Что сделано в Петербурге
Есть устойчивый стереотип, что Россия способна экспортировать только сырье, оружие и космические технологии. Однако среди положительных трендов уходящего года отчетливо выделяется рост числа малых и средних петербургских предприятий, работающих именно на экспорт. Их количество достигло уже 5,5 тысяч и увеличивается примерно на 10% в квартал. О том, как наши предприниматели разрушают стереотипы, узнал корреспондент «БД».
Спектр экспортной продукции, рассказывают в отделении Российского экспортного центра, постоянно расширяется. Экспортируют продукты питания, промышленные товары, медицинскую технику, технологии и целые предприятия, и все это покупают уже в 180 странах мира.
Как отмечают в Региональном интегрированном центре (РИЦ) «Санкт-Петербург», по итогам 2018 года экспорт Петербурга вернулся на докризисный уровень. С 2015 по 2018 гг. объем экспорта вырос на 68% – на 10,8 млрд долларов (с 15,75 млрд долларов в 2015 году до 26,56 млрд долларов в 2018-м). За этот же период более чем в два раза увеличилось количество предприятий, ведущих экспортную деятельность (с 2 466 в 2015 году до 5 449 в 2018-м). Экспорт Петербурга за январь-сентябрь 2019 года составил 20,28 млрд долларов. С 2015 года Петербург уверенно занимает вторую позицию в рейтинге регионов по объему экспорта, уступая только Москве.
И вашим, и нашим
Самая известная и обсуждаемая СМИ история принадлежит петербургской компании «Аргус-Спектр», которая наладила экспорт не продукции, а целой технологии, разработанной на предприятии, работающем на Черной Речке и выпускающем беспроводные противопожарные системы. 11 декабря компания открыла завод в финском городе Савонлинна. Об этом написали многие СМИ, но не все знают, что это не первое предприятие компании, открытое за рубежом. «Первое несколько лет работало в Италии, – рассказал «Бизнес Дневнику» Михаил Левчук, исполнительный директор и совладелец компании. – В свое время мы открыли его именно для того, чтобы пройти европейскую сертификацию и получить заказчиков на продукцию в странах Европы».
Итальянское предприятие Михаил Левчук успешно продал и решил открыть новое, экспортируя обновленную и улучшенную технологию в соседнюю Финляндию. Договорился с местными властями, у которых уже есть подготовленные производственные площадки для таких проектов, подобрал персонал. На подготовку запуска фабрики ушел примерно год, потрачено 3 млн евро. Нанято 100 сотрудников, среди них много русских, тех же петербуржцев, постоянно проживающих в Финляндии.
«Это важно для отработки технологии, – говорит Михаил Левчук, – чтобы не было языкового барьера, особенно в начале производства». Продукцию будут поставлять в Великобританию, Арабские Эмираты, Италию и другие страны. Окупить проект петербургский предприниматель рассчитывает за три года. Михаил Левчук объясняет свою приверженность открытию зарубежных производств растущей конкуренцией: здесь в этом же секторе работают десятки компаний, конкуренция обостряется с каждым годом. Но выйти за рубеж и предложить конкурентоспособную цену могут не все российские компании.
Сбиваем цены
Петербургская IT-компания Bnovo (ООО «Биново») сумела предложить корпорации Google технологию, которая помогает туристам бронировать гостиницы напрямую, минуя таких гигантов бронирования, как Booking или Expedia (70% всех сделок бронирования в мире), которые за каждую сделку взимают от 15 до 20% – и отельеры, конечно, этим недовольны. Компания, по сути, выполнила разработку бокового окна Google для отелей, рассказывает Валентин Микляев, генеральный директор ООО «Биново». Фирма работает с 2012 года и занимается созданием различных электронных сервисов гостиничного
сектора.
С другой стороны, гиганты бронирования обеспечивают гостиницам приток постояльцев, и потому отельеры вынуждены сотрудничать с монополистами. На одной из недавних конференций в Москве, где петербургские отельеры были представлены отдельным пулом, Сергей Морев, владелец сети мини-отелей «Друзья», отмечал, что гиганты забирают уже до 40% дохода от услуг гостиниц и «с этим нужно что-то делать».
