БИЗНЕС НА ПЛАВУ
ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМОВ ВОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ ВПЕЧАТЛЯЮТ: В 2018-М, РЕКОРДНОМ ДЛЯ ОТРАСЛИ ГОДУ, ПО РЕКАМ И КАНАЛАМ ГОРОДА УДАЛОСЬ ПЕРЕВЕЗТИ ОКОЛО 3,5 МЛН ЧЕЛОВЕК. ЕСЛИ УЧЕСТЬ, ЧТО ДО ЭТОГО СФЕРА ОБСЛУЖИВАЛА В СРЕДНЕМ ОКОЛО 2 МЛН ПАССАЖИРОВ В ГОД, ЕЙ ЕСТЬ КУДА РАСТИ. А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИМЕЕТСЯ И ПРОСТОР ДЛЯ БИЗНЕСА.
Расстановка сил
«Погоду» на петербургском рынке пассажирских перевозок по воде делают два-три десятка компаний, большая часть которых входит в состав Ассоциации владельцев пассажирских судов (АВПС) Петербурга. А вот на долю свободных перевозчиков-индивидуалов остаются крохи.
По оценке руководителя АВПС Владимира Родионова, только ее участниками в 2018 году было перевезено почти 3 млн пассажиров, а из активно используемых в городе более чем 220 пассажирских судов вместимостью от 30 человек свыше 150 работают в ее составе. Образованная в 2003 году, ассоциация сейчас объединяет 16 перевозчиков: в нее входят компании «Аква-Экскурс», «Драйвер», «Водоходъ», «Смольнинское пароходство», «Нева тревел компани» и многие другие. Кроме них, заметную роль на рынке играет ряд независимых перевозчиков («Нордшип», «Корвет» и пр.), а дополняют картину предприниматели, работающие в одиночку.
При этом флот, обслуживающий пассажиров, разнокалиберный и в основном возрастной. В его состав входят скоростные суда на подводных крыльях «Метеор» (вместимость – около 120 человек), скоростные «Восходы» (70), речные «Нева» и «Москва» (120), а также канальные «Фонтанка» (50–80) и «Мойка», «Костромич», «КС», «ПС» и т.д., вмещающие 30–55 пассажиров. При этом львиная доля флота была построена десятилетия назад: свежих судов (таких как катамаран «Грифон», вмещающий до 150 человек) единицы, ведь удовольствие это дорогое и не каждому по карману. К примеру, общая стоимость речного теплохода вместимостью в 40–50 человек составляет около 15 млн руб. И конечно, наряду с большими судами, услуги по пассажирским перевозкам как внутри Петербурга, так и в его окрестностях (например, на форты) оказывают маломерные (т.е. длиной до 20 м и вместимостью до 12 человек) суда. Таковых в настоящее время в Петербурге около 100 (имеющих разрешение). Казалось бы, возможностей заработать полно, однако…
Без бумажки ты букашка
Главным препятствием на пути к предпринимательству в сфере речных пассажирских перевозок для маломерного флота является необходимость лицензирования. Да, катать по воде друзей и семью никто не запрещает. Но если вы делаете это за деньги, без лицензии не обойтись.
Как ее получить, недавно в деталях рассказал гид по Петербургу и владелец маломерного судна Роман Шапошник. «Если несколько лет назад перевод маломерного судна из ведения ГИМС под морской или речной регистры был почти нереален, сейчас ситуация изменилась, – говорит он. – При наличии всех необходимых документов процесс получения лицензии занимает около двух месяцев, а затраты на него составляют 100–150 тысяч руб.». Если учесть стоимость катера или иного судна (она стартует от миллиона руб.), серьезные траты на его обслуживание и хранение, а также швартовку, даже в случае самостоятельного капитанства экономическая целесообразность этой затеи для рядового судовладельца сразу вызывает сомнения.
«А зачем нужна лицензия, когда мы возим не пассажиров, а людей? – интересуется один из капитанов. – Вот я катаю их без лицензии, и пока никто не усмотрел нарушений. Ведь денег я с людей “не беру”. Пусть докажут, что вожу не друзей, а пассажиров за деньги». На это такие же перевозчики отвечают, что «если захотят – докажут». Один из них делится печальным опытом: после проведения контрольной закупки, осуществленной с применением фото- и видеофиксации, катер отправили на штрафстоянку, а его самого наказали на сумму в 50 тысяч руб. На первый раз.
Основания? Если перевозка осуществляется без лицензии, владелец катера подпадает под действие законодательства о незаконном предпринимательстве. В зависимости от степени виновности оно предусматривает административную, налоговую и уголовную ответственность. Максимум по «уголовке» для физических лиц, которые, не получив статуса ИП или юрлица, вообще не имеют права заниматься этим делом – 500 тысяч руб. штрафа и изъятие среднего дохода за период до трех лет. Или срок до пяти лет…
Подводные камни
Те, кто работает легально, признаются: пассажирские перевозки по воде хотя и востребованы, но являются сезонным бизнесом с высокой степенью риска и относительно невысокой маржинальностью, обусловленной целым рядом факторов.
Первый – это, как уже отметили, необходимость лицензирования. А за ним следует целая цепочка факторов, которые усложняют жизнь «водоплавающих» и сокращают их выручку. Ведь катер или иное судно надо не только купить, но и содержать, хранить и т.д., а услуги – предлагать и продвигать. И за каждым из этих факторов стоят расходы, расходы и еще раз расходы.
