БИЗНЕС НА “ЛУЧШЕМ ПОДАРКЕ”
Вопреки прогнозам, электронная книга так и не вытеснила бумажную. Мало того, спрос на продукцию позволяет книжному рынку смотреть в будущее с оправданным оптимизмом. Корреспондент «БД», не попадаясь в крупные сети, решил выяснить, как чувствует себя в Петербурге малый книжный бизнес.
БОЛЬШИХ ДЕНЕГ НЕТ. НО ДЕНЬГИ ЕСТЬ
Конечно, в отличие от больших сетевых гигантов, представители малого книжного бизнеса не генерируют серьезную прибыль. Выручки хватает на фонд оплаты труда – и то хорошо. Зато есть шанс стать местной достопримечательностью, как знаменитый букстор Shakespeare & Company в Париже. Да и вообще сейчас в обществе есть спрос на крафт – уникальную штучную продукцию. Маленькие петербургские книжные вполне вписываются в этот тренд.
Есть у таких магазинов и другие преимущества. Например, здесь чуть меньше наценка (в сетевых магазинах она может превышать 300%). Книги стоят дешевле – значит, покупателям это выгодно. А еще – особый сервис. «Внимание к клиентам – наша сильная сторона, – говорит владелец магазина «Подписные издания» Михаил Иванов. – Мы действительно любим читателей, наша основная задача – помочь каждому найти среди множества книг те, что будут интересны именно ему».
Кроме того, у маленьких книжных, как правило, доля книг в ассортименте часто превышает 85% (остальное – «канцелярка» и сувениры). А вот у сетевых маркетов этот показатель часто едва достигает 60%.
УНИКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Магазин «Подписные издания» на Литейном проспекте – среди примеров успешных проектов малого бизнеса, которые способны генерировать устойчивую прибыль и развиваться. Но у него уникальная история, ведущая свое начало с советских времен. В 1990-е годы работники магазина его приватизировали. Торговые площади принадлежат владельцам, и платить за аренду «Подписным изданиям» не нужно. Обычно для небольших книжных магазинов стоимость аренды превышает 40% от выручки.
За счет сэкономленных средств «Подписные издания» нашли возможность расшириться, открыть издательство и производство сувенирной продукции.
Сейчас самая большая строка расходов у магазина – закупка книг и других товаров (на этой уходит 60% выручки), дальше идет фонд оплаты труда (около 12%), налоги (6%), прочие расходы (около 10%). В месяц на закупку новых книг «Подписные издания» тратят чуть больше 5 млн руб. А рентабельность на уровне 10–15% считают прекрасным результатом. При этом в штате книжного магазина – 28 человек, плюс есть еще оптовый отдел и собственное производство, так что в общей сложности они обеспечивают 40 рабочих мест.
ДЛЯ ДРУЗЕЙ
Если взять другие крафтовые книжные, то там рабочих мест куда меньше. Так, во «Все свободны» трудятся всего четыре человека, включая двух владельцев магазина – кстати, супругов.
«Мы не относимся к нашему магазину как к бизнесу, – объясняет Артем Фаустов. – Такого рода работой занимаются энтузиасты. В этом плане нас лучше сравнить с магазином грампластинок, чем с большим сетевым книжным магазином. К нам приходят ценители».
В этом году «Все свободны» были вынуждены съехать с насиженного места на набережной Мойки и искать новую площадь. История показательная: хозяин помещения решил, что выгоднее открыть на месте книжного магазина хостел. «Все свободны» неожиданно оказались едва ли не на грани закрытия, но обрели реинкарнацию на улице Некрасова.
«У нас значительно выросла стоимость аренды, но нужно понимать, что и проходимость выросла тоже, – говорит Артем. – Стал больше оборот, но и расходы увеличились – примерно на 20%».
Поскольку «Все свободны» выбрали формат «магазина для друзей», то даже в ярмарках, куда их приглашают время от времени (например, на крупных фестивалях для молодежи, вроде Geek Picnic), участвуют неохотно. С другой стороны, открыли свое издательство. Презентации новых книг проходят прямо в магазине. В торговом зале в такие дни не протолкнуться, а новинки разлетаются как горячие пирожки.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ МАГАЗИН
Другой известный крафтовый книжный находится на набережной Фонтанки. «Порядок слов» позиционирует себя не только как магазин, но и как просветительский центр, где проходят лекции, встречи с писателями, кинопоказы – всего около 15–20 событий в месяц. Сюда приходят и начинающие авторы, и видные лекторы. А перед посетителями киноклуба регулярно выступают такие звезды, как Александр Сокуров, Кантемир Балагов, Борис Хлебников.
