ДЕБЕТ И КРЕДИТ МЕЛЬПОМЕНЫ
В РОССИИ 2019 ГОД ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ ТЕАТРА. У ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ И НЕ ТОЛЬКО ПОДНЯТЬ ВОПРОС О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ, НО И ДОБИТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ. О ТОМ, ЧТО В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ТРЕБУЕТСЯ РЕФОРМА, ГОВОРЯТ НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ, А ГДЕ ЖЕ «ВОЗ»?
Скромный нацпроект
Обсуждение театра как стремительно развивающейся бизнес-индустрии – тема актуальная не только для Петербурга. Подтверждением этому стал разговор на одной из сессий последнего Петербургского международного экономического форума. Начали дискуссию представители высокого искусства с традиционного заявления, что средства, выделяемые государством, ничтожны, поэтому труппы еле-еле сводят концы с концами. Но так ли это на самом деле?
По статистике, затраты государства на культуру в пересчете на одного россиянина составляют порядка 40 евро в год. Для сравнения, в Дании эта цифра равна 326 евро, во Франции – 241 евро, в Финляндии – 202 евро, в Германии – 142 евро.
«Большие надежды мы возлагали на национальный проект “Культура”, запущенный в 2019 году. Он должен получить 108,5 млрд руб. Но от общего числа затрачиваемых на нацпроекты средств это всего 0,4%. Разделите эту сумму на все российские театры, которых у нас около 1 000, и увидите, что это капля в море», – говорит директор Государственного театра наций Мария Ревякина.
Бюджет этого театра, по ее словам, на 41% состоит из государственной субсидии и на 47% – из самостоятельного дохода. Спонсорские поступления составляют еще 12%. На постановки на Малой сцене тратится примерно от 3 до 6 млн руб., а на Большой – суммы могут доходить до 60 млн руб.
По словам эксперта, в регионах России спонсорский вклад невелик: в среднем он не превышает 1% от театральных бюджетов. Бизнесу невыгодно поддерживать театры, поскольку это не сулит никаких преференций.
По мнению специалистов, давно следует пересмотреть принципы формирования субсидий, поскольку они не индексировались много лет. Например, если сравнить суммы субсидий за 2010 год с 2019-м, разница составит лишь 28%, в то время как инфляция за этот период достигала 30–40%. В результате театры пытаются экономить, сокращают количество репетиций, жертвуют спецэффектами, отказываются от живого оркестра и даже уменьшают количество персонажей в спектаклях.
Цена успеха
Буквально сразу после ПМЭФ город облетела новость о том, что Санкт-Петербургский городской театр решил прекратить работу. Главной причиной закрытия труппа назвала нехватку финансирования.
«Мы прожили три года, и нам кажется, что это оптимальный срок для того, чтобы быть замеченными и поддержанными государством или частным капиталом. Если же этого не произошло, значит, городской театр не был достаточно убедителен как художественное явление», – говорится на странице театра в соцсети.
Театр все время искал фонды, гранты, программы, платформы – и вполне успешно показывал репертуар, выпускал премьеры. На отсутствие зрительского внимания труппа не жалуется, театр был замечен и профессиональным сообществом. «Нас регулярно поддерживал Комитет по культуре Петербурга, последний сезон мы прожили благодаря президентскому гранту, несколько спектаклей было выпущено при помощи краудфандинга. Этих средств для театра достаточно, чтобы выживать, но недостаточно, чтобы полноценно жить и расти. А если вся энергия театра тратится на выживание, то на творчество, на художественные победы ее просто не остается», – заявили артисты.
Петербургу, хотя он и сохраняет гордое звание культурной столицы России, по-прежнему далеко до бюджетов Москвы. Но и в «финансовой столице» заработать на постановке – дело непростое. Худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов поделился опытом успешных проектов, на которых удалось отбить вложенные средства и заработать.
«Спектакль “Айфак” по роману Виктора Пелевина был “артовым” продуктом, сделанным с применением сложных технологий. Правда, честно скажу, с неидеальным предварительным обсчетом. Если бы смета была просчитана более скрупулезно, мы могли получить прибыли больше. Однако продолжать его играть мы не смогли по экономическим причинам. Спектакль себя окупил, но, по сути, умер. Мне жаль», – посетовал Богомолов.
В качестве другой успешной работы он назвал спектакль «Идеальный муж», на постановку которого с учетом гонораров артистов было потрачено 14 млн руб. «Этот спектакль в течение четырех-пяти лет был сыгран раз 150 и окупился, наверное, уже раз десять. За показ мы до сих пор собираем по 1,5 млн руб. Постановка в свое время взорвала спекулянтский рынок: билеты с рук стоили по тысяче евро», – рассказал худрук.
А продюсер Александр Вайнштейн уверен, что поддерживать нужно только качественное искусство. «Каков процент хороших спектаклей? Два-три? Пять? Балласта очень много. Мы говорим о поддержке актеров, которых на самом деле давно пора на пенсию отправить. Это как раз вопрос бизнеса», – резюмировал он.
А что на деле?
