ОТКУДА ТЫ НАРЯДНАЯ НА ПРАЗДНИК К НАМ ПРИШЛА?
ТРАДИЦИЯ ОТМЕЧАТЬ НОВЫЙ ГОД В ЯНВАРЕ ПРИШЛА К НАМ С РЕФОРМАМИ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫМИ ПО УКАЗУ ПЕТРА I. С 1699 ГОДА ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ В РОССИИ ВЕДЕТСЯ ОТ 1 ЯНВАРЯ.
Петровское летоисчисление
«…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и мозжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветве на вороты или под храминою своею поставить». Из указа Петра I «О праздновании Нового года»
Атрибуты праздника – елки, украшения и Дед Мороз – тоже достались нам от европейских стран, а точнее – от Германии, где традиция наряжать к Рождеству вечнозеленые деревья и изображать святого Николая, дарящего подарки бедным детям, насчитывала сотни лет.
А вот история прихода этих традиций в Россию – абсолютно петербургская. В столице империи в ту пору проживало много немцев, игравших в системе управления страной и в жизни города не последнюю роль. Именно они-то и принесли к нам традицию ставить елки в домах, вешать на них украшения и конфеты, завернутые в золотую фольгу, а сверху водружать Вифлеемскую звезду. Собственно, и термины «рождественская елка» и «рождественское дерево» – кальки с немецких слов.
Обычай этот получает широкое распространение в царствование Николая I, супруга которого, Александра Федоровна (в девичестве – Фредерика Луиза Шарлотта), была немецкой принцессой. При ней начали устраивать и рождественские елки как праздники, а потом и детские елки. Новый год всегда попадал на Святки (до реформы календаря 1918 года), то есть на праздники, и большим событием в жизни Петербурга не был. До 1840-х годов в столице империи можно было увидеть елки на Рождество лишь в немецких лавках и булочных. Но уже в середине ХIХ века, с приходом моды на все немецкое, популярными становятся и ели. А сам Новый год стал рекомендованным выходным лишь с 1897 года.
Вековой спор
Кажется, совсем недавно (а уже почти 20 лет назад) человечество спорило о переходе из XX века в XXI-й. Пока одни ждали критических ошибок в работе компьютеров, другие выясняли, когда же наступит долгожданный миллениум. Не удивляйтесь, но за сто лет до этого такие дискуссии тоже имели место.
Споры об отсчете веков тогда шли в основном в Европе. Германия, например, отпраздновала приход нового столетия в 1900 году, но большинство стран все-таки отмечало приход нового века в 1901-м. А что Россия? До наших краев все европейские идеи доходили с некоторым опозданием, и спор о дате наступления нового века решился сам собой. В 1900 году новый век не отмечали, так что в итоге оказались в общем (научно подтвержденном) русле.
Как ни странно, на рубеже ХIХ и ХХ веков в преддверии Нового года многие петербуржцы отправлялись… на скачки. Ну а сам праздник, как правило, отмечали, собираясь в ресторане с семьей или друзьями. Для «высокого» общества устраивались новогодние балы.
Вот так описывалось празднование Нового года в Петербурге газетой «Новое время» (номер от 1 января 1901 года): «31 декабря… в основном мужчины всех классов и сословий со своими детьми… шутили и беседовали по поводу наступления нового века… Кто-то пил с утра шампанское, те, кто победней, покупали в расположившемся неподалеку ларьке свежее пиво. Царила праздничная атмосфера… На арене между тем проходили традиционные Новогодние бега…»
А корреспондент «Петербургского листка» описывал новогодние торжества так: «…Был на балу “В царстве роз”. Вся публика – весьма немногочисленная – качалась маятниками взад и вперед по боковым галереям… Было ли весело? Нет». Судя по этому описанию, новогодние балы уже изжили себя к началу нового века. Главным праздником на Руси было и оставалось Рождество. Карты путал также другой календарь – получалось, что все равно европейский Новый год празднуется в России в другой день.
Потерянный праздник
После Октябрьской революции была проведена реформа календаря. Казалось бы, она все должна была расставить по своим местам. Но переход на Григорианский календарь подарил нам удивительную парадоксальную дату – «Старый Новый год», а сам праздник ждала непростая судьба. Развернувшаяся в 20-е годы борьба с религией привела к потере обоих событий как «поповских пережитков»: с 1929 года празднование Рождества было запрещено, а Новый год стал обычным рабочим днем. И как-то, знаете ли, грустно стало без зимнего праздника.
Спустя шесть лет, 28 декабря 1935 года, секретарь компартии Украины Павел Постышев выступает в «Правде» со статьей, где говорит: «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!». В вышедшем назавтра постановлении ЦК ВЛКСМ рекомендовалось организовать новогодние елки – «веселые и без занудства», с песнями и самодеятельностью. И тут же по всей стране были проведены праздники для детей.
В 1936 году выходит декрет Совета народных комиссаров о публичном праздновании Нового года. Праздник вернулся, и его традиции начали возрождать заново, адаптируя основные рождественские элементы: елку с пятиконечной звездой, подарки и дедушку, их дарящего. По сути, два важных зимних праздника объединили в один. Звезда на елке потеряла свое религиозное значение, да и сама елка стала новогодней, а не рождественской. А святой Николай обернулся Дедом Морозом, по пути прихватив из пьесы А.Н. Островского и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова себе внучку. Последняя никак не была связана с Рождеством, ее появление стало оригинальным изобретением советского времени.
Вся эта история трансформации религиозных обычаев в светские, попыток вытравить религию, превращения церковного праздника в народную и семейную традицию привела, как ни странно, к весьма необычному итогу. Обществу требовался добрый праздник, и оно создало его из имеющегося набора символов и образов.
Новый год окончательно стал выходным днем лишь в 1947 году. А к 1960-м годам сложились и основные элементы празднования, в число которых плотно вошел «голубой огонек» телевизионного экрана. И даже сейчас, по прошествии более чем полувека, мы стараемся отметить Новый год так, как отмечали наши родители, бабушки и дедушки. Он остается теплым и уютным семейным праздником с уличными гуляниями и запуском фейерверков.
Всеволод Пежемский
*Цитаты из петербургских газет приводятся по статье: Саша Иванский, «С новым веком-с» // Огонек № 48 от 25.12.2000 г.