«Все события на нашей площадке абсолютно бесплатны: изначально мы хотели, чтобы культурный центр при магазине функционировал за счет продажи книг и был поэтому абсолютно независимым. При таком подходе превратить в прибыльный бизнес дело у нас получиться не могло, целью была и остается просветительская миссия. Но, конечно, хотелось бы, чтобы наш труд оплачивался по достоинству. Поэтому, когда продажи растут, мы радуемся», – говорят владельцы магазина Анна Изакар и Константин Шавловский.
Кроме того, «Порядок слов» – единственный независимый петербургский книжный магазин, который смог шагнуть за пределы города. Один его филиал открыт на Новой сцене Александринского театра, а другой успешно работает в Электротеатре «Станиславский» в Москве.
О ЛЮДЯХ И О ДУШЕ
Владельцы всех книжных отмечают, что интерес читателей неизменен уже несколько лет. По-прежнему заметен тренд на облагораживание топов продаж: некачественные книги продаются все хуже, а качественная, умная литература интересует людей все больше.
«Книжная отрасль в Петербурге находится в устойчивом состоянии, – говорит бывший владелец сети «Буквоед» Денис Котов. – Не могу сказать, что ощущается какой-то бум, но и деградации не наблюдается. Напомню, кстати, что в Петербурге в среднем на душу населения больше всего книжных магазинов среди крупных городов России. А всего, если я не ошибаюсь, около 170 магазинов».
Денис уверен, что развить книжный бизнес в городе вполне реально. Главное – найти инвестора или свободные деньги, чтобы открыть дело.
«Небольшой книжный магазин вполне может стать бизнес-историей, – считает он. – То есть вложить деньги и со временем начать получать прибыль реально. Но, как и в любом другом бизнесе, если у вас есть только одна точка продажи, то и доход будет небольшой. Чем больше точек, тем выше доход. Но тогда теряется своеобразная творческая аура, свойственная небольшим книжным магазинам».
«Наш формат просто невозможно переложить в такую систему не потому, что мы какие-то уникальные, а потому, что мы в первую очередь о людях и о душе, а любая сеть – это цифры и процессы, графики и стандарты», – объясняет Михаил Иванов.
При этом ни он, ни его коллеги не отрицают возможность того, что в скором будущем они откроют где-то в центре города филиал. Книжный и малый, человеческий и душевный, но это все же бизнес.
КСТАТИ
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2017 году российскими издательствами было выпущено 117 359 названий книг и брошюр совокупным тиражом 471,5 млн экз. (данные за 2018 год еще не обнародованы).
Средний тираж одного издания по итогам 2017 года в сравнении с 2016 годом увеличился на 5,4% и составил 4 017 экз.
Доля переводных изданий в общем объеме выпускаемых книг и брошюр в 2017 году составила 12,9%, а по тиражу – 14,9%.
Самые популярные в России писатели по тиражам: Д. Донцова, С. Кинг, Р. Брэдбери, А. Маринина, Т. Ролякова, Э.М. Ремарк, Е. Вильмонт, Д. Браун, Д. Киз.
В 2017 году, по данным Российской книжной палаты, в стране действовало 5 775 издательств. Ключевые игроки: ЭКСМО – 20,75% рынка, АСТ – 13,96%, Просвещение – 13,53%.
9% выпущенных в России книг приходится на Санкт-Петербург. Для примера, в Москве этот показатель составляет 58%.
53,9% сбыта книг в России приходится на городские книжные магазины, 18,6% – на интернет-магазины, 16,5% – на крупные федеральные торговые сети, остальное – на некнижный ритейл.
367,94 руб. – средний чек в региональных книжных магазинах (в Москве – 980,11 руб.).
255 издательств России и стран ближнего и дальнего зарубежья были представлены на Санкт-Петербургском книжном салоне в 2019 году. За четыре дня работы его посетили 250 тысяч человек.