ЧТО ЛОВИТЬ В АРКТИКЕ?
АРКТИКА – РЕГИОН КРАЙНОСТЕЙ. ПРИ СКРОМНОЙ ОДНОПРОЦЕНТНОЙ ДОЛЕ В НАСЕЛЕНИИ РФ ОНА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИМЕРНО 11% НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА И 22% ЭКСПОРТА ИЗ СТРАНЫ. КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ СЕГОДНЯ У БИЗНЕСА В АРКТИКЕ, КОРРЕСПОНДЕНТУ «БД» РАССКАЗАЛИ ЭКСПЕРТЫ.
Арктика – регион крайностей. При скромной 1-процентной доле в населении РФ она обеспечивает примерно 11% национального дохода и 22% экспорта из страны. Как так получилось и какие перспективы есть сегодня у бизнеса в Арктике, корреспонденту «БД» рассказали эксперты.
Мировая кладовая
При площади в 27 млн кв. км (что составляет менее 5% от поверхности планеты) на арктических территориях сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, включая порядка 22% неразведанных запасов нефти и газа. По данным ученых, в месторождениях Арктики находится около 90 млрд баррелей нефти. При уровне потребления 1,7 млн баррелей в сутки (оценка «Бритиш Петролеум» от 2017 года) запасов хватит на 145 лет. Газа здесь тоже много, хотя континентальная часть Арктики разведана лишь на 47%, причем сам шельф исследован менее чем на одну десятую часть.
«Богатства недр здесь охраняет сама природа: зимние морозы до -50 градусов портят технику и материалы, полярная ночь отрицательно влияет на психику, магнитные бури мешают навигации, – рассказывает Александр Дзюбло, профессор кафедры освоения морских и нефтегазовых месторождений РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. – Добыча и транспортировка полезных ископаемых требует специальной техники. В итоге разведка нефтяных месторождений становится рентабельной, если баррель стоит хотя бы 100 долларов».
Еще сложнее работать на шельфе: чтобы добывать нефть, нужно применять технологии глубоководного бурения, а платформы защищать ото льда. При транспортировке сырья не обойтись без сопровождения ледокола или судов высокого класса. Шельфовую нефть ARCO в России сейчас добывает только «Газпром нефть шельф» на Приразломном месторождении. По расчетам специалистов, его хватит минимум на 25 лет эксплуатации. На материке активную добычу углеводородов ведет тот же «Газпром»: на Новопортовском месторождении самостоятельно, а на Восточно-Мессояхском – вместе с «Роснефтью». У «НОВАТЭК» завод мощностью 16,5 млн тонн сжиженного газа («Ямал СПГ») вышел на проектную мощность в 2018 году, ведется добыча в Южно-Тамбейском месторождении.
По словам руководителя Дальневосточной практики КПМГ Ольги Суриковой, сегодня Арктика служит площадкой для развития десятка инвестиционных проектов. Часть из них посвящена освоению и добыче энергоресурсов, а остальные – добыче угля с рудами. Самые крупные площадки находятся в континентальной части – на Ямале, на севере Красноярского края и Чукотке, остальные – на арктическом шельфе. Благодаря арктическим проектам добывается 16% нефти и 39% газа от общей добычи по России. При этом еще остаются неизведанными больше 53% территорий.
По свидетельству руководителя проектов SBS CONSULTING Дениса Хайретдинова, самые крупные проекты ведут «Балтийский завод – Судостроение», «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл». Кипит работа на Южно-Тамбейском месторождении «Ямала СПГ», Восточно-Мессояхском месторождении «Транснефти», а также Павловском месторождении минерального сырья «Первой горнорудной компании».
От мала до велика
«Российская Арктика открыта для новых экономических проектов, научных разработок, развертывания арктических морских (круизных) и сухопутных туров. Не хватает же, прежде всего, последовательности в государственной позиции и реализуемых мерах – той, которая была проявлена при развертывании проекта “Ямал-СПГ”. Вот таких примеров, когда заявленное было доведено до конца, до стадии реализации, пока очень мало. Причем это характерно и для федерального, и для регионального уровня. Скромный проект, но доведенный до конца, думаю, лучше, чем мегапроект, который забалтывается десятилетиями», – считает Александр Пилясов, доктор географических наук, член Экспертного совета по Арктике и Антарктике СФ РФ.
Но даже крупный бизнес опирается на государственную помощь: добывающим компаниям предоставляют налоговые льготы – например, «Транснефти» по инвестиционной программе для трубопровода Заполярье – Пурпе.
С добывающей отраслью связаны и многие новые технологические разработки. «Газпром» курирует проектирование специального комплекса, который позволит эффективно вести подводную добычу сырья, а на Балтийском заводе в Петербурге создается плавучая АЭС.
