ПРЕДУПРЕЖДЕННЫЙ ЗАЩИЩЕН?
ДЕПУТАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ФРАКЦИЯ КПРФ), ЧЛЕН БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОГО КОМИТЕТА, ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭКОНОМИКЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ, А ТАКЖЕ ПРОФИЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ИРИНА ИВАНОВА РАССКАЗАЛА КОРРЕСПОНДЕНТУ «БД», ЧТО, ПО ЕЕ МНЕНИЮ, ОЖИДАЕТ БИЗНЕС В 2019 ГОДУ.
БД: Ирина Владимировна, давайте начнем с общего: каким вам видится наступающий год для петербургской экономики?
ИИ: Нас ждут те же самые трудности, что и Россию в целом. Рост цен на топливо, повышение НДС до 20%, рост акцизов и тарифов в конечном счете приведет к новому витку инфляции, к подорожанию продуктов питания, всех услуг, строительства, транспорта и, конечно, ЖКХ. Примерно треть населения города – пенсионеры. Но им начавшаяся очередная реформа в экономическом плане никакого роста пенсий не даст. Обещанные прибавки, при той инфляции, которая ждет нас в 2019 году, роста расходов не компенсируют. Соответственно, реальные доходы и покупательная способность населения снижаются сейчас и будут снижаться дальше. К сожалению, ни финансисты, ни экономисты определить, каким будет виток инфляции, не могут. Есть оценки, что только за первый квартал она составит больше 5–6%, но уверенных прогнозов пока нет. К майской корректировке бюджета весь расклад по изменениям станет очевиден, и можно будет что-то решать.
БД: Но ведь повышение налога тоже объясняется государственными и экономическими потребностями?
ИИ: Да, причина увеличения НДС напрямую связана с принятыми национальными проектами, их надо выполнять. Но для региональной экономики это будет иметь негативные последствия. Особенно для промышленности Петербурга, а развитие региона невозможно без нее. Но грядущее повышение цен и тарифов приведет к увеличению себестоимости продукции, и существенного роста индекса промышленного производства, как в прошлом году, мы не увидим. Например, промышленность уже в ближайшее время ожидает значительный рост тарифов на тепло, от 20 до 33%. Для нас, северного города, где отопительный сезон длится восемь месяцев, это очень серьезно. Можно спрогнозировать существенный рост себестоимости производства. И какой будет найден выход из этой ситуации, пока неясно.
БД: Возможны ли компенсации бизнесу?
ИИ: Городской бюджет будет компенсировать затраты на оплату услуг ЖКХ только населению. Субсидии коммерческим предприятиям бюджет не имеет права предоставлять. На 80% наша промышленность, если говорить о машиностроении, занята выполнением оборонных заказов, то есть контрактов, заключающихся на 3–5 лет. Расчет стоимости работ по ним производится на основании прогнозных значений тарифов, установленных федеральным центром. Фактический рост цен указанные контракты не учитывают, и, соответственно, их выполнение окажется под угрозой из-за серьезного изменения себестоимости работ. То, как мы пройдем 2019 год, покажет, как экономика станет развиваться дальше. Сегодня есть прогнозы, что экономика страны в целом даст не более 1% роста – при том, что в правительственной «Стратегии 2035» заложен план на 5%. Очевидно, что запланированных в Стратегии показателей мы, конечно же, не достигнем. При этом перед предприятиями, работающими на оборону, ставится задача наращивать выпуск гражданских изделий. Выполнение этой задачи требует модернизации, которая требует денег, кредитных средств, а банки если и дают деньги, то по ставке 10–11% годовых. Для производства это чаще всего неподъемно даже при стабильной экономической ситуации, учитывая все риски внедрения новых технологий в условиях конкуренции. А теперь еще добавляется фактор инфляционной неопределенности.
БД: Если крупные производства не могут быть локомотивами роста, способны ли на это средние и малые предприятия?
