ЗАДАЧА – ПОДДЕРЖИВАТЬ РОСТ
С 1 августа в структуре правительства Санкт-Петербурга начал работу Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле. Его возглавил Юрий Калабин, ранее занимавший ответственные посты в ОАО «РЖД». Председатель вновь созданного комитета рассказал «БД» о том, где будет искать точки роста для петербургских предприятий.
Юрий Калабин. Эксклюзивное интервью для “Бизнес Дневника”
БД: Как в объединенном комитете будет строиться работа с предприятиями малого бизнеса?
ЮК: Мы объединили все подразделения, которые так или иначе занимаются промышленным производством чего-либо: товаров, работ и услуг – в единый блок, который возглавляет один заместитель председателя комитета. Тем самым мы показываем деловому сообществу, что не делаем разницы между крупным и малым бизнесом. Самое главное, что человек активен, хочет заниматься бизнесом, готов удовлетворять потребности ближнего или дальнего, потенциального потребителя.
Именно это должно быть поддержано всеми фибрами, потому что как минимум эти люди не сидят на шее у государства, у налогоплательщиков. Они обеспечивают себя сами и создают рабочие места. Они заслуживают безусловного признания, одобрения и почета.
БД: Каким отраслям уделяется приоритетное внимание?
ЮК: Считаем, что какое-либо акцентированное отраслевое разделение является архаичным, поскольку синергетический эффект роста лежит как раз в плоскости межотраслевого взаимодействия. Безусловно, в Петербурге есть исторически сильные отрасли, в которых сформированы значительные компетенции: это судостроение, автомобильная промышленность, IT-технологии, производство продуктов питания и многие другие.
Но мы должны поддерживать то, что растет. Быстро растущие компании называют «газелями бизнеса». Я бы их назвал успешными компаниями, которые имеют хорошие позиции на рынке, конкурентоспособны, присутствуют в списках экспортеров города.
Но самое главное, они обладают высокими компетенциями в таком показателе, как производительность труда. Он определяет всё. Опираясь на этот показатель, мы можем сказать, какое из предприятий находится в кризисе или, наоборот, процветает. На мой взгляд, эта цифра в промышленном производстве должна стартовать от суммы 6 млн руб. выработки на человека в год (с учетом длины коммерческого цикла). В торговле выше.
В Петербурге немало предприятий, которые растут на 10% в год – значительно быстрее, чем в среднем по статистике. Есть и те, которые дают ежегодный прирост в 100 и более процентов.
Однако имеются и такие предприятия в сфере малого предпринимательства, которые потенциально могут вырасти, но считают такую стратегию рискованной. В частности, некоторые компании пользуются налоговыми льготами, однако при увеличении выручки их теряют – соответственно, теряется смысл роста. Такую ситуацию мы должны исправить.
БД: Сегодня доля малого и среднего производственного бизнеса, по данным статистики, составляет 7%. К 2024 году этот показатель должен быть удвоен. Как Смольный может простимулировать рост?
ЮК: Основной потенциал роста нашей экономики связан с малыми предприятиями, возможно, даже микропредприятиями.
Они обладают коммерческим чутьем, видят клиента, его потребности, спрос и готовы под него подстраивать свое предложение. Это так называемая тянущая модель в экономике, в отличие от толкающей, по которой работает ряд крупных промышленных предприятий.
На изменение существующей системы направлены национальные проекты по развитию малого и среднего бизнеса, экспорта, производительности труда.
Малый и средний бизнес необходимо подключать к большой промышленности, усиливать кооперацию между ними.
В Петербурге есть великолепные предприятия в молочной промышленности, модной индустрии, фармацевтике, косметике. Основная задача не в том, чтобы дать им как можно больше преференций, а в том, чтобы устранить барьеры на пути их развития. На каждом предприятии они свои. Кому-то не хватает площадей, кому-то – доступа к ресурсам. Наша задача – оперативно реагировать и устранять препятствия.
Мы хотим развивать экспортный потенциал наших предприятий. В базе данных комитета – более 400 компаний-экспортеров, которые осуществляют поставки в ближнее и дальнее зарубежье. Поверьте, это высший пилотаж в организации бизнеса!