В Комитете по культуре корреспонденту «БД» сообщили, что бюджет ведомства в прошлом году составил 15,5 млрд руб., что на 5,1% больше, чем в 2017-м. При этом 34% бюджета было направлено на финансирование театров и концертных организаций.
В Петербурге работают театральные организации всех форм собственности: федеральные (5), городские (27), районные (4), областные (3), некоммерческие (более 60).
В прошлом году на проведение фестивалей, конкурсов и проектов в области культуры и искусства социально ориентированным некоммерческим организациям было предоставлено 204 субсидии на общую сумму 861,9 млн руб.
Директор «Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева» Светлана Лаврецова отметила, что финансирование театров в Петербурге выделяется согласно нормативам, которые ежегодно меняются. «У каждого театра свой норматив. Во всяком случае на протяжении последних лет Комитетом по культуре Петербурга применялся индивидуальный подход. Поэтому здесь вопросов не возникает. Эти нормативы мы заранее знаем, просчитываем и согласовываем», – рассказала она.
В Петербурге в 2018 году число посетителей театральных спектаклей и концертов составило около 2,8 млн человек, превысив показатель 2017 года. Государственные городские театры за 2018 год выпустили более 100 новых постановок.
При этом город поддерживает финансово не только государственные учреждения. Негосударственные театры со своими знаковыми коллективами составляют значительную часть театральной культуры Петербурга. На счету у них многочисленные награды, в том числе такие признанные, как «Золотая маска» и «Золотой софит».
Ежегодно, помимо проката текущего репертуара, театры выпускают новые спектакли, затраты на которые существенны для небольшого бюджета негосударственного театра.
По словам Светланы Лаврецовой 65 — 70 % заработанных театром денег уходит на зарплату и налоги, еще 10 — 15% перечисляется в Российское авторское общество.
«К этому стоит добавить траты на содержание здания, оплату коммунальных услуг, выплаты по гражданским договорам. И не стоит забывать о рекламе, без которой ни один театр не сможет обойтись. К сожалению, в Петербурге не выделяют места под социальную рекламу для театров. А чтобы раскрутить премьеру или хотя бы проинформировать зрителей о новой постановке, нужно потратить от 0,5 до 1 млн рублей, и это будет капля в море. Естественно театр тратит на рекламу средства из собственных доходов», – отметила она.
Среди театров, подведомственных Комитету по культуре Петербурга, стопроцентную посещаемость имеют Михайловский театр, театр балета Бориса Эйфмана, театр балета имени Леонида Якобсона, театр Музыкальной Комедии, театр Эстрады имени Аркадия Райкина, театр «Санктъ-Петербургъ Опера» и театр «Мастерская».
Реформа под вопросом
В начале года в творческой среде разразился скандал. Поводом стала программа развития культуры Петербурга на 2018–2023 годы, подготовленная народным артистом РФ, художественным руководителем и собственником петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова Рудольфом Фурмановым. Союз театральных деятелей ее резко раскритиковал, а основная полемика развернулась вокруг финансирования театров.
«Критиковать меня стали после участия в программе у Владимира Соловьева, – рассказал «БД» народный артист. – В ходе беседы мы затронули вопросы финансирования, и я предложил перевести все театры на контрактную основу, ликвидировать все бессрочные договоры, а также пересмотреть принципы финансирования театров. Естественно, это многим не понравилось».
Отметим, что сегодня театр «Русская антреприза» получает субсидию от города в размере 30 млн руб. в год (при том, что в 2018 году всем негосударственным театрам Петербурга на постановку и показ спектаклей было предоставлено 34 субсидии на общую сумму 41 млн руб.). Эту сумму театр будет получать ежегодно до 2020 года, в 2021 году она будет увеличена до 31,5 млн руб., а в 2022-м – до 33 млн руб. Причем если бы Рудольф Фурманов в свое время не убедил бывшую губернатором Петербурга Валентину Матвиенко финансово помогать негосударственным театрам, поддержки частных коллективов могло бы вообще не быть. Именно с того момента в бюджете города сначала появилась статья, позволяющая помогать негосударственным театрам, а затем было введено уточнение, разделяющие театры, имеющие в репертуаре несколько спектаклей, разовые проекты, и театры, существующие на регулярной основе, которые показывают в год не менее 275 спектаклей, с финансированием таких театров до 30 млн руб.
Самыми успешными премьерными показами в Петербурге были признаны следующие спектакли: «Спартак» (Михайловский театр), «Прошлым летом в Чулимске» (театр «Мастерская»), «Похищение из сераля» («Санктъ-Петербургъ Опера»), «Канкан» (театр Музыкальной Комедии), «Солярис» (театр «Приют комедианта»), «Медея» (театр имени Ленсовета), «Ревизор» (театр «Суббота»), «Летающий велосипед» (Большой театр кукол), «Царская невеста» (театр «Зазеркалье»), «Зимняя сказка» (театр юных зрителей имени А.А. Брянцева), «Тайна третьей планеты» (музыкальный театр «Карамболь»).
Валентина Карелова