ЧАСТИЦА СВИНКИ В НАС ЗАКЛЮЧЕНА ПОДЧАС
СИМВОЛОМ НАСТУПАЮЩЕГО 2019 ГОДА ПО ВОСТОЧНОМУ КАЛЕНДАРЮ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛТАЯ ЗЕМЛЯНАЯ СВИНЬЯ. ТЕ, КТО ВЕРИТ В ГОРОСКОПЫ, УЖЕ НАВЕРНЯКА ВЫЯСНИЛИ, ЧЕГО ОТ НЕЕ ЖДАТЬ. КУЛИНАРНУЮ ТЕМУ ИЛЛЮСТРИРУЕТ ИЗВЕСТНЫЙ АНЕКДОТ ПРО ПЯТАЧКА, КОТОРОГО НАКАНУНЕ С КЕМ-ТО ВИДЕЛИ В РЕСТОРАНЕ (СПОЙЛЕР: С ГАРНИРОМ). НО ЕСТЬ АССОЦИАЦИИ И БОЛЕЕ ВОЗВЫШЕННЫЕ. КОРРЕСПОНДЕНТ «БД» РАССМОТРЕЛ СВИНЬЮ С РАЗНЫХ РАКУРСОВ.
Ракурс мистический
Начнем с того, что свиньи – животные нерядовые, с ними связано огромное количество всевозможных поверий и примет. Сперва мы заглянули в пятитомное академическое издание – этнолингвистический словарь «Славянские древности» – и обнаружили по тематике аж несколько страниц.
Первое, на что обращают внимание этнографы, это языческие представления о свинье как о нечистом животном. Видимо, именно поэтому славяне издревле ассоциировали свиней с чужаками-иноверцами. Логично выглядит и приписываемая свинье связь с нечистой силой. В старину даже бытовало поверье, что ведьмы, дабы проникнуть в хлев и навести порчу на скот, превращаются в свиней.
Позднее свинью реабилитировали, представив благословенным Богом животным. Считается, что свиньи спрятали Христа во время бегства святого семейства в Египет, а также накануне распятия. По легенде, свинья зарыла Христа в сено, и потому преследователи не нашли его, повествует этнолингвистический словарь.
До наших времен дошло представление о свинье как о символе богатства и благополучия. В русском фольклоре «свинка – золотая щетинка» – это образ солнца. Удивительно, но в мифологиях разных народов это животное тоже олицетворяет собой небесное светило. Египтяне верили, что хоть свинья и проглотила правый глаз солнечного Гора, из-за этого она стала временным носителем света, одним из божеств Египта. А у индусов одним из воплощений солнечного бога Вишну, разгонявшего демонов ночи, был вепрь, то есть дикий кабан. На вепре мчался и скандинавский солнечный бог Фрейр.
Интересно, что именно свинья на рубеже ХIХ–ХХ веков считалась самым «новогодним» животным, несущим благополучие в наступающем году, поэтому ее часто изображали на праздничных рождественских открытках. А на само торжество традиционно подавали жаркое из свинины или более экзотическое славянское блюдо – желудок свиньи, начиненный кашей.
Существовали и различные гадания с участием свиней. Например, девушки в определенный день и час ходили в свинарник попросить свинку хрюкнуть. И если животное откликалось, это означало, что девушка вскоре выйдет замуж. А вот когда ответа не было, просьбы повторялись, и их число означало количество лет, оставшихся до замужества. На святках свинью спрашивали об урожае в будущем году. Удивительно, но сонники диаметрально противоположно трактуют видение свиньи: от удачи и богатства до хлопот и неприятностей.
Ракурс поэтический
Вспомнив цитату Фаины Раневской про «сказочное свинство», мы полистали и эти культурные страницы. Оказалось, что в русских народных сказках свинья не самый популярный персонаж. В сборнике знаменитого фольклориста Александра Афанасьева, собиравшего сказки в ХIХ веке, всего два произведения, где свинья фигурирует в числе главных героев. И в обоих она, опрометчиво отправившись погулять со двора, становится жертвой волка.
Впрочем, для многих поколений наших детей уже давно стали родными свиньи и поросята, пришедшие из других стран. Например, три поросенка и Пятачок прибыли к нам из Англии.
«Первые литературные герои, которых мы всегда вспоминаем: три поросенка, Пятачок из книги Милна – причем именно в переводе Заходера, где имя героя отличается от первоисточника, и это придает ему трогательные милые черты. На самом деле имя Пятачка скорее можно перевести как Хрюня. Но все эти герои симпатичны читателю», – отмечает филолог Елена Алмазова.
Правда, когда читатели взрослеют, они сталкиваются в книгах с уже отнюдь не такими симпатичными представителями «свиного мира». К примеру, у Джорджа Оруэлла свиньи возглавляют тоталитарное государство. Кстати, в этой же зловещей роли (и наверняка с оглядкой на Оруэлла) представили свинью музыканты PinkFloyd.