Теперь гостиницы по всему миру, пользуясь сервисом, разработанным петербургским предприятием, могут предлагать более низкие цены и таким образом привлекать клиентов. Программу приобрели уже 8 тысяч отелей во многих странах.
На велосипеде по планете
Петербургская компания «Шульц» разрабатывает модели складных велосипедов, отправляет эти разработки в Китай, на завод в Тяньцзин, и уже оттуда продукция поступает в магазины России и европейских стран. Получается такой перекрестный экспорт. Александр Иванов, владелец компании «Шульц» и автор идеи петербургских складных велосипедов, посещает китайское производство несколько раз в году, прежде всего, когда запускаются новые модели. Спрос на велосипеды растет во всем мире, в городах появляются велосипедные дорожки, поэтому объем выпуска продукции «Шульц»
увеличивается на 10–15% в год. Такой способ организации производства и экспорта компания выбрала, чтобы минимизировать таможенные пошлины. Иногда путь на европейские прилавки проходит даже через Бангладеш или Тайвань, обладающие особыми условиями поставок в Европу. Потребность в складных велосипедах особенно быстро растет в азиатских странах с развитой транспортной системой метро и городских поездов. В таких городах, как Сингапур и Гонконг, складные велосипеды, в том числе петербургских разработчиков, пользуются популярностью.
Печеньки вместо пушек
ООО «ПФ Авангард» предпринимателей Алексея Шишова и Дмитрия Рудакова уже более 15 лет выпускает сахарное печенье различных видов. «Удивительно, но с самого начала запуска компании, – рассказывает Алексей Шишов, – мы начали продавать продукцию на экспорт. Можно объяснить это ностальгическими настроениями бывших соотечественников». Дело в том, что именно такое печенье с горячим какао давали на полдник воспитанникам детских садов в Советском союзе. Печенье стали покупать в Германии, Израиле, США, Польше, Словакии, даже в Японии и Австралии, всего в 22
странах. Компания выпускает более 600 тонн печенья 60 видов в год и разрабатывает новую продукцию. Алексей Шишов намеревался, вложив 13–15 млн руб., построить новое производство в Выборгском районе Петербурга (даже участок присмотрел) и начать выпуск хлеба из амаранта в связи с ростом спроса на продукцию для здорового образа жизни. «Амарантовая мука не вызывает аллергии, как пшеничная, во многих случаях, а по своим вкусовым качествам она наиболее близка к ней», – рассказывает предприниматель. Экспорт продукции из амаранта он хотел наладить уже по проторенным тропам сахарного печенья. Но пока ему не удалось преодолеть многочисленные бюрократические препоны:
открыть в городе небольшое производство с нуля практически невозможно.
Овсяное печенье и пряники за рубеж также экспортирует фабрика «Любимый край».
Из пищевой продукции, производимой в Петербурге, стоит отметить и мороженое: спрос на него растет во многих странах, в частности, в Китае. Компания «Петрохолод» успешно экспортирует на китайский рынок мороженое с 2015 года.
Нет пророка в своем отечестве?
Но самая впечатляющая история экспорта технологий – это история разработки петербургского ООО «АРСКА ТЕК», компании, основанной выпускником Горного университета Артемом Воловиковым. 30-летний инженер-химик разработал технологию переработки мусора, при которой его не нужно предварительно сортировать, а на выходе из пластиковых отходов можно получить жидкие нефтепродукты, пригодные для дальнейшего использования в производстве лакокрасочной продукции, а из органических отходов – удобрение. Но сама установка требует гигантских вложений: при норме переработки 150 тысяч тонн мусора в год необходимо 2,7 млрд руб. Артем Воловиков говорит, что крупные российские компании, конечно, инвестируют в перспективные стартапы, но все-таки предпочитают покупать готовые технологии. Кому интересна переработка мусора в стране, пока непонятно: мусорная реформа тормозит. По роду своей деятельности компания сотрудничала с американскими заказчиками, и они взялись
инвестировать в проект, но только на территории США. В конце 2018 года первая очередь установки заработала в штате Мичиган. В России разработками «АРСКА ТЕК» пока заинтересовалось только правительство Татарстана.
