ЧТОБЫ КЛИНИНГ НЕ ЗАКЛИНИЛО
Уборка и клининг – это одно и то же или есть различия? Корреспондент «БД» выяснил, почему уборка – это домашняя работа, а клининг – уже бизнес.
В частном секторе теневой рынок услуг по уборке пока огромен. На одном только сайте avito.ru можно найти десятки подобных объявлений, «сарафанное радио» тоже не молчит. Львиную долю предложения формируют гости из бывших братских республик, но спрос на них постепенно падает, потому что у заказчика растет осознание: дешево не значит качественно. Заказчики – физические лица тоже хотят гарантий, которые может дать только официальный договор.
Тенденция «обеления» рынка домашней уборки заметна по числу постоянно появляющихся ИП (индивидуальных предпринимателей). В основном это индивидуальный, семейный малый бизнес или группа друзей-единомышленников. Приобретя официальный статус, они не боятся размещать объявления на профильных сайтах-агрегаторах вроде avito.ru, youdo.com или profi.ru, которые в последнее время становятся активными участниками этого рынка.
Более крупные компании с организационно-правовой формой ООО (общество с ограниченной ответственностью) называют свои услуги по уборке «клинингом» и работают исключительно по договорам. Каждая клининговая компания имеет свое направление: у одних в приоритете уборка коттеджей, загородных домов, квартир, у других – гипермаркеты, фабрики, заводы, торгово-развлекательные комплексы.
Стоимость генеральной уборки в формате «тетя со шваброй» стартует от 1 000 руб., о точной сумме договариваются на месте.
Та же услуга от клининговой компании обойдется в сумму от 8 500 руб. за помещение площадью от 70 кв. метров и может существенно подорожать при заказе дополнительных работ. Но профессионалы боятся частников все меньше.
«Уровень вложений достаточно низкий, но большинство приходящих “бизнесменов” не имеют понимания, где они будут брать клиентов и за счет чего отвоевывать свое место на рынке. Соответственно, как приходят, так и уходят», – рассказывает Александр Уханов, заместитель генерального директора ООО «ДЭН-клининг».
Серьезные компании нацелены на долгосрочное сотрудничество. «Каждый решает сам для себя: физические лица – это, как правило, разовые работы, юридические лица – это ежедневная уборка с договорами на долгий срок. Главное – четко понимать, в чем будет ваше преимущество перед сотнями конкурентов», – подытоживает Александр.
Оказывается, на рынке клининга завоевывать клиентов помогают такие бонусы, как уборка снега с крыш и прилегающих территорий, полив газонов и растений, ландшафтные работы.
Клининговый бизнес «по-белому» далек от быстрой окупаемости. «Львиная доля всех денежных средств находится в постоянном обороте. Порядка 80% – это расходы на заработную плату, налоги, закупку нового оборудования и обслуживание имеющегося, бытовую химию и пр.», – предупреждает Мария Кущева, генеральный директор ООО «Балтик Интерпрайсис».
Больше всего средств уходит на выплату зарплат, поэтому в компаниях стараются экономить на управленцах, а набирать профессионалов. Потребность в персонале определяется видами и объемами выполняемых работ. Все зависит от технического задания заказчика, в котором уже прописаны численность и специализация персонала, который требуется на объект. Если необходимо проведение высотных работ – например, надо помыть светильники – то персонал обязательно должен быть с удостоверениями для высотных работ. Сотрудники проходят обучение в компании перед самой работой и ежемесячно. К тому же на рынке постоянно появляется новый инвентарь, техника, бытовая химия, что требует проведения специальных тренингов.
Договоримся?
«Залог успеха – правильно составленный договор», – советует Александр Уханов.
«В договоре с клиентом обязательно прописываются критерии чистоты, – продолжает Мария Кущева. – По критериям ставятся оценки от 1 до 5, где 1 означает, что уборка не производилась, 5 – уборка произведена отлично, претензий нет. Такие оценки выставляются ежедневно по каждому помещению. В конце месяца подсчитываются, и выставляется общий балл за оказание услуг. За оценки от 1 до 3,9 полагаются штрафные санкции, которые определяет и прописывает в договоре заказчик самостоятельно. Обычно дается время 30–60 минут на устранение недочетов».
Исследование NeoAnalytics (ООО «НеоАналитикс», эксперт в области маркетинга, маркетинговых исследований и маркетинговых коммуникаций), посвященное итогам работы за 2018 год и прогнозам до 2021 года по рынку клининговых услуг, показало, что в 2018 году объем рынка клининга в России составил 83,5 млрд руб. и увеличился на 3,5% по отношению к аналогичному показателю прошлого года.
Рынок клининговых услуг Петербурга также демонстрирует стабильность и готовность двигаться вперед.
Сила в единстве
В процессе «обеления» рынка клининговых услуг консолидировались и заключили соглашение о формировании Совета рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации такие профессиональные объединения, как Национальная ассоциация фасилити операторов (НАФО), Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК), Ассоциация контрактных клининговых компаний Поволжья (АКККП), Ассоциация клининговых компаний Алтая (АККА), Саморегулируемая организация «Ассоциация региональных уборочных компаний» (СРО АРУК), Ассоциация русских уборочных компаний – Санкт-Петербург (АРУК СПб).
Созданный Совет разработал Этическую хартию для защиты участников рынка. В ней в том числе прописаны права и обязанности сотрудников клининговых компаний. Бонусом для предприятий, присоединившихся к Хартии, является более лояльное отношение ФНС при проведении проверок.
Выйти из сумрака
Бизнес, нацеленный на чистоту, и сам должен быть чистым. Профессионалы рынка Санкт-Петербурга – а их, по подсчетам Ассоциации российских уборочных компаний Санкт-Петербурга (АРУК СПб), порядка 300 организаций – всерьез настроены на прозрачный бизнес и отказ от теневой экономики.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что в настоящее время компании, оказывающие услуги профессиональной уборки, находятся в сложном положении.
С одной стороны, в рамках закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ победители определяются только по цене, поэтому происходит занижение стоимости услуг, не соответствующее реальным затратам, т.е. недобросовестная конкуренция. Даже крупные старожилы петербургского рынка порой не могут выдержать конкуренции с демпингующими компаниями-однодневками. Стремление зайти на рынок любой ценой – это экономия буквально на всем, от использования некачественных чистящих средств до привлечения неквалифицированного персонала без оформления трудовых отношений, и, соответственно, уклонение от уплаты налогов.
С другой стороны, в случае проведения конкурса на уборку тех или иных помещений в выигрышном положении окажется та организация, у которой уже есть опыт по уборке аналогичных объектов. Поэтому некрупные или новые компании с большим трудом пробивают себе дорогу и порой вынуждены действовать в обход закона.
«Конкуренция в данном бизнесе большая, крупные компании легко пожирают мелкие, так как могут предложить стоимость меньше, а условия лучше. Происходит это потому, что у крупных компаний большой оборот, они могут перекинуть персонал с других объектов, то есть нет необходимости подбирать людей специально под новый объект. Так же и с техникой: если у компании много тракторов, то они могут на новый объект поставить уже имеющийся и не покупать его специально», – комментирует ситуацию на рынке Мария Кущева.