, в том числе развивая новое направление для университета – “Ландшафтная архитектура”», – рассказывает главный архитектор СПбГАСУ Светлана Бочкарева.
Руководство вуза предложило разместить на территории кампуса парк безопасности, который получил название «Полигон “Умный труд”». Он призван снизить уровень травматизма и наглядно продемонстрировать студентам правила техники безопасности на строительной площадке. Помогут в этом интерактивные модули, показывающие правильное и неправильное выполнение отделочных, сварочных, электротехнических, бетонных, земляных и других видов работ. Помимо полигона, учебного корпуса и автодрома, на участке разместятся оранжерея с водоемом, огороды и сады. Здесь будут проходить учебную практику студенты нового направления «Ландшафтная архитектура».
«На территории кампуса появятся условия для натурных исследований в прямом контакте с природой, формирования навыков работы с “живым зеленым материалом”. Специализация предполагает работу с такими дисциплинами, как ботаника, дендрология, химия, экология, световой дизайн. Работа в кампусе поможет освоить эти дисциплины и привить студентам особую культуру отношения к природе», – отмечает доцент СПбГАСУ, архитектор Светлана Данилова.
Пока работа над наполнением кампуса еще ведется. Особое внимание университет уделил парку безопасности – примеру совместной работы России и Финляндии. Оборудование для парка приобрели на средства бюджета проекта SAFECON «Безопасность, высокий профессионализм и эффективность на строительных площадках». Проект стал частью программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014–2020», которая финансируется Европейским союзом, Российской Федерацией и Финляндской Республикой. Кроме того, университет занимается и самофинансированием.
В проекте приняли участие Университет прикладных наук LAB, Университет прикладных наук Юго-Восточной Финляндии, а также СПбГАСУ и Ленинградский государственный университета им. А. С. Пушкина. Предполагается, что полигон появится до 31 октября 2021 года.
Как рассказал заведующий кафедрой техносферной безопасности СПбГАСУ, кандидат военных наук, доцент Виталий Цаплин, полигон создается из-за большого количества строительных организаций в России и на юго-востоке Финляндии. Обе страны имеют потребность в обучении персонала в сфере охраны труда, так как на строительных площадках люди получают травмы и гибнут чаще всего.
Предполагается, что охране труда и безопасной организации работы на территории полигона будут учить не только студентов университета, но и работников строительной сферы.
«Общий бюджет проекта составляет около 900 000 евро. СПбГАСУ на реализацию проекта выделено более 400 000 евро, из них средства гранта – около 322 000, софинансирование СПбГАСУ – около 80 000 евро. Расходы университета на создание полигона планируется компенсировать за счет коммерческой деятельности в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительной отрасли», – отмечает Виталий Цаплин.
Он также сообщил, что создание полигона стало возможным благодаря работе в области получения грантов. «Гранты помогают активизировать научно-методическое, информационное и образовательное взаимодействие партнеров, сфокусироваться на актуальных вопросах науки и реального производства, требующих решений, важных для всех стран – участниц международных проектов», – добавил заведующий кафедрой.
Компетентно:
Отметим, что в 2020 году на реализацию подпрограммы «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Петербурге» из бюджета города было выделено 178,13 млн руб. (с учетом секвестирования бюджета из-за пандемии коронавируса – 119,13 млн руб.). В прошлом году на подпрограмму израсходовали 126,2 млн руб.
«Основной тренд вузовской науки – это кооперация с научными организациями и индустриальными партнерами, чтобы применить результаты научной деятельности, повысить вклад науки в экономический рост страны и граждан», – подчеркнули в Комитете по науке и высшей школе Санкт-Петербурга.
Справка:
Сегодня подготовку специалистов ведут 43 государственных вуза (в том числе 18 учебных заведений технического профиля, 5 – экономического, 6 – гуманитарного, 8 – творческого, 5 – медицинского), а также 29 частных вузов.
Особой популярностью у будущих студентов пользуются специальности инженерно-технического профиля. Так, по направлениям «Инженерное дело», «Технологии и технические науки» обучаются 37,6% всех студентов в вузах Петербурга.
По данным Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, только по итогам 2018 года общий объем финансирования завершенных научно-исследовательских проектов вузов составил 4,75 млрд руб. За это время вузы Петербурга внедрили в производство 119 научно-технологических разработок, из которых 41 направлена на импортозамещение, а три нашли применение на зарубежных предприятиях. Всего за четыре года (2014–2018) вузами было внедрено в производство 558 научно-технологических разработок. 130 из них направлено на импортозамещение, на предприятиях за границей реализовано 16.
Научно-исследовательская инфраструктура позволяет заниматься наукой со студенческой скамьи. По информации Комитета по науке и высшей школе, сегодня в Петербурге насчитывается более 700 научных подразделений: лабораторий, секторов и научно-исследовательских институтов.
Яна Григорьева