На экспорт производят также художественные краски (компания «Невская палитра»), посуду из фарфора (компания «Императорский фарфоровый завод»), оборудование для строительной техники (ООО «ПСО» экспортирует оборудование для резки железобетона алмазным канатом), фанеру (деревообрабатывающий холдинг «Свеза»). Петербургские рестораторы активно открывают рестораны на всех континентах. Так, в уходящем году компания «Буше» открыла пельменный бар в Амстердаме, вложив в проект 500 тысяч евро, а Ginza Project запустила бутик-отель в Грузии, в Тбилиси, уже имея два ресторанных проекта в Батуми.
Теплые контакты
Помощью экспортерам в Петербурге занимается несколько организаций.
Российский экспортный центр (РЭЦ) предоставляет помощь в виде 120 бесплатных услуг, которые перечислены на сайте организации. В частности, центр занимается добыванием так называемых «теплых контактов»: обзванивает предприятия и находит именно тех, кто заинтересован в приобретении продукции заявителя.
Центр развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП) и Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле ранее помогали получить субсидию на сертификацию
продукции. Она в среднем составляла 3 млн руб.
В рамках федеральной программы «Мой бизнес», на которую в 2019 году будет истрачено 190 млн руб., с 2020 года в Петербурге заработает АНО «Санкт-Петербургский центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства». Из бюджета на создание АНО выделено 72 млн руб. В центре будет налажена консультационная помощь для компаний, которые хотят попробовать силы на зарубежных рынках. На обучение экспортеров выделят по 500 тысяч рублей на компанию.
Однако, по отзывам того же Михаила Левчука, суммы в 3 млн явно недостаточно для того, чтобы продавать свою продукцию на экспорт. «Чтобы запустить фабрику в Финляндии, на сертификацию мы затратили уже 80 млн руб., и это еще не все. Конечно, дорого, поэтому в этом вопросе компании-экспортеры и рассчитывают на помощь государства», – говорит исполнительный директор ООО «Аргус-Спектр».
С помощью нового центра правительство города намерено вывести на экспортный рынок в 2020 году минимум 90 предприятий.
К 2024 году объем несырьевого экспорта из России должен достичь 250 млрд долларов.
Комментарии
Сергей Соломин, руководитель Российского экспортного центра (РЭЦ) в Санкт-Петербурге
«Сейчас модно говорить об экспорте продуктов питания в Китай, эта тема волнует петербургских предпринимателей, учитывая население Китая и бездонный рынок этой страны. На это нацелены многие производители кондитерских товаров, мясных изделий, мороженого. Но на рынок Китая стремятся не только российские товары, но и товары из 192 стран, многие из которых конкурируют за место на полке с россиянами. За прошлый год Китай импортировал кондитерских изделий на 165 млн долларов. Например, вафли растут на 20% в год. Однако фасовать шоколад для китайского рынка нужно маленькими плитками – по 50 г и 100 г, не больше. Китайские покупатели пока только пробуют шоколад».
Максим Баланев, исполнительный директор Регионального интегрированного
центра – Санкт-Петербург
«Необходимо отметить, что прежде всего растет доля несырьевого неэнергетического экспорта: растут такие сектора, как IT, фармацевтика, механика и оптика, машиностроение, автотехника. Они показывают стабильный рост год от года. Во многом такие результаты стали возможны благодаря мерам поддержки на федеральном и региональном уровне. В эпоху глобализации и цифровизации конкуренция на рынке становится глобальной, это объясняет тот факт, что стартапы и малые предприятия начинают думать “глобально”: разрабатывают продукты, которые будут конкурентоспособны на мировом рынке и востребованы за рубежом. Сегодня также можно говорить о развитии цикличной экономики и стремлении к снижению отходов – будущее мирового рынка за “зелеными компаниями”. Могу с уверенностью сказать, что у петербургских компаний есть разработки и решения в этой области, некоторые компании уже осваивают зарубежные рынки».
Лилия Агаркова