ЭТИЧЕСКИЙ КОД БИЗНЕСА
Когда корреспондент «БД» начал интересоваться у предпринимателей, какие качества характерны для современной деловой жизни, один из первых респондентов неожиданно спросил: «А культура бизнеса – это что?» Оказывается, среди множества характеристик, которые, по мнению предпринимателей, необходимы для ведения собственного дела в России, это понятие вовсе не на первом месте…
Увы, но в соревновании за популярность культура бизнеса явно проигрывает таким качествам, как предприимчивость, умение правильно оценить ситуацию или способность к креативу. Результат опроса оказался для нее печальным: культура бизнеса фактически заняла последнее место, поскольку упоминалась не более чем в 5% ответов. Это означает, что подавляющее большинство российских предпринимателей не сильно озабочено культурой и этикой зарабатывания денег – для них гораздо важнее конкретный финансовый результат. И показать это можно не только на результатах опроса.
О терминах и понятиях
А правда, что такое культура предпринимательства? Может быть, она давно стала анахронизмом и уже не вписывается в современные реалии? Однако это вовсе не так: техника и технологии в бизнесе действительно меняются очень быстро, а вот принципы его ведения во многом остаются прежними.
Да, само по себе предпринимательство – деятельность, целью которой является получение максимальной прибыли. Причем это работа, связанная с большим риском: по статистике, до 80% вновь образованных предприятий гибнут в первый же год. Но желание выжать из дела как можно больше дохода не означает отказ от необходимости выполнять взятые на себя обязательства, а фраза «прибыль превыше всего, но порядочность превыше прибыли» все так же актуальна.
В фундаменте культуры предпринимательской деятельности по-прежнему лежат законность, строгое выполнение обязательств и обязанностей, а также честное ведение бизнеса по отношению к партнерам, потребителям и государству. И хотя трактовать нюансы понятия можно по-разному, его принципы остаются теми же, что и сотни лет назад.
А значит, уважать других (клиентов, поставщиков, коллег), доверять и быть достойным доверия – параметры, которые обязательны для культуры бизнеса в любой сфере деятельности. Как это нередко происходит в действительности, можно увидеть на примере турбизнеса.
Доброе имя на честном слове
Недавно Инна Бельтюкова, основатель и бывший совладелец туроператора «Капитал Тур», предложила свои услуги в качестве бизнес-тренера. Однако «Леди Джамбо» и «Птица Феникс» российского туризма (так ее подчас именуют), пожелавшая учить современных предпринимателей уму-разуму, понимания у них не нашла: только 15% из почти 600 опрошенных на портале www.tourdom.ru посчитали, что ее опыт может быть ценен.
Казалось бы, поучиться у нее есть чему: рожденная четой Бельтюковых в 1992 году компания «Инна Тур», для раскрутки которой супруги взяли в долг $25 тысяч, заложив квартиру, уже через полгода окупила все расходы, а в 2000-м имела годовой оборот больше $40 млн. Созданный ими «Капитал Тур», просуществовавший около семи лет, в первый же год работы обслужил около 40 тысяч человек и затем ежегодно удваивал обороты. Но в 2010 году казавшийся незыблемым колосс туристического предпринимательства «грохнулся», оставив без денег и отдыха больше 8 тысяч клиентов.
Что самое главное, тогда пострадали сотни мелких, зачастую семейных компаний, которых предпринимательские амбиции Бельтюковых полностью выбили из седла: многие разорились вчистую. И память о событиях почти десятилетней давности жива до сих пор, поскольку две трети потенциальных слушателей курсов «Леди Джамбо» на предложение освоить кейсы взлетов и падений основателя разорившегося туроператора ответили: «Пусть сначала вернет деньги пострадавшим туристам и партнерам». Увы, но основатели и владельцы «Капитал Тура» не вернули ни гроша – в то время как сама Инна Бельтюкова по-прежнему «в шоколаде».
И практика ведения бизнеса в этой сфере показывает, что даже в «громких» случаях, когда количество пострадавших исчисляется десятками тысяч, а ущерб партнеров – сотнями миллионов руб., фактически никто ответственности не несет. Ведь в достопамятном 2014 году в Петербурге разорились столпы не только местного, но и федерального туризма: «Нева», «Верса» и «Солвекс-турне». Но разве кто-то слышал о том, чтобы их руководители как-то ответили или хотя бы извинились перед партнерами?
Как ни удивительно, но предприниматели порой умудряются быть похожими на Януса. Получившая в 2015 году по линии «Фонда содействия развитию предпринимательства и промышленности» звание «Лучший налогоплательщик года» глава компании «СПб-Турс» Виктория Ротер, как теперь выяснилось, систематически уклонялась от уплаты налогов. И в настоящее время, не доплатив несколько десятков миллионов руб. в бюджет, проходит обвиняемой по уголовному делу по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере) – пока контролируемые ею аффилированные компании продолжают работать. И каким будет решение суда в ее случае, еще неизвестно: подчас тем, кто оставил с носом государство или способствовал разорению массы партнеров, удается выйти сухими из воды.