А как изображали свинью столпы русской литературы? «Важная черта, которую подметил Лев Толстой: пока свинья “трудится”, она является носителем природной мудрости, образцом достойной жизни животного в крестьянском мире (“Казаки”), но если свинья только ест и спит, она сразу же деградирует, становясь примером ненасытности, чревоугодия, жадности (“Крейцерова соната”)», – рассуждает эксперт.
Целый ряд авторов использовал образ свиньи в сатирическом контексте (И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А. Булгаков). И если у Крылова свинья под дубом еще туповата, но не очень опасна, то уже у Булгакова она встает рядом с сатаной (именно на свинье летит Маргарита на бал Воланда).
В современной литературе к нам снова возвращается симпатичный зверек – в том же цикле книг Людмилы Петрушевской о поросенке Петре. «То, что эти книги породили множество фанфиков, говорит о читательском подсознательном стремлении вернуться от уродливого образа свиньи к детскому наивному восприятию милого поросенка», – заключает Елена Алмазова.
Ракурс художественный
В современном изобразительном искусстве свинья выступает в самых разных ипостасях: от тысячелетних ассоциаций никуда не деться. На декабрьской выставке, посвященной грядущему году, в галерее с символичным названием «Свиное рыло» свои полотна выставили живописцы из объединения «Колдовские художники» (самые известные его представители – Вася Ложкин и Николай Копейкин). В работах обоих мастеров образ свиньи является одним из ключевых. При этом его значение в целом вполне традиционно: обывательское свинство и материальный достаток.
«Я рисую свиней, когда я зол на что-то, например, на невежество, узкий кругозор, зашоренность, тупость», – объясняет художник Павел Лемтыбож. Одновременно он ассоциирует свинью с устойчивостью к переменам: «Что бы вокруг ни происходило, она по-любому выживет».
«Я считаю, что в русском народе, во всех нас, лежит большая тяга к анимализму, – рассуждает его коллега Николай Копейкин. – Во всех сказках и мифологии обязательно присутствуют какие-то животные, причем животные говорящие. А если они не говорят, то вообще какие-то волшебные. А введение животных в календарь сразу превратило цифры в образы. Конечно, приятно, когда в эти образы собираются близкие русскому человеку животные, и свинья, я думаю, для нас очень важна».
Художник придерживается ироничного взгляда на образ, который активно использует в своих работах. «Британские ученые доказали, что свиньи генетически схожи с людьми на 90%. И еще вопрос, кто от кого произошел», – говорит он. Николай Копейкин видит сходство в характере свиней и людей: «Резкость в отношениях и юркость, если что-то пошло не так». Наконец, не забудем и кулинарный аспект: свинью у нас любят, она быстро готовится, иронизирует мастер.
Ну а с точки зрения зарабатывания денег без свиньи вообще никуда, считает он. Как-никак, копилки чаще всего делаются в форме именно этого животного. «Речь идет не просто о набивании карманов деньгами, а об умении их сохранить. Ведь, как известно из старой пословицы, деньги, которые не были потрачены, считаются заработанными», – поясняет Николай Копейкин.
Ракурс мультяшный
Безусловным адвокатом хрюшек выступила анимация. Режиссеры будто сговорились и компенсировали поросятам вековые насмешки.
Пятачок (м/ф «Приключения Винни-Пуха»), Фунтик (м/ф «Приключения поросенка Фунтика»), кабан Пумба (м/ф «Король Лев»), братцы Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф (м/ф «Три поросенка»), Розита (м/ф «Зверопой»), свинка Пеппа (м/ф «Свинка Пеппа»), Нюша («Смешарики») – согласитесь, эти похрюкивающие звезды сияют с экранов поярче многих представителей шоу-бизнеса.
Свинский образ в анимационном кино – этакий Франкенштейн наоборот: обладатели бархатных пятачков и хвостиков-крючков наделены лучшими человеческими качествами. Добрые и чувствительные, верные и честные, наивные и любопытные, эти свинки самобытны, ни под кого не подстраиваются и остаются самими собой в любой ситуации. Они весьма деятельны и потому часто ошибаются, но верны своим идеалам и принципам, открыты к общению и всегда готовы прийти на помощь. А вот персонажи-люди, наоборот, зачастую только пакостят правильным хрюшкам.
Признанный мастер анимации, петербургский режиссер Константин Бронзит, однозначно высказался по свинскому вопросу: «Присмотритесь, ведь это же одни из самых искренних существ в мультипликации, их простота и непосредственность притягивают. Быть может, именно свины показывают всем нам пример наслаждения жизнью без оглядки на мнение окружающих».
Александр Лобановский, Анна Латонина