ИИ: Малые и средние опасаются того, что рост цен вытеснит их с рынка, потому что между ними и крупным олигархическим бизнесом возникнет жесткая конкуренция. Небольшие предприятия, в отличие от крупных, не могут себе позволить больших скидок. Себестоимость продукции растет, реальные доходы и покупательная способность населения падают. То есть у малого бизнеса будет отток покупателей и снижение оборотов. В итоге малые предприятия могут оказаться «за бортом» или на грани банкротства. Пенсионная реформа также приведет к снижению доходов населения и покупательной способности. Еще один существенный нюанс: пересмотр потребительской корзины федеральный центр отложил на три года, то же самое сделали и регионы – при том, что ее положено корректировать каждые пять лет. То есть один из важнейших ориентиров для многих экономических подсчетов и прогнозов будет оставаться неизменным в течение восьми лет – полагаю, не надо рассказывать, сколько перемен в реальном мире, и в части цен, и в части структуры потребления, произошло. Как мы будем развиваться в таких условиях, сложно сказать, макроэкономических прогнозов строить не возьмусь.
БД: Не прошу вас говорить за всю страну и тем более за весь мир, с которым мы крепко связаны, но что касается города, насколько прочно, по-вашему, Петербург «стоит на ногах»?
ИИ: По социально-экономическому развитию в целом у нас налицо недостаточное развитие города в плане социальной и транспортной инфраструктуры. Строительная отрасль долгое время обеспечивала неплохие показатели развития, однако был и есть резкий перекос в сторону жилищного строительства. Это видно даже по Генплану, который меняется каждый год: в нем доминирует тенденция перевода промышленных зон в жилые или деловые. Однако все эти новые жилые зоны совершенно не обеспечены ни детскими садами, ни школами, ни поликлиниками, ни дорогами. Из свежих примеров – застройка территории завода «Светлана». Место, с одной стороны, прекрасное для жилья, но с другой – уже перегруженное. Можно понять собственников предприятий, которым куда комфортнее выделить кусок заводской земли под застройку и быстро получить прибыль, чем биться за модернизацию, брать неподъемные кредиты и рисковать будущим. Но с точки зрения развития города и городской экономики это как минимум неоправданно. Вопросов к городским приоритетам много. В 2018 году у нас не было завершено строительство примерно 70 социальных объектов: образовательных, медицинских и других. Но при этом из городского бюджета выделяется 5 млрд руб. на строительство ИТМО Хайпарк.
БД: Но ведь это развитие тех самых высоких технологий, за которые вы и ратуете.
ИИ: В данном случае я говорю о том, что федеральный проект должен выполняться за федеральные деньги. Город в их формировании тоже участвует – своими налогами. Я указываю лишь на неясные приоритеты городских властей: мы финансируем то, что не должны. При этом уже много лет не можем построить достаточное количество детских садов и школ, чтобы ликвидировать очередь. Ведь если молодые родители из-за этого не могут отдать ребенка в детский сад, они сами не могут полноценно выйти на работу. Вот вам та самая городская экономика, о которой мы говорим. Все взаимосвязано.
БД: Говоря о малых предприятиях, вы указали, что их заказчики – или более крупный бизнес, или частные лица. Кажется, выпал еще один – госзаказ.
ИИ: Малый бизнес сегодня фактически отстранен от участия в госзаказе. Однозначного решения вопроса, как обеспечить ему доступ к госзакупкам, у меня нет. Правила игры на рынке установлены знаменитым федеральным законом № 44. Его критикуют со всех сторон уже не первый год, но местные власти в этом вопросе бессильны, а федеральные не торопятся что-то менять.
БД: По вашему мнению, малые предприниматели везде в заложниках у общей экономической ситуации?
ИИ: В какой-то отрасли больше, в какой-то меньше, но в целом – да. Малый бизнес не существует отдельно от страны и от экономики. Он более гибкий и мобильный, чем крупный, но и свои слабые стороны у него есть. Пока никаких новых идей в сфере поддержки малого предпринимательства не видно. Пилотный проект налогообложения самозанятых – это не столько поддержка бизнеса, сколько очередная попытка вывести индивидуалов из тени. Но надо понимать, о ком мы говорим. Это люди, которые имеют небольшой и зачастую непостоянный заработок: репетиторство, бытовой ремонт, услуги сферы красоты. Это не бизнесмены и не бизнес. Очевидно, что все делается для пополнения бюджета. И перспектива у этой инициативы пока более чем туманная, начиная с самого первого шага – простого выявления тех, кто занимается этой деятельностью: от нянь и репетиторов до мелких рантье, сдающих квартиры. Петербург не включен в число пилотных регионов, но есть понимание, что эта практика дойдет и до нас.
БД: И к чему готовиться?