Но и не столь большие предприятия ведут бизнес в Арктике. Например, компания Omnicomm выпускает устройства учета топлива. Производитель сотрудничает с «Норникелем» и Мурманским морским портом, адаптируя приборы для эксплуатации при температуре до -60 градусов. Успешно работают компании по обеспечению связи, перевозке на аэросанях, выпуску ветряных электрогенераторов и купольных конструкций.
Получается понемногу зарабатывать и на северной экзотике. Так, Центр арктического туризма, базирующийся в Ненецком автономном округе, привлекает посетителей экскурсиями в труднодоступные места, экзотическими традициями, сохранившейся культурой оленеводов. Конечно, туристам непросто добраться до северных территорий: на круизных судах дорого, а самолет может приземлиться далеко не везде. Иностранцам потребуется пройти дополнительную процедуру получения визы, и даже после этого их ожидает неприятный сюрприз: посещение режимных объектов (например, порта Сабетта) запрещено. Довершает картину недостаток сведений о русской Арктике на английском языке – в результате туристы просто не знают, что на севере можно посмотреть.
Плюсы при минусе
Среди главных помех бизнесу эксперты отмечают высокую стоимость перевозки товаров. Илья Жарский, эксперт группы Veta, поясняет, что плата за тонну при использовании Северного морского пути выше в четыре раза. Владимир Чабров, директор департамента флота Fesco, ожидает изменения ситуации после постройки новых ледоколов и судов высокого ледового класса (сегодня их насчитывается 50).
Негативно влияют на бизнес и законы о «северных» надбавках, оплате дополнительного отпуска и проезда к месту отдыха, поскольку вся эта нагрузка ложится на плечи предпринимателя. При равной зарплате и идентичных условиях бизнеса для компании с 20 сотрудниками эксперты оценивают дополнительные расходы в 2,2 млн руб. в год (цифры приведены в сравнении Архангельска и Вологды).
Впрочем, преимущества у предпринимателей в северных регионах тоже есть, хоть их и немного. В первую очередь эксперты называют эту территорию потенциальным «голубым океаном», поскольку многие ниши здесь относительно свободны. Постепенно развивается инвестирование в арктические проекты: по словам Дмитрия Кобылкина, вложив в Арктику 1 руб., можно привлечь дополнительные 15, а это в более благоприятных регионах считается отличным показателем. Кроме того, северный бизнес рассчитывает на господдержку и льготные условия.
Многие компании подхватывают ту самую «последнюю милю» доставки до клиента: здесь уже есть ощутимая конкуренция. Пока в части магистральной логистики все пользуются услугами Почты России, поэтому «арктические» заказы преимущественно обеспечиваются работой из центра макрорегиона или столицы, говорят специалисты.
«Вторым вектором обеспечения новых заказов становится диверсификация портфеля, наполнение его новыми услугами, – рассказывает Дмитрий Серебренников, директор макрорегиона Северо-Запад Почты России. – К неоспоримым преимуществам деятельности в арктическом регионе можно отнести лояльность к тем поставщикам услуг, которые непрерывно работают, обеспечивают связь региона с центром. Это доверие дает возможность вводить новые услуги и продукты».
Бизнес, на старт!
В местах работы крупных предприятий развивается ремонтно-строительный, медицинский, пищевой бизнес, производство и перераспределение энергии и другие. По словам экспертов, есть заказы на поставки криогенной стали, технологии сжижения природного газа, разработку СПГ-оборудования, автономные плавучие объекты по типу электростанции «Академик Ломоносов» или платформы «Северный полюс». Арктика нуждается в расширении трассы Северного морского пути, связывающего Тихий океан с Атлантикой, а Европу – с Дальним Востоком и всем Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Арктика привлекательна для поставок продуктов питания (например, сублимированных), позволяющих персоналу долго пребывать на территории северной полярной области для добычи полезных ископаемых. Также есть заказы на производство локальных систем обогрева, техники для поиска и добычи новых руд, металлов. Существует колоссальная потребность в термостойкой спецодежде и медицинских препаратах, адаптированных для суровых условий Арктики.
Помогает с развитием бизнеса федеральная программа «Ты предприниматель», в которой только в Архангельской области за семь лет приняло участие более 25 тысяч человек. Кроме того, найти полезные контакты бизнес может на краудсорсинговых платформах. Специализированные сообщества, такие как «Деловой мир Арктики», проводят конкурсы и объединяют предпринимателей, связанных с северным бизнесом. Специализированные форумы по Арктике собирают тысячи участников из десятков стран мира. Преимущество этих мероприятий – в массовом нетворкинге, который позволяет найти поставщиков, организовать партнерство или получить заказы.
Развитие северных регионов возможно только при наличии людских ресурсов, поэтому необходимо создавать условия, при которых в Арктике будет комфортно жить и работать.
Кристина Рудич