ЭКСКУРС В ЭКСКУРСИИ
То, что в советское время называлось походами и экскурсиями, сегодня превратилось в направление бизнеса под названием «культурно-образовательный туризм». Казалось бы, где-где, а в Санкт-Петербурге этот сегмент рынка должен процветать независимо от сезонности. О том, как в культурной столице обстоят дела с культурным туризмом, – в материале корреспондента «БД».
В планах правительства РФ значится увеличение числа детей, принимающих участие в походах и экскурсиях, на 300 тысяч к 2021 году (по сравнению с 2017-м), а до четвертого квартала 2020-го должна быть разработана стратегия развития детского туризма и отдыха на последующее десятилетие. Если учесть, что еще два года назад Владимир Путин объявил в стране Десятилетие детства (на 2018–2027 гг.), а 2019-й стал Годом детского туризма, перспективы у направления отменные.
Клиентов бери – не хочу…
Количество потенциальных клиентов в сфере культурно-образовательного туризма для молодежи огромное: только учащихся в стране насчитывается 15,5 млн. Если к ним добавить родителей, педагогов и всех остальных заинтересованных, база для организации туров и экскурсий получается колоссальная и составляет никак не меньше 20 млн человек.
Однако на петербургском этапе федерального проекта «Развитие детского туризма в России» один из спикеров привел данные, согласно которым число школьников, участвующих в походах, за период с 2006-го по 2016 год снизилось на 53%, а на экскурсии стало ездить на 37% меньше детей. Причем за 2018 год данных вообще нет…
Статистика, опубликованная в сетевом научном журнале, свидетельствует о том же, поскольку количество детей, принимавших участие в походах, в период с 2006-го по 2016 год снизилось в РФ с 3,2 млн до 2,02 млн человек, а число побывавших на экскурсиях сократилось с 1,5 млн до 717 тысяч. Причем под детьми подразумеваются ребята в возрасте до 18 лет включительно, а объем чисто образовательных программ в общей структуре не превышает 19,5%. Потенциал для развития рынка огромный!
И хотя разночтения в формулировках имеются, специалисты согласны: в отличие от развлекательного, культурно-образовательный туризм позволяет участникам туров глубже познакомиться с культурой, понять ее особенности, почувствовать разнообразие. В целом это активное познание мира. «Когда речь идет об этом виде туризма, имеются в виду и образование, и воспитание, – считает Ирина Аникина, заместитель директора музея-заповедника «Кижи». – Ведь любить родину, как малую, так и большую, трудно, не изучая “корней” и традиций».
Родина сказала «надо»
Реальное движение в сторону позитива в сфере культурно-образовательного туризма для молодежи в России началось в 2013 году, когда в стране стали реализовывать соответствующее поручение президента. В 2014 году при правительстве РФ появился координационный совет по детскому туризму, а приоритетом госрегулирования направление признали в 2016-м.
Вместе с тем еще в 2013 году по инициативе Министерства культуры в РФ была создана программа «Моя Россия: Град Петров», благодаря которой в Петербурге уже побывало около 60 тысяч школьников. В этом году ее участниками станут свыше 6,5 тысяч ребят из разных городов России: по «классическому» трехдневному маршруту проедут более 4,5 тысяч школьников, а по новому, четырехдневному, отправятся свыше 2,2 тысяч.
Но «Град Петров» – только один из более чем десятка маршрутов, входящих сейчас в Национальную программу детского культурно-познавательного туризма «Моя Россия». В 2018 году, например, в ее составе было 12 маршрутов, по которым проехали более 20 тысяч детей 12-17 лет из 85 регионов.
Как считает заместитель министра культуры России Алла Манилова, «программа дает возможность школьникам из отдаленных регионов приобщиться к великой истории и культуре нашей страны, а участие в ней выгодно для бизнеса, так как позволяет увеличить загрузку туристской инфраструктуры». Федеральный пример оказался заразительным: в Ленобласти с 2017 года за счет бюджета организуют поездки для школьников в рамках проекта «Мой родной край», в которых уже побывали свыше 8 тысяч ребят. А в 2019 году в нем примут участие 4 532 человека.
Появились и многие другие проекты, ориентированные на возрождение молодежного культурно-образовательного туризма. Ряд из них – частная инициатива компаний, плотно работающих с этой тематикой. В качестве примера можно привести «Живые уроки» или «Уроки дает Петербург». «Это настоящий петербургский проект, содержание которого основано на традиционно сильной ленинградской и петербургской экскурсионной школе, – объясняет суть второй программы директор «Бюро “Петроградъ”» Павел Лобанов. – Суть в том, что он полностью отражает интересы города и способен переместить часть потока туристов с “высокого” сезона на низкий период, совпадающий с учебным временем». К тому же реализацией проекта занимается не отдельная фирма, а общественная организация «Лига туроператоров Санкт-Петербурга», объединяющая 25 специализирующихся на приеме туристов компаний города. Участие в нем активно принимают и музеи Северной столицы (сейчас в программе «Уроки дает Петербург» их уже 10), а в будущем организаторы обещают привлечь к сотрудничеству вузы, крупные предприятия и т.д.
