С надеждой смотрим в небо
Электронные визы для граждан 53 стран мира, вступившие в действие с 1 октября в городе не Неве, рассматривают как большой шаг к развитию бизнеса в сфере гостеприимства, туризма и других сопутствующих им отраслей экономики. О том,почему этот инструмент может заработать только в связке с двумя степенями«свободы воздуха», которых уже несколько месяцев добивается Пулково, – в материале корреспондента «БД».
«С нашей стороны в Минтранс направлены все необходимые для принятия решения предложения, – заявлял на одной из недавних встреч заместитель главы Комитета по транспорту Петербурга Алексей Львов. – Надеемся, что оно будет положительным». При этом генеральный директор управляющей Пулково компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС) Леонид Сергеев еще в сентябре 2019-го заявлял о том, что получение большей «свободы воздуха» позволит существенно увеличить пассажирооборот аэропорта. «Если это произойдет, уже к 2025 году мы сможем увеличить пассажиропоток как минимум на 6 млн человек», – пояснял он. С учетом того, что уровняв 35 млн пассажиров наша воздушная гавань ранее намеревалась достичь лишь в 2039-м,«овчинка» явно стоит выделки.
Что-то воздуха мне мало…
А что, собственно, это такое, «свобода воздуха»? Перечень «свобод воздуха» (всего их девять) представляет собой набор норм гражданской авиации, дающих право авиакомпаниям одной страны входить в воздушное пространство другой и приземляться на ее территории.Они ведут историю с подписания в 1944 году Конвенции о международной гражданской авиации: в ее рамках Соглашение о транзите по международным воздушным линиям(IASTA) подписали более 120 стран мира, включая Россию. Большая часть «свобод воздуха» (иначе этот режим называют «открытое небо») подлежит урегулированию в рамках двухсторонних соглашений, которые доступны к подписанию любыми странами.Так, при наличии пятой «свободы воздуха» перевозчик имеет право совершать перелет,начиная его из страны своей регистрации, затем приземляясь в транзитной, а далее –вылетая в третье государство. Например, египетская авиакомпания может лететь из Каира в Дубай, оттуда – в Париж, а затем возвращаться «домой». В свою очередь, седьмая«свобода воздуха» дает возможность авиакомпании совершать перелеты, не делая посадку в стране, где она базируется и зарегистрирована. При наличии такого права европейский лоукостер, зарегистрированный в Ирландии, может летать из Москвы в Париж или Рим,не останавливаясь в своей стране.
При этом если пятая «свобода воздуха» встречается довольно часто (даже в России есть уже пять аэропортов, где она присутствует), седьмая – все еще редкость. Почему?Зачастую она противоречит коммерческим интересам местных авиакомпаний. И поэтому Россия здесь не исключение.
Pro и contra
Казалось бы, значительное увеличение пассажиропотока и соответствующий рост доходов большого и малого бизнеса не должны оставлять сомнений в полезности режима «открытого неба» для Петербурга. Однако у инициативы, которая пока не оформлена в виде окончательного решения, есть как сторонники, так и противники.«За» получение петербургским аэропортом дополнительных свобод выступают власти города и руководство ВВСС. «Для того чтобы иностранный и богатый турист приехал в наш город, нужно создать соответствующие условия. Поэтому мы и открываем небо над Петербургом», – сказал по этому поводу губернатор Северной столицы Александр Беглов. Выгода города и аэропорта очевидна, поскольку дополнительные пассажиры означают лишнюю «копеечку» в бюджет и доход в кассу аэропорта. И когда речь идет не о тысячах, а о миллионах туристов, «копеечка» может быть очень весомой, поскольку зарабатывать можно не только на «прямых», но и на транзитных пассажирах. Что в случае Пулково более чем актуально, поскольку в настоящее время транзит в нем не превышает 3% от общего пассажиропотока.
«Против» голосуют отечественные авиаперевозчики. Причем делают они это активно и системно: начиная с лета 2019-го, когда инициатива об «открытии» петербургского неба только-только появилась, они не раз направляли в Минтранс свои возражения. В частности, глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун сообщал, что АЭВТ не поддерживает предложение ВВСС о введении для иностранных авиаперевозчиков режима «открытого неба» из опасений экономических потерь.
А поняв, что Минтранс, скорее всего, примет положительное решение, лоббисты вышли с предложением разрешить иностранным перевозчикам полеты из питерского Пулково в режиме «открытого неба» лишь в города, куда не летают отечественные авиаперевозчики. Или позволить летать в отдаленные от них не менее чем на 200 км аэропорты. Отчасти такую позицию можно понять: по словам главы Ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, за 8 месяцев 2019 года убытки отечественных авиаперевозчиков достигли 40 млрд руб. И когда на маршруте из Петербурга в Лондон лоукостер начинает продавать билеты по цене в 2–2,5 раза меньшей, чем обычный перевозчик, у последнего автоматически появляются возражения. А кто по своей воле согласится, чтобы у него «откусили» часть прибыли?
На все четыре стороны
Есть ли перевозчики, готовые открыть маршруты из Пулково в случае появления у него новых «свобод воздуха»? Есть. Причем интерес к нашему аэропорту проявляют не только европейские низкобюджетные авиакомпании (а именно в них в наибольшей степени заинтересован Петербург), но и находящиеся в Азии.