Да, заполучить клиентов можно и через интернет – что в большинстве случаев и происходит. Но где их посадить в катер? Желательно делать это где-то в центре: вряд ли иностранец или иногородний клиент поедут куда-то далеко от Невского. А там все спуски к воде давно арендованы, и за подход к ним надо платить. 600 руб. за швартовку – сумма приличная. А хранение? Число мест, где на зиму можно оставить катер, стало быстро сокращаться: земли активно застраиваются. В результате найти подходящее «гаражное» место стало проблемой, а цены заметно выросли. «Только за последние годы в Петербурге закрыто около 10 водно-моторных клубов: на их месте зачастую появляется элитное жилье, – замечает председатель Комитета по законодательству ЗС Денис Четырбок. – В связи с этим маломерные суда хранить в зимнее время негде».
Если к этому добавить постоянно ужесточающиеся требования по линии транспортной безопасности, жизнь владельца катера в Петербурге сладкой не назовешь. «Ряд требований попросту невыполним, – констатирует Владимир Филиппов, генеральный директор компании «Аква-Экскурс». – Но это не освобождает нас от ответственности: проверяющие из контролирующих органов запросто штрафуют, если не выполняется даже в принципе невыполнимая норма».
К тому же погоду на этом сезонном рынке делает… сама погода. Мало того, что из шести месяцев навигации реально востребованы примерно четыре, иногда и эти четыре выпадают из «расписания». Например, в 2017 году, когда период навигации оказался холодным и дождливым, в Петербурге перевезли всего 1,8 млн пассажиров – почти вдвое меньше, чем в 2018-м. «Да, какую-то роль сыграло проведение ЧМ-2018, – говорит Владимир Филиппов. – Но погода в прошлогоднем успехе все равно была решающим фактором». В том же духе высказывается и генеральный директор компании «Нордшип» Дмитрий Чижов: по его оценке, «удивительно хорошая для Петербурга погода, стоявшая длительное время, а также приезд большого числа болельщиков, активно пользовавшихся услугами речников, позволили провести сезон удачно».
Что пользуется спросом
Сразу можно ответить: все. Дневные и ночные экскурсии, выезды на форты, праздники и свадьбы, пикники на борту, рыбалка и прочее. По статистике, в прошлую навигацию по внутренним рекам и каналам (а к ним относятся канал Грибоедова, Кронверкский пролив, Екатерингофка, Пряжка, Мойка, Фонтанка, Карповка и пр.) было перевезено не менее 1,6 млн человек, а остальные катались по внутренним водным путям РФ (т.е. по Неве со всеми ее притоками) и Финскому заливу.
Есть ли у «водных» туристов must have? Неизменным спросом пользуются традиционные экскурсии формата hop-on hop-off с промежуточными остановками и аудиогидами, позволяющие сесть и сойти на берег в любой из ряда точек. На пике популярности –поездки в Петергоф и туры на развод мостов (особенно в дни проведения больших праздников, например, «Алых парусов»). Заметно возрос спрос и на такие форматы, как ночной круиз-концерт (поездка с музыкальным сопровождением шоу «Поющие мосты»), экскурсии на английском языке, а также туры по воде, позволяющие увидеть сразу три новые питерские достопримечательности: вантовый мост ЗСД, стадион на Крестовском и «Лахта Центр».
Все чаще речные туры приобретают с помощью интернет-ресурсов. «По итогам прошлого сезона компании, входящие в состав Единого центра водного туризма (ЕЦВТ), увеличили онлайн-продажи на 29%, – констатировала его руководитель Юлия Беленовская. – Билеты успешно реализовывались через сеть, а для удобства пассажиров на трех самых популярных причалах были установлены киоски для распечатки посадочных талонов».
При этом платить пассажирам приходится все больше: по данным статистики, в навигацию 2018 года средняя стоимость билета на типичные для Петербурга туры достигла 900 руб., а «вилка» составила от 300 до 1,5 тысячи руб. Увы, но за три года билет на среднюю прогулку по воде в Петербурге подорожал примерно в полтора раза. «Стоимость тура зависит от длительности и количества человек в группе, – говорит Роман Шапошник. – При индивидуальном обслуживании цена заметно выше».
С чем связан рост цен? В первую очередь со значительным увеличением стоимости топлива: в 2018 году речники быстро переписали ценники на экскурсии. А поскольку тенденция к росту стоимости топлива сохраняется, не исключено, что и в навигацию 2019 года цена на водные прогулки поднимется. Следовательно, успехи 2018-го под вопросом: за неимением достаточных средств туристы могут и отказаться от «водных процедур». Впрочем, все зависит от погоды.
МНЕНИЯ:
Роман Шапошник, гид по Петербургу, владелец маломерного судна:
– Достаточно зарабатывать с помощью экскурсий на воде, чтобы окупить все расходы на лицензирование и прочее, за первый год не получится точно: потребуется несколько лет и упорная каждодневная работа. Поэтому превращать прогулки по воде в свое основное занятие довольно рискованно. Скорее, стоит рассматривать их как дополнительный приработок к чему-то еще, не зависящему от сезонности.
Владимир Филиппов, генеральный директор компании «Аква-Экскурс»:
– Не вижу проблемы в том, что на рынок речных прогулок выйдут индивидуалы: если человек купил хороший катер и получил лицензию на пассажирские перевозки, пусть работает. Однако надо понимать: экономически это вряд ли будет выгодно. Если у вас только один катер, по сути, это не коммерческие перевозки, т.к. заработаете вы чуть-чуть. Если вообще заработаете: с учетом всех необходимых расходов (включая затраты на хранение, швартовку и пр.) можно легко уйти и в минус.
Владимир Сергачев