Впрочем, есть все-таки и другие примеры. В частности, целый ряд крупных российских операторов за собственный счет отправил на отдых туристов, чьи туры не были оплачены агентствами, разорившимися осенью 2019 года. «Хотя закон и не обязывает нас нести ответственность за действия агентства, являющегося самостоятельным юридическим лицом, мы возьмем эти расходы на себя для того, чтобы обеспечить отдых людей, не виноватых в сложившейся ситуации», – объяснил этот шаг генеральный директор «TUI Россия» Тарас Демура.
Эволюция разборок
Уровень предпринимательской культуры можно показать и на другом примере. Где сейчас цивилизованные бизнесмены в основном выясняют отношения в случае разногласий? В арбитраже. А за последние три года количество дел, рассматриваемых Арбитражным судом Петербурга и Ленинградской области, возросло на 87%. Да и в целом по стране картина схожая: за минувшие семь лет число рассмотренных в арбитражных судах споров увеличилось примерно на 70%. Это конечно, лучше, чем ходить на «стрелки», но свидетельствует о том, что уровень исполнения обязательств в бизнесе по-прежнему невысок.
Как недавно сообщил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, в 2018 году в арбитраже города и области было рассмотрено 148 тысяч экономических споров, а в первом полугодии 2019-го – 72 тысячи дел. При этом лидером по росту являются обязательные платежи в Пенсионный фонд РФ: число дел по этому поводу за последние годы выросло… в 120 раз. И хотя экономические споры и другие дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, в арбитраже сейчас превалируют, гражданские уступают им ненамного. И это также говорит о том, что культура бизнеса, основанная на честном слове и предпринимательской порядочности, у нас сильно хромает. Увы, но даже взяв на себя обязательства, часть бизнесменов их не выполняет – несмотря на то, что возможности для этого у них есть.
Особенно это заметно в вопросе соблюдения трудовых прав, напрямую связанном с этикой и культурой бизнеса. По данным Государственной инспекции труда (ГИТ) Петербурга, в 2018 году она провела 4 564 проверки, по результатам которых выявила 46 598 нарушений. И хотя в последнее время трудовая инспекция старается не сразу применять к нарушителям жесткие санкции, только сумма взысканных с нерадивых работодателей штрафов превысила 124,4 млн руб. «К сожалению, случаи оформления специалистов не в соответствии с трудовым законодательством встречаются повсеместно, включая даже крупные банки», – заявил по этому поводу руководитель ГИТ Петербурга Александр Кротов. А для примера привел показательную цифру: по итогам 2018 года по требованию инспекторов труда в Петербурге было оформлено 2 426 трудовых договоров.
Увы, о низкой общей культуре бизнеса свидетельствует и такой факт, как постоянное наличие в Петербурге долгов по зарплате. Несмотря на усилия всех контролирующих органов, их объем редко бывает ниже 300 млн руб., а количество не получающих деньги вовремя петербуржцев постоянно составляет 3–4 тысячи человек. И даже практика прокуратуры, системно возбуждающей против руководства компаний уголовные дела по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (невыплата зарплаты и иных выплат свыше двух месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности), не сильно меняет картину: сообщения о наличии таких долгов появляются часто. И нередко это происходит потому, что начальник, даже располагая необходимыми ресурсами, попросту не считает нужным платить сполна и вовремя.
Чашка кофею
«Нередко культуру бизнеса в России понимают как готовность угостить кофе с печеньками клиента, заплатившего за проданные ему компанией товары или услуги сотню-другую тысяч руб., – констатирует бизнес-тренер Александр Владимиров. – На самом деле культура предпринимательства лучше всего проявляется тогда, когда клиент или партнер попадают в сложную ситуацию, и им требуется помощь».
Много ли случаев, когда в подобных обстоятельствах партнеры верят друг другу на слово и помогают делом, мы знаем? Такие случаи есть, но они редко становятся достоянием общественности. А вот о том, что «подставили» или «кинули», обычно информируют тут же. При этом сами предприниматели зачастую полагают, что в обстановке постоянного риска не до сантиментов и соблюдения требований этики и культуры бизнеса – лишь бы выжить и заработать. По принципу «деньги не пахнут». Однако очевидно, что если в России создается цивилизованный рынок, без соблюдения не только законодательных, но и культурных норм в предпринимательской деятельности все же не обойтись.
Врезка
Культура бизнеса – это определенная сложившаяся совокупность принципов, приемов и методов осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами, обычаями делового оборота, а также этическими и нравственными правилами.
Рейтинг характеристик, присущих предпринимательству в России (в % от числа опрошенных):
- Культура бизнеса 5
- Предприимчивость 30
- Умение правильно оценить ситуацию 30
- Коммуникабельность 20
- Наличие связей 20
- Холодный расчет 10
- Качественное профильное образование 5
- Знание иностранных языков 15
- Способность к креативу 25
- Порядочность 20
Источник: данные опроса в сети Интернет и посредством анкет.