Сайт мой, зеркальце, скажи
В сфере туризма мошенники не переводятся. Впрочем, сегодня банальные «разводки» в очном формате уходят в историю: современные бендеры все чаще ловят доверчивых граждан в сети. Чтобы выяснить, насколько серьезна угроза для клиентов и честного бизнеса, в путешествие по «зазеркалью» рынка услуг в сфере туризма и гостеприимства отправился корреспондент «БД».
Наиболее популярный и самый прибыльный вариант фейка – разработка и использование поддельных сайтов: так, в 2018 году общий ущерб по этой линии в России оценили в 120 млн руб., а в 2019-м свыше 700 человек пострадали на сумму более 56 млн руб. И хотя эти цифры не превышают и нескольких десятых долей процента от общего оборота в российской сфере туризма, гостеприимства и сопутствующих услуг, для многих людей и ряда компаний они означают серьезные неприятности.
Шоу двойников
Мошенники клонируют любые сайты. Но чаще всего это происходит с ресурсами популярных компаний по бронированию услуг, гостиниц или санаториев в «высокий» сезон, на пике спроса. А «зеркала» нередко появляются и у театров, концертных площадок или иных востребованных мест отдыха и развлечения.
По данным международной компании по предотвращению кибератак Group-IB, в России уже несколько лет подряд появляются клоны интернет-сайтов целого ряда отелей Сочи. С аналогичными проблемами периодически сталкиваются объекты размещения в Абхазии, Крыму и Карелии. Например, такие случаи имели место в абхазских пансионатах «Сосновая Роща», «Мюссера» (Пицунда) и «Лазурный берег» (Гагра), а также в доме отдыха «Псоу» в Цандрипше.
Причем иногда мошенники не просто создают двойник имеющегося сетевого ресурса: пользуясь неосведомленностью покупателей, они разрабатывают сайты для объектов, вовсе не представленных в интернете. Или предлагают поездки в несуществующие санатории. Так, из семи заблокированных в Крыму в 2019 году мошеннических сайтов сразу пять продавали размещение в виртуальных пансионатах, и только два оказались сайтами-двойниками. А президент «Абхазского союза туризма» Анна Калягина подчеркивала: «Многие из наших отелей и пансионатов еще не живут в системе интерактива: у них даже сайтов своих нет». Чем, собственно, и пользуются обманщики, поскольку быстро проверить правдивость сведений, выдаваемых ими за официальную информацию, трудно.
Проблема стала настолько очевидной, что в прошлом году председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев отправил на имя главы МВД РФ Владимира Колокольцева специальное обращение. В нем он сообщил, что «на территории России действует группа лиц, которые создают “зеркальные” сайты, а также сайты несуществующих пансионатов», и просил принять меры по защите пострадавших граждан.
Не прилипайте к сладким предложениям
Как это работает? Нечистые на руку специалисты создают интернет-ресурс, как две капли воды похожий на настоящий. Там все точно такое же: тексты, картинки, реклама. И даже отзывы отдыхающих…
Разница заключается лишь в «мелочах»: в адресе сайта одна из букв может быть заменена на другую (i на j, к примеру), появляется лишний дефис или подчеркивание. Самое главное – двойник предлагает услуги (в частности, размещение) по очень «вкусной» цене. Но для того, чтобы воспользоваться предложением, надо сразу же оплатить как минимум 50% суммы. При этом «клюнувшего» на скидку клиента поторапливают и открыто говорят ему, что «если не сейчас – может быть поздно». Но когда деньги уходят по назначению, «вдруг» выясняется: никаких документов насчет перевода нет. А в выбранной гостинице или пансионате (если они вообще существуют), само собой, слыхом не слыхивали о бронировании на имя жертвы мошенников.
Впрочем, такой способ обмана не нов: еще несколько лет назад на наличие в соцсетях фальшивых групп и аккаунтов, выдающих себя за официальные страницы, жаловались в «Победе». И даже публиковали такие официальные сообщения: «В настоящее время есть только две официальные группы авиакомпании: все иные не имеют права проводить акции, конкурсы, предлагать билеты и общаться с пользователями от ее лица». Более того, перевозчик, начинавший свою деятельность под названием «Добролет», в свое время выиграл суд у одного из частных лиц по поводу схожего доменного имени. Правда, вместо требуемого в виде компенсации миллиона руб. удалось получить только 100 тыс. В настоящее время от деятельности «фейковых» сайтов, предлагающих услуги в сфере туризма и гостеприимства, страдают не только турфирмы и объекты размещения, но также театры и концертные площадки. Почему? Здесь работают психология и логика. Отдать
«дяде» за отдых несколько десятков тыс. руб. через интернет согласятся далеко не все. А вот купить за пару-тройку тыс. дефицитный билет привыкший платить онлайн человек готов почти всегда.
Ищи-свищи
Почему те же «зеркальные» сайты, о которых давно известно, появляются в сфере туризма год за годом? Как и в других отраслях экономики, жуликов спасают излишняя доверчивость клиентов и партнеров, прорехи в законодательстве и нюансы технологий. В частности, серверы с клонами сайтов популярных объектов размещения чаще всего физически находятся за пределами России, а докопаться до конечного бенефициара при переводе денег через интернет-банкинг сложно. В результате предпринимаемые в этих случаях шаги нередко заканчиваются ничем. «Лица, причастные к незаконной деятельности, не установлены, лжесайты продолжают работу, а денежные средства обманутым туристам не возвращены», – так оценивал ситуацию в 2019 году уже упомянутый Михаил Дегтярев. Мало того: подчас туристические «фейки» появляются на первых страницах поисковых ресурсов, тем самым вызывая дополнительное доверие у потенциальных жертв, привлеченных чрезвычайно выгодными условиями реализации услуг. И в этой связи стоит запомнить: высокие скидки при требовании 100% отплаты – самый популярный «крючок» для простаков.
Но от деятельности фальшивок страдают, конечно, и добросовестные компании, под честное имя которых мимикрируют обманщики. К примеру, они создают страницу, очень похожую на аналогичную в действующем агентстве по реализации авиабилетов, запускают рекламу и, продав по «бросовой» цене 10–20 билетов, делают сайт недоступным, «переезжая» на новый. Казалось бы, мелочь… Но при средней цене в 8–10 тыс. руб. за билет они получают кругленькую сумму «чистыми» за минимальное время. А настоящему продавцу приходится отдуваться за претензии: хоть они и адресованы не туда, но могут наносить если не прямой финансовый, то имиджевый ущерб.
Мнения
Дмитрий Горин, советник руководителя Ростуризма:
«Чтобы не быть обманутым, основное правило – пользоваться услугами только проверенных компаний, которым доверяют и туристы, и их партнеры. А проверить достаточно легко – на сайте Ростуризма. При этом обязательно стоит оценивать репутацию компании и опыт ее работы. И не забывать изучать отзывы тех, кто уже имел с ней дело».
Вадим Волченко, министр курортов и туризма Республики Крым:
«В 2019 году Крым впервые стал объектом кибератаки. Но интернет-мошенничество, основанное на обмане доверия людей, проблема не только крымская. Такие случаи, к сожалению, имеют место и на других курортах, пользующихся повышенным спросом в летний период».
Андрей Тетерев, юрист:
«В случае работы сайтов-двойников или иных схожих ресурсов уголовные дела по статье “Мошенничество” возбуждаются против неустановленных лиц, обнаружить которых наши правоохранительные органы зачастую не в силах. А пока не установлен ответчик, фактически и компенсацию требовать не с кого…»
Семен Полоцкий