ИИ: Полагаю, мы открываем ящик Пандоры. Возьмем базовую схему уплаты самозанятыми налога: 4% с тех, кто работает с физлицами, и 6% для оказывающих услуги юрлицам. Как вы думаете, предприятия не попробуют перевести хотя бы часть своей деятельности из отношений с наемными работниками в отношения с самозанятыми?
БД: Конечно, исключать нельзя.
ИИ: В целом, полагаю, мы получим не увеличение, а отток налоговых поступлений – тех самых средств, которые поступают в Пенсионный фонд и на страховую медицину.
БД: Что можно предложить взамен?
ИИ: У нас уже есть законодательство о патентах. Это очень удобная налоговая система. Полагаю, эту практику и дальше надо распространить на самозанятых, в том числе на рантье, сдающих жилую недвижимость.
БД: А разве сейчас нет патентов для арендодателей?
ИИ: Есть, но мало кто ими пользуется. Соответственно, систему надо совершенствовать: региональные законы о патентах пока работают неэффективно.
БД: В планах петербургских властей на наступающий год что-то определенное по этому вопросу есть?
ИИ: По патентам, скорее всего, будем обсуждать. По самозанятым мы пока сможем только наблюдать за опытом пилотных регионов. В конечном итоге, полагаю, надо обеспечить предпринимателям возможность выбора: работать по патенту или платить налог – как самозанятым.
БД: Вопрос, который в нашем городе точно касается многих. Уже давно идет спор о хостелах и мини-отелях: одни предлагают запретить, другие – как-то упорядочить… Здесь стоит ожидать подвижек?
ИИ: Конкретных планов, насколько мне известно, нет, как и ясности по этому вопросу. На мой взгляд, необходимо действовать в направлении законодательного закрепления государственной аккредитации и сертификации мини-отелей и хостелов. Надо же понимать, что если мы хотим развивать туризм, а это заявлено уже и государственным приоритетом, то нам без таких услуг не обойтись. Чем мы отличаемся от остального мира, где есть и хостелы, и мини-отели? Да, пожалуй, только тем, что не можем договориться друг с другом. Не можем обеспечить согласия между малыми отелями и жильцами домов, где они расположены. На сегодня это факт. Агрессия, присутствующая в обществе, очевидна: все друг другом недовольны и совершенно не готовы договариваться, идти на разумные компромиссы. Но в то же время такое отношение возникло не на пустом месте. Это результат колоссального расслоения и отсутствия духа справедливости в обществе.
БД: И эта взаимная враждебность, как видно из того же примера с малыми отелями и их соседями, становится экономическим фактором?
ИИ: Безусловно.
БД: Как быть?
ИИ: Я четко понимаю одно: если мы говорим о гражданах, то с ними в любых ситуациях надо разговаривать, потому что экономика – это одновременно и политика.
БД: Разговор в условиях агрессии, на которую вы указали, может быть продуктивен?
ИИ: Может, и пример тех же малых предпринимателей это подтверждает. Петербург, как мне кажется, город прогрессивный в плане малого бизнеса. Предприниматели сплоченные, умеют разговаривать и отстаивать свои интересы – это касается и торговли, и услуг, и производства. То, что в городе есть четыре с лишним тысячи законных торговых объектов, принадлежащих малым предпринимателям, то, что у нас не было «ночи длинных ковшей», как в Москве – это их достижение. Малый бизнес, судя по данным исполнительной власти, платит в городской бюджет 32 млрд руб. налогов – цифра, сопоставимая с поступлениями от крупных предприятий.
БД: И мы слышим регулярные отчеты о росте налоговых сборов.
ИИ: Доходная часть бюджета города растет, да. Но в рублях. Если же пересчитать в долларах, то мы увидим противоположную динамику: в долларовом эквиваленте бюджетные доходы из года в год снижаются. Да, мы живем в России, и считать в долларах не очень правильно, не патриотично. Но разве мы ничего не закупаем в валюте? Лекарства, медтехнику и расходные материалы, промышленное оборудование – все это во многом обеспечивается закупками за границей. В количественном плане по многим позициям нас ждет снижение. С другой стороны, мы люди русские и обязательно что-нибудь придумаем. Петербург – умный город, здесь живут и работают очень изобретательные люди. У нас хорошие перспективы в развитии науки, цифровых технологий, робототехники. Конечно, это длительные проекты, их результаты в ближайший год-два не увидишь. Но тем не менее по этому пути идти надо.
Владимир Хозиков