Бюрократия и безопасность
Казалось бы, для быстрого развития молодежного культурно-образовательного туризма в России имеются все условия. Широкая клиентская база, поддержка «сверху». Огромное число «интересностей», способных привлечь аудиторию любого возраста. Но маховик этого направления все еще вращается слишком вяло, а количество компаний, занятых в сегменте, практически не растет.
В чем проблема? «Направление настолько зарегулировано, что проще заниматься любым другим, – честно признаются бывалые организаторы. – Работать на нем могут только по-настоящему упертые профессионалы, для которых скорее важен не доход, а возможность помогать людям».
И примеров, подтверждающих это, масса. «Дошло до того, что организаторы не могут сводить ребят в музей, находящийся в доме напротив школы: для этого надо собирать массу документов и готовиться две-три недели», – замечает руководитель «Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» Дмитрий Смирнов. И даже Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», не раз говорила о том, что «располагая большим числом программ для детей и собственным автобусом, мы нередко не можем привезти ребят в музей».
Не случайно Дмитрий Смирнов, выступая недавно на межрегиональной конференции, организованной туроператором «СканТур», Русским географическим обществом, а также рядом комитетов и министерств правительств Республики Карелия и Петербурга, заявил, что сейчас гораздо проще организовать в школе хор из 100 человек, чем экскурсионную поездку. «Для того чтобы появился хор, нужны помещение, дети, два преподавателя и ноты, а для поездки надо согласовать десятки документов и взять на себя большую ответственность», – резюмировал он. Увы, но сейчас ситуация такова, что большая часть близких к организации школьного культурно-образовательного туризма специалистов попросту не хочет (а порой и боится) «связываться» со сферой, где существует масса «подводных камней».
Одним из таких «камней», безусловно, являются требования к перевозке организованных групп. Никто не подвергает сомнению необходимость обеспечения безопасности перевозки. Но когда по техническим причинам организаторы не могут вовремя отправить уведомление, а рядовой инспектор ГИБДД запросто «тормозит» автобус, срывая экскурсию школьников, возникают вопросы. Однако Дмитрий Горбатюк, начальник отделения технического надзора Управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, отвечая на вопрос, почему до сих пор система онлайн-сервиса подачи уведомления о перевозке организованных групп детей дает сбои, ограничился сообщением, что «его можно подавать и разными другими способами».
Когда не все ради денег
Означает ли это, что создавать и развивать бизнес в этой сфере не стоит? Опыт показывает: при умении грамотно учитывать рыночные нюансы направление вполне может оказаться прибыльным.
А способы ведения бизнеса могут быть совершенно разными. Есть, скажем, пример энтузиаста туризма Александра Минделя, по инициативе которого на Селигере появился Дом путешественника, где бесплатно могут остановиться «социальные туристы» (родители с детьми, детские группы, инвалиды и т.д.). А есть экологический парк «Пространство детской мечты» Александра Черкасова, в котором собрано практически все, что может заинтересовать семейного или «детского» туриста. «Я ботаник, по уши влюбленный в мир», – говорит он о себе. И в его парке любой посетитель независимо от возраста становится ребенком. «Красиво, сказочно и очень вкусно», – такой вывод делают гости.
Вместе с тем любой мало-мальски понимающий в деле специалист скажет: если речь идет о подобных объектах культурно-образовательного туризма, на их развитие уходят годы. Да и реализовывать, казалось бы, простые туры для молодежи ох как непросто по причине все тех же бюрократических тонкостей.
Однако, если прибыль не самое главное, а глаза горят, хочется по максимуму приносить пользу людям, рискнуть стоит. Работа в сфере молодежного культурно-образовательного туризма во многом схожа с педагогической деятельностью, которая никогда не ориентировалась на деньги, но всегда пыталась сеять разумное, доброе и вечное.
Анастасия Трушина, директор по развитию «СканТур», соорганизатор проекта по развитию детского туризма в России:
– В современном обществе важно давать детям возможность не только сидеть за партой и слушать теоретический материал, но и погружаться в культуру. А экскурсионно-образовательные программы – формат, который способствует формированию гармоничной и разносторонне развитой личности. Ведь нынешние школьники – будущий фундамент общества, который должен быть прочным.
Ирина Аникина, заместитель директора музея-заповедника «Кижи»:
– Мы не просто стараемся привлекать школьников и молодежь, а стараемся всемерно развивать такое направление, как музейная педагогика. Именно через образование и воспитание приходит понимание прошлого, настоящего и будущего нашей страны. Мы помогаем осознать, почему так важно сохранять традиции народа и природу, которая нас окружает.
Дмитрий Смирнов, глава Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова:
– Главное для молодежного туризма – чтобы в нем происходил образовательный процесс. Чтобы одновременно шли не только обучение, но и воспитание, и социальная реализация, позволяющая молодому человеку найти свое место в обществе. И, конечно, чрезвычайно важна роль педагога, который оказывает огромное влияние на то, каким именно образом будут усвоены новые знания и навыки.