БУМАГА – НОВАЯ РОСКОШЬ В ЭПОХУ ДИДЖИТАЛ
Цифровые технологии усилили позиции типографских комплексов, позволив им создавать новые товары и выводить на рынок самые разнообразные форматы печатной продукции. Технологии помогли совершить настоящий технологический прорыв, выведя типографское дело на новый уровень.
Директор петербургской типографии «Девиз» Олег Киселев всегда считал, что развитие цифровых технологий – это скорее плюс, чем минус для полиграфистов. Современные технологии как оказывают влияние на оптимизацию бизнес-процессов, так и помогают находить новые рынки. Экономика подвержена «цифровому тренду», и, как другие сегменты, полиграфия смогла выйти на новый уровень. Реальностью становится то, что еще вчера казалось фантастикой.
Живые картинки
Наглядный пример – взаимодействие цифровых технологий и печати изображений. С помощью специальной программы, установленной на смартфон, фотография оживает и считывается как активная гиперссылка, но уже в гаджете пользователя.
«Это безумно нравится рекламщикам и менеджерам по продажам. Недавно мы посетили представительную фэшн-выставку, и технология произвела настоящий фурор. Для индустрии моды это великолепный инструмент, позволяющий показать модель в динамике, а не только в статичном виде. Это открывает огромные перспективы для всех без исключения отраслей и компаний», – говорит Олег Киселев. И это только часть возможностей: фотография, которая становится своеобразным QR-кодом, способна перенаправлять пользователя как на вебсайт компании, так и на страницу продаж. Хотя несколько лет назад это было не более чем фрагментом детского фэнтези о Гарри Поттере: фотографии в газете «Ежедневный пророк» из статичных становились фильмами. «Нам показалось это интересным, и мы реализовали это», – рассказывает Олег Киселев.
По его словам, модернизация производства и внедрение цифровых технологий проводились не только для улучшения печати, но и для расширения линейки выпускаемой продукции. Сейчас «Девиз» способен работать в абсолютно эксклюзивных форматах, недоступных другим типографиям.
Точно в цель
Появление цифровых носителей многие поспешили окрестить закатом полиграфии. Время показало поспешность таких выводов. «Доступность информационных технологий привела к росту цифрового шума. Теперь адресат, увидев рекламное сообщение, не читая отправляет его в спам. Чаще за него это делают специальные программы, призванные уберечь пользователя от ненужной информации», – добавляет Олег Киселев. В такой ситуации полиграфисты поняли, что оказались в выигрыше. Оставалось только этим воспользоваться.
«Печатная продукция отличается от других носителей тем, что увеличивает время взаимодействия потребителя с информацией и выводит информацию на новый уровень доверия. Все вместе это вызвало скачок популярности полиграфии как в бизнес-среде, так и у потребителей», – резюмирует генеральный директор типографского комплекса. Он приводит пример: «Знаете ли вы, что компания Facebook выпускает собственный журнал на бумаге для распространения в бизнес-залах аэропортов и на мероприятиях? Мировая корпорация Google ежемесячно делает сотни тысяч персонализированных почтовых отправлений своим клиентам. Очевидно, мировые гиганты диджитал сами верят в силу печатной информации».
Глубинное восприятие
Высокий уровень доверия к бумаге подтверждают и исследования рекламных специалистов: если глубина просмотра информации с экрана монитора или гаджета составляет 2–3 страницы, у печатных каталогов этот показатель – 24 страницы!
Нейрофизиологи тоже давно изучают поведение людей при использовании цифровых носителей. Ученые пришли к выводу, что человек, получающий информацию с электронного носителя, быстрее испытывает симптомы утомляемости и, как следствие, дефицит понимания и запоминания информации.
Это касается и взаимодействия сообщения с читателем. На рекламное электронное послание реагируют порядка 0,5% получателей, в то время как у бумаги этот показатель – 5,2%.
Рекламщики утверждают: электронное сообщение «живет» ровно столько, сколько требуется для его прочтения. Бумага, попадая в дом, офис, машину респондента, «живет» порядка семи дней и позволяет вовлечь новых пользователей.
Типография в смартфоне
По словам Олега Киселева, мир меняется, и вместе с ним меняется полиграфическая отрасль. Появляются новые направления, в том числе цифровая печать. «Отрасль становится другой. Будущее полиграфии – это тиражи, четко ориентированные на определенную группу по социальному, профессиональному или региональному уровню. Особняком стоит персонификация для любого потребителя, – говорит он. – Люди гораздо лучше воспринимают личные обращение. Обезличенность и массовая рассылка стали синонимом слову “спам”. Другое дело – технология печати персонального обращения к конкретному адресату в рамках одного тиража, и это уже не фантастика».
Дом без книги – человек без души
Книги – еще одно самостоятельное направление, которое продолжает активно развиваться. Безусловно, некоторые предпочитают электронные книги. Однако статистика – упрямая вещь: по данным издателей, в 2017 году оборот книжного рынка составил 75 млрд руб., в 2018 году – почти 80 млрд, на 2019 год прогнозируется 83 млрд руб. Главным драйвером роста теперь выступают продажи через интернет. Таким образом, цифровые технологии изменили каналы сбыта, но не повлияли на спрос.
Личные возможности
Благодаря новым технологиям типографии способны отпечатать даже личный тираж для любого желающего, хотя раньше это было невозможно вообразить. «Для нас важно предоставлять комплекс услуг, быть гибкими в своих предложениях и постоянно совершенствовать свою технологическую базу. Скажем, если раньше мы начинали работу с заказчиком над многостраничными специализированными справочниками и буклетами за полгода, теперь нам достаточно двух недель», – рассказывает Олег Киселев.
Доступность – это когда типографский комплекс становится типографией в смартфоне или на компьютере. Хотя кто-то и сейчас несет заказы в типографии. «Мы внедрили электронный цифровой алгоритм, теперь заказчик может удаленно, используя шаблоны, сконструировать нужный ему продукт. Удаленно оплатить и получить все подтверждающие финансовые документы. Тираж приедет в срок в указанное место или будет распространен среди читателей, указанных заказчиком», – добавляет Олег Киселев. По словам руководителя «Девиза», полиграфисты давно не конкурируют с электронными носителями, а только интегрируют цифровые технологии в свой производственный процесс.
Разумный баланс
Полиграфистам, использующим исключительно традиционные технологии, выживать в условиях современной конкуренции крайне сложно. Хотя офсетная технология по-прежнему доминирует и будет доминировать для печати крупных тиражей с длительным жизненным циклом, цифровая печать заполнит ниши, в которых применять офсет окажется невозможным по экономическим или другим причинам.
Типография – это в первую очередь производство. Однако снабжение, логистика, маркетинг, менеджмент и планирование имеют значительную долю в функционировании общего механизма. Кто уделит должное внимание этим направлениям и интегрируется с цифровыми технологиями, окажется в числе лидеров отрасли. Прошедшая церемония «Предприятие года 2019» только лишний раз доказала это, отметив «Девиз» в партнерской номинации как «Лидера полиграфии СЗФО».
Федор Резкин