Важно продвигать идею роста. Заинтересовать предприятия, показать, что это легко, значимо. Общаясь с предпринимателями, я часто вижу, что им нужно просто внимание не столько властей, сколько даже жителей города. И мы можем гордиться нашими рестораторами так же, как и судостроителями. Если бизнес создан профессиональным и неравнодушным человеком, который ведет его красиво, то не жалко орденов, медалей, поцелуев. Шапки вверх и крики «браво!».
БД: И все-таки разрабатываются ли новые меры поддержки местной промышленности?
ЮК: Здесь сложно придумать что-то новое. Есть четыре основных меры поддержки: субсидии, то есть безвозвратная помощь государства на развитие той или иной сферы деятельности каждого конкретного предприятия; кредиты; налоговые льготы; подготовка промышленных территорий за счет бюджета для размещения предприятий.
Есть еще образовательные программы, консультационная поддержка, но основные стимулирующие мероприятия я перечислил.
Но мы убеждены, что система предоставления разных льгот должна быть заточена под потребности конкретного предприятия, и настроить эту систему они должны сами.
Нужно организовать, на мой взгляд, интерактивный канал общения с очень широким кругом предпринимателей, чтобы понять, что они сами считают наиболее эффективным инструментом поддержки в своей отрасли, ценовой нише и так далее.
БД: В последнее время сформировался тренд на перенос заводских мощностей из «серого пояса» за черту города и массовую жилищную застройку освободившихся пятен. С чем это связано? И как вынос производства на окраины города скажется на состоянии промышленности Петербурга?
ЮК: Рассматривать проблему нужно с двух ракурсов: с точки зрения предприятия и с точки зрения города. Очевидно, они могут входить в противоречие. Есть логистические преимущества от нахождения в центре города: доступность рабочей силы, доступность районной и городской власти, когда это необходимо. Вместе с тем с доставкой сырья и готовой продукции – жуткая беда. Кроме того, старые помещения не предназначены для размещения современного оборудования. Технологии требуют размещать производства в более приспособленных местах.
Как промышленник в прошлом, я убежден, что переносить предприятия надо. Как у чиновника, у меня вопрос: переносить куда?
Существует системная проблема. Собственники многих предприятий обладают гигантским ресурсом – земельным участком под предприятием. Его стоимость очень низкая, пока он находится в категории промышленной зоны. Но если его перевести под жилую застройку, стоимость увеличивается многократно. Для нашего бизнеса гораздо интереснее застроить каждое пятно бывшего предприятия жилыми домами. Но тут возникают проблемы для города, кто строит инфраструктуру на этом участке: дороги, школы, поликлиники. Это будет задачей города, и решить ее он может за счет налогов. Но налоги платит промышленность, бизнес. Город их лишается, когда вместо предприятия возникают жилые дома.
Поэтому мы должны быть озабочены прежде всего появлением правильной модели: в первую очередь решать вопрос создания рабочих мест, обеспечения должного количества и качества рабочих мест. Здесь я полностью поддерживаю главу города, который всегда говорит, что из-за высокой стоимости ресурсов в Санкт-Петербурге рабочие места в городе должны быть высокооплачиваемыми, то есть высокотехнологичными. Подоходный налог 13% с 50 или со 100 тысяч руб. – это абсолютно разные суммы.
Политика комитета будет достаточно жесткой по отношению ко всем возможным перипетиям с переносом предприятий. Каждый конкретный случай будет рассматриваться отдельно: сначала – сохранение высокотехнологичных рабочих мест, потом – варианты перемещения.
БД: Как ведется профессиональная подготовка кадров для промышленных предприятий города?
ЮК: В целом промышленность, безусловно, не удовлетворена существующей системой и качеством подготовки кадров. Мало инженеров, конструкторов, айтишников мало, управленцев тоже мало. К сожалению, до сих пор некоторые предприятия вынуждены решать эту проблему самостоятельно. Наши усилия с Комитетом по образованию пока в недостаточной степени эффективны. Не все зависит от нас, есть еще и федеральные учебные заведения; с преемственностью обучения в техникуме и вузе – свои истории и проблемы. Учебные заведения готовят, простите, полуфабрикат. Только на предприятии выпускник может доучиться и стать специалистом. Необходимо развернуть систему образования лицом к промышленности. Слушать предприятия, менять систему не только на городском, но и на федеральном уровне.