Например, о желании связать Петербург с Малайзией и Таиландом недавно заявил председатель правления AirAsia Group Тони Фернандес. Выступая на инвестиционном саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), он сказал: «В настоящее время моя команда ведет переговоры о запуске регулярных маршрутов в Москву и Петербург из Малайзии, а также Бангкока». В свою очередь, председатель совета директоров компании «Сайгонтурист» Фам Хюн Бинь, недавно участвовавший в российско-вьетнамском форуме, подчеркнул, что «наличие прямого рейса между нашими городами могло бы значительно увеличить поток туристов в обе стороны». А три основных европейских лоукостера (Ryanair, EasyJet и Wizz Air) предоставили планы маршрутных сетей для полетов из Пулково в случае, если ему действительно дадут седьмую «свободу воздуха».
Причем если два первых, вовсю летающие в соседние с Петербургом страны, пока обходят его стороной, Wizz Air уже прочно обосновался в городе на Неве. За первые 9 месяцев 2019 года только на маршруте в Будапешт компания обслужила на берегах Невы более 62 тысяч пассажиров (на 20% больше, чем в 2018-м). А с 1 октября открыла и полеты в Лондон… И генеральный директор венгерской авиакомпании Джозеф Варади на недавней встрече с губернатором Петербурга Александром Бегловым четко дал понять: если у Пулково появятся новые «свободы воздуха», перевозчик готов значительно
расширить присутствие в нашей воздушной гавани. Вплоть до создания в ней собственной базы и значительного увеличения количества воздушных судов на рейсах в Россию. Куда могут полететь новые рейсы? Аэропорт планирует получить разрешение Минтранса РФ на полеты по 33 зарубежным направлениям, подавляющая часть которых – в Европу. Причем в списке, утверждения которого инициаторы процесса «освобождения» Пулково ожидают до конца этого года, имеется и 8 государств, полеты в которые с берегов Невы ранее не выполнялись вовсе. Это Ирландия, Исландия, Португалия, Люксембург,
Македония, Румыния, Словения и Словакия. Однако каким будет окончательный набор направлений полетов, а также конкретных пунктов назначения в разрешенных странах, пока остается неизвестным.
Дайте визам вздохнуть свободно
Кроме властей Петербурга и руководства ВВСС, введение дополнительных «свобод воздуха» активно поддерживают все те, кто так или иначе имеет отношение к приему гостей города. Причем даже в том случае, если очевидной прямой выгоды у них нет. Казалось бы, зачем эти самые свободы порту «Морской фасад»? Ведь иностранные пассажиры прибывающих в него круизных судов и паромов и без того имеют право на 72 часа (трое суток) без визы. Но нет: коммерческий директор «Морского фасада» Алексей Панфилов уверен, что сочетание режима электронных виз и «свобод» Пулково может
существенно увеличить число уникальных пассажиров круизов (т. е. тех, кто отправляется в путешествие из Петербурга), которые городу наиболее интересны. «Для того чтобы пассажиры начинали и завершали круизы в Петербурге, нужна не только либерализация визового режима, но и возможность удобно добираться до Северной столицы, – полагает он. – Без существенного расширения маршрутной сети сделать это довольно сложно». А если длительность пребывания круизного туриста увеличится на 1–2 дня, это будет хорошо и для города, и для порта. Однако больше всего ратуют за появление связки «виза + свобода» представители малого туристического, отельного и ресторанного бизнеса. Тут все просто: как правило, такую визу получают самостоятельные, легкие на подъем и достаточно платежеспособные иностранцы, которые без чьей-либо помощи могут отправиться за сотни или тысячи километров на встречу с Петербургом. «Они готовы тратиться на размещение, еду и развлечения – а мы готовы им их предложить, – говорят участники рынка. – А поскольку эти гости активны, а подчас обладают и известной степенью авантюризма, они, особенно в “низкий” сезон, – отличное подспорье для поддержки любого “гостеприимного” бизнеса». Как показывает текущая статистика, пока электронные визы получают в основном жители приграничных Эстонии, Латвии и Финляндии, которым проще всего добраться в Петербург или Ленобласть. В частности, генеральный директор российского подразделения Lux Express Райт Реммель сообщил, что наибольший интерес к новинке проявляют финны (их число на рейсах компании в город на Неве увеличилось на 36%), а наиболее загруженным иностранцами маршрутом стал Хельсинки–Петербург, где пассажиропоток вырос на 45%. Причем если за 9 месяцев 2019 года общее число иностранных пассажиров на рейсах автоперевозчика в Петербург увеличилось только на 8% (по сравнению с аналогичным периодом 2018-го), в октябре прибавка составила 13%.
И тенденция, похоже, сохраняется. «По результатам предварительных продаж количество билетов, купленных эстонскими пассажирами в Петербург на ноябрь-декабрь 2019-го, на четверть больше, чем было год назад», – отмечает Райт Реммель. Но не за горами и весна, когда к нам в гости наверняка потянутся жители достаточно отдаленных государств, для которых возможность недорого прилететь на берега Невы принципиально важна. И если к тому времени Пулково не получит нужных «свобод воздуха» (или по инициативе отечественных перевозчиков они окажутся сильно урезанными), ожидаемого притока иностранцев может и не случиться. Ведь в нынешнем мобильном мире конкуренция за туриста высока, а желающих завлечь его отсутствием визы или экономичным пребыванием – хоть пруд пруди. Да и в России у Пулково есть конкуренты: в частности, о стремлении получить аналогичные «свободы» уже заявил аэропорт Храброво в Калининградской области. От того, какое решение примут в Минтрансе по поводу «освобождения» неба над Пулково, зависит не только его пассажиропоток, но и доходность бизнеса в целом ряде отраслей экономики Петербурга.