УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
1 октября для хостелов Санкт-Петербурга наступает время «Ч». Поправки в Жилищный кодекс, получившие в народе название «закон Хованской», заставят отельеров-«надомников» сделать окончательный выбор между сохранением профиля бизнеса с уходом в «серую» зону и изменением статуса, позволяющим удержаться в легитимном законодательном поле. Как идет этот процесс на фоне подготовки города к введению электронных виз, разбирался корреспондент «БД».
На одной из недавних встреч по этому поводу хозяин мини-отеля, эмоционально жестикулируя руками, спрашивал совета у аудитории, что ему делать с бизнесом. «Как же так получается? – задавал он вопрос. – Вместе с семьей я 10 лет вкалывал, обустраивая свой отель. Вложил в это дело и деньги, и душу. Никаких претензий ко мне и постояльцам ни со стороны соседей, ни со стороны контролеров не было: жалоб не зафиксировано, “звезды” получены, налоги оплачены. А теперь мне говорят, что так работать дальше нельзя, закон изменился. Как быть?» Тогда ответов для него не нашлось… Но они все же есть.
Масштабы проблемы
Может быть, мы слишком преувеличиваем, и Петербург легко переживет инициативу Хованской? В этом есть сомнения, поскольку для Северной столицы объекты размещения, то есть хостелы и мини-отели, находящиеся в жилом фонде, имеют особое значение.
Статистика здесь весьма противоречива. Судите сами: известный всем сервис booking.com на сентябрь предлагает в Петербурге свыше 3 700 вариантов размещения. По данным компании Maris в ассоциации с CBRE, по итогам шести месяцев 2019 года в Северной столице работают 177 отелей на 23 642 номера (в этом случае в зачет идут лишь гостиницы с номерным фондом более 40 и категорией 3–5*). А официальные данные, полученные в Комитете по развитию туризма, говорят о том, что коллективных средств размещения, прошедших обязательную для Петербурга классификацию с учетом всех уровней комфорта (от «без звезд» до 5*), у нас 1 467. И номеров, соответственно, больше 46 тысяч на 91 тысячу с лишним мест.
Но здесь нас интересуют не разногласия в подсчетах, а то, сколько объектов малого бизнеса подпадает под действие «закона Хованской», находясь в домах жилого фонда. Ответ как раз точный – 388. А значит, каждое четвертое коллективное средство размещения города находится в жилом доме. При этом, по оценке системы «2ГИС», 77% питерских хостелов расположены именно в жилье.
Если считать, что каждая третья официально признанная койка для гостей Петербурга размещена в объекте категории «без звезд» (а именно они чаще всего находятся в жилом фонде), можно предположить, что в целом по городу под угрозой закрытия окажутся сотни предприятий сферы гостеприимства с номерным фондом в 10 тысяч, предлагающих до 20 тысяч мест. Причем это места не только в дешевых хостелах: в жилых домах города находятся и отели уровня до 4*.
Востребованы ли услуги тех «малышей», что расположены в жилье? По данным разных источников, среднегодовая заполняемость больших гостиниц Петербурга редко превышает 70%. Хостелы в среднем всегда заполнены на 80–85%, а летом – больше чем на 90%. Вывод простой: в случае их полного закрытия Петербург потеряет до 30% дешевого размещения. Как минимум 2 тысячи рабочих мест. И сотни миллионов, если не миллиардов руб. налогов, которые легально работающие «малыши» исправно платят в бюджет.
Продается. Недорого…
После того, как решение о «выводе» гостиничных услуг за пределы жилья было окончательно принято в марте 2019 года, многие владельцы объектов размещения не стали ломать голову и решили продать проблемный бизнес.
По данным сайта частных объявлений Avito, во втором квартале этого года в Петербурге было опубликовано 647 объявлений о реализации таких объектов. Если заглянуть на страницы профильных сайтов (таких как https://alterainvest.ru или www.allpbspb.ru), ориентированных на продажу готового бизнеса, можно увидеть, что там количество предложений исчисляется сотнями. Купить исправно работающее «гостеприимное» дело можно по цене от 300 тысяч руб. (в аренду), но желающих мало…
Да, у тех, кто имеет возможность перевести помещения в статус нежилого фонда, есть все шансы сохранить профиль. Однако, по оценке вице-президента Ассоциации малых гостиниц Петербурга Тамары Буйловой, за весь 2018 год сделать это удалось только по 40 помещениям. И если требования «закона Хованской» о наличии отдельного входа выполнить физически нереально (это касается в первую очередь тех объектов, которые расположены выше второго этажа), остается искать варианты для выживания.
Что не запрещено, то разрешено!
Пытливые предпринимательские умы уже нашли способы минимизации последствий введения законодательной новинки. «Главное не заявлять о том, что вы оказываете гостиничные услуги, – учат бывалые. – А значит, надо исключить из лексикона, употребляемого где бы то ни было, слова “отель”, “гостиница” или “хостел”».
Согласно принятым поправкам в закон, «жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг». Однако фраза, запрещающая нахождение в жилом доме «иных средств размещения», в документе отсутствует. И если правильно использовать казуистику формулировок, у кого-то еще есть шанс продолжить работу.
В этой связи некоторые специалисты уверены: под запрет подпадает только вид услуги. А значит, можно идти по пути заключения с гостями договора краткосрочного жилого найма (в частности, использовать для этого ресурсы сервиса Airbnb или аналогичных), мимикрируя под жилые комнаты. Или, как пошутил по этому поводу вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России по гостиничному бизнесу Вадим Прасов, предоставлять «не гостиничную услугу, а краткосрочный сервис летаргического сна». Да и Эдуард Демидов, глава Комиссии отельеров Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», полагает, что имеющиеся в жилых домах малые объекты размещения вовсе не обязательно закроются. «Часть из них наверняка сможет найти варианты работы даже в имеющемся правовом поле», – уверен он.
И то верно! Пока частная собственность у нас охраняется законом, контролировать поток гостей в частной квартире проблематично. Как и в случае с катанием на катерах, всегда можно сказать, что это приехали друзья или родственники, которые живут бесплатно. Попробуй докажи обратное…
Бороться и искать
Вместе с тем многие представители отрасли продолжают бороться за свой бизнес и предлагают всё новые варианты решения проблемы.
В Петербурге, в частности, главы Гильдии малых средств размещения, Ассоциации малых гостиниц Петербурга, Лиги хостелов и бизнес-ассоциации «Опора России» недавно выступили с обращением к президенту РФ Владимиру Путину, в котором предложили отсрочить введение запрета на размещение гостиниц в жилых домах на несколько лет.
Кроме аргумента о нереальности срока перевода помещений из разряда жилых в нежилой фонд, авторы петиции указывают на то, что подавляющая часть тех мини-отелей и хостелов, которые находятся под угрозой закрытия, своевременно получили сертификаты о «звездности» и тем самым подтвердили полное соответствие требованиям закона на тот момент. «Мы просим, чтобы прошедшим классификацию объектам разрешили доработать до окончания срока действия полученного ими документа», – говорит Алена Енова, руководитель регионального отделения НП «Лига хостелов». Ответа пока не получили.
В свою очередь, Комитет по развитию туризма Смольного с пониманием относится к проблеме «малышей». Заместитель председателя ведомства Нана Гвичия не раз говорила о том, что оно готово поддержать их как на региональном, так и на федеральном уровне. «Если проблема с переводом помещений в нежилой фонд окажется типовой, мы готовы подключиться и напрямую обратиться к врио губернатора или на федеральный уровень», – заявляла она. Однако при этом всякий раз подчеркивала: помощь будет оказана только тем, кто ведет бизнес легально и, соответственно, прошел процедуру классификации, получив свои «звезды».
Пойти в «заместители»
Место, особенно на рынке, пусто не бывает, и гостиничный бизнес параллельно с властями ищет решение проблемы замещения выпадающих «гостеприимных» мощностей.
В частности, на площадях «A-Отеля “Фонтанка”» намерен начать работу хостел Strawberry Duck, рассчитанный на прием сразу 250 человек. «Сочетание двух типов размещения на одном объекте, на мой взгляд, может оказаться вполне выгодным ходом, – оценивает этот шаг Дмитрий Мельников, генеральный менеджер Original Sokos Hotel Olympia Garden. – Не думаю, что подобные симбиозы будут массовыми, но шанс на их развитие точно есть». Согласна с ним и Алена Енова, которая вместе с тем подчеркивает, что «по такому пути можно идти лишь в случае, когда гости разноуровневых объектов размещения не будут пересекаться».
В свою очередь, власти города продолжают реализацию собственной программы развития хостелов. При этом речь изначально идет о предоставлении бизнесу помещений в нежилом фонде в аренду. В частности, предпринимателям под эти цели уже переданы 16 объектов (в трех из них средства размещения заработали), и до конца этого года под создание хостелов отдадут еще восемь помещений, а в 2020 году – 17. Однако, подчеркивая приверженность идее увеличения турпотока в Петербург, вице-губернатор города Олег Марков говорит, что «нам крайне важно развивать инфраструктуру приема, полностью отвечающую запросам наших гостей».
Вместе с тем очевидно, что после 1 октября десятки «малышей» окажутся в тумане неизвестности. Само собой, одновременно все они не закроются: процесс может оказаться долгим и болезненным. Однако рано или поздно тем из них, кто не сможет адаптироваться к новым правовым условиям, придется уйти, освободив место для более гибких.
Елена Енова, руководитель регионального отделения НП «Лига хостелов»:
«Мы прилагаем усилия для того, чтобы не только сохранить для гостей Петербурга возможность недорогого размещения, но и удержать значительную часть предпринимателей сферы гостеприимства от ухода в “теневой” сектор экономики».
Дмитрий Мельников, генеральный менеджер Original Sokos Hotel Olympia Garden:
«В Петербурге уже есть пример качественного совмещения двух разных концептов. Это отель немецкой сети Meininger, часть номерного фонда которого скорее хостел, чем гостиница. Чтобы обеспечить комфорт и обслуживание на необходимом уровне всех гостей, должна быть предусмотрена возможность создания дополнительной стойки приема и размещения, возможно – обеспечения второго, более бюджетного завтрака и других услуг».