АРКТИКА – КЛОНДАЙК ХХI ВЕКА
ПЕТЕРБУРГ В СЕДЬМОЙ РАЗ ПРИНЯЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ». СЕГОДНЯ В ЭТОМ РЕГИОНЕ ДОБЫВАЕТСЯ 16% НЕФТИ И 39% ГАЗА РОССИИ, А ТАКЖЕ РУДА, УГОЛЬ И ДРУГИЕ ИСКОПАЕМЫЕ. ОДНИХ УГЛЕВОДОРОДОВ, ПО МНЕНИЮ УЧЕНЫХ, В АРКТИКЕ СОДЕРЖИТСЯ ДО 30% МИРОВЫХ ЗАПАСОВ. НАЙДЕТСЯ ЛИ ТАМ МЕСТО БИЗНЕСУ, ВЫЯСНЯЛ КОРРЕСПОНДЕНТ «БД».
На «разогреве» у частников
Еще 10 лет назад в Арктике отсутствовал российский бизнес – это была ледяная пустыня. Работали только предприятия в Архангельской и Мурманской областях. Сегодня в Арктике оперирует в основном крупный бизнес: «Газпром», «НОВАТЭК», «Росатом» и другие корпорации. НОВАТЭК активно развивает «Ямал СПГ», построил порт Сабетта и другие объекты инфраструктуры. «Росатом» спустил на воду плавучую АЭС и назначен оператором Северного морского пути. Ранее «Росморречфлот» отчитался, что за 2017 год арктические порты увеличили грузооборот на 49% и достигли показателя 74 млн тонн, один порт Сабетта увеличил грузооборот на 280% всего за год. Государственная задача – увеличить мощность Севморпути с 8 до 80 млн тонн за шесть лет. После появления интереса к Арктике Север оснастили новым ледокольным флотом, который будет обеспечивать безопасность морского пути.
Факты говорят об огромных вложениях на десятилетия вперед. Малому и среднему бизнесу это дает возможность получать инвестиции через поставку товаров, организацию услуг и транспортные перевозки.
Во всем мире наблюдается схожая тенденция, рассказывает Геннадий Казанин, генеральный директор Морской арктической геологоразведочной экспедиции (МАГЭ): вслед за серьезными вложениями на территорию крупных холдингов приходит малое предпринимательство. Для малого и среднего бизнеса предполагается снижение налоговых платежей примерно в два раза, к тому же пока Арктика привлекательна еще и отсутствием большого количества конкурентов.
Отхватить лакомый кусок
Ошибаются те, кто считает, что в Арктике могут работать только солидные компании, а малому бизнесу там делать нечего.
Так, по мнению Артура Чилингарова, руководителя форума и президента «Ассоциации полярников», проблемы бизнеса в Арктике должны рассматриваться в ракурсе общечеловеческих. «Представления об Арктике как об общем пироге, от которого каждому хочется съесть кусок послаще, малопродуктивны. Сначала ее нужно исследовать, для чего нужны подледные глубоководные аппараты и ледокольный флот», – полагает эксперт.
Эти территории привлекают прежде всего наличием большого количества шельфовых месторождений нефти и газа, но экологический риск разработок «тормозит аппетиты». Россия предпочитает действовать осторожно: пока начать работы решился только «Газпром», запустивший первый опытный образец – платформу «Приразломная».
Еще одно направление, развивающее бизнес в Арктике, – Северный морской путь, открытый 86 лет назад экспедицией Отто Шмидта. Тогда впервые за одну навигацию она прошла путь от порта Архангельск до Тихого океана. В 1996 году грузооборот Северного морского пути составил 1,8 млн тонн, в 2017 году – 10,6 млн тонн. По прогнозам, к 2020 году он может вырасти до 60 млн тонн, а к 2040-му – до 200 млн тонн. Министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин считает возможным довести грузооборот до 80 млн тонн к 2024 году.
Для круглогодичной навигации в Арктике необходим мощный ледокольный флот. Но Северный морской путь включает в себя не только морские порты, но и речные. «В 2019 году на Балтийском заводе Санкт-Петербурга должно завершиться строительство атомного ледокола нового поколения “Арктика” мощностью 60 МВт, который оснащен системой, позволяющей менять осадку, поэтому может ходить и по океанам, и по морям, и даже по сибирским рекам», – рассказал заместитель главного металлурга завода Сергей Курчагов.
К 2020 году на верфях Петербурга планируется построить три новых ледокола, один из которых будет иметь повышенную мощность в 110 МВт. При этом Россия остается единственной страной, обладающей атомным ледокольным флотом. В ближайшее время у нас появятся ледовые танкеры нового поколения, которые будут использовать экологически чистое и экономичное горючее – газомоторное топливо.
Первый в мире линейный ледокол «Ермак» был построен в 1899 году по проекту адмирала Макарова Степана Осиповича (1848–1904). В 1959 году был спущен на воду первый атомный ледокол «Ленин», построенный в Ленинграде.
Замороженный бизнес
Особые условия ведения бизнеса в Арктике известны даже тем, кто там никогда не бывал: суровый климат, неразвитая инфраструктура, малочисленное население. На особенности предпринимательства в арктическом регионе указал директор Центра экономики Севера Александр Пилясов: «Предприниматель здесь кочует. Кочуют оленеводы, геологи-поисковики и даже бизнес- консультанты – вслед за своими клиентами. Даже если у предпринимателя есть стационарная контора, то он все равно чувствует, что это временно, и скоро ему придется перебираться в другой поселок, где есть свежие клиенты».
При этом некоторые бизнесмены так высоко ставят монопольный статус своего дела, что считают: он окупит большие дополнительные затраты. Впрочем, способный к предпринимательству человек здесь действительно может создать монополию с нуля.
Пока же бизнес в регионе в основном ограничивался оленеводством. Прежде Арктика от него страдала не сильно, но с развитием этого направления накопился сопровождающий его мусор. И эта проблема выросла до таких размеров, что приходится ее решать на государственном уровне, рассказывает Алексей Ремизов, заместитель начальника лаборатории ООО «Газпром. ВНИИГАЗ». На сегодня есть предложение сжигать отходы с помощью плавучих атомных реакторов, создаваемых в Северодвинске и в Петербурге. Чем мог бы помочь малый бизнес? Например, организацией вывоза мусора из отдаленных поселков. Приспособить еду, лекарства и одежду для арктических условий – вот задача, которой занимаются предприниматели.
«Сберечь Арктику возможно только при сохраненных хвойных лесах, граничащих с ней на юге, – уверен эколог Аркадий Нарожный. – Посадить лес нельзя, он восстанавливается только сам при определенных условиях. Это наличие ядра коренного нетронутого леса площадью от 36 кв. км, окруженного полосой вторичного леса (затронутого антропогенным фактором с шириной полосы до 60 км). Эта полоса не должна разрываться автотрассами и тому подобным. Далее необходима полоса лесопарковой зоны – чем шире, тем лучше. Восстановления леса ждать придется десятки и сотни лет, и если эти условия не соблюдать, то он погибнет. Это азы экологии, которые необходимо учитывать каждому бизнесмену. Их незнание грозит бедами всему человечеству».
Запасайся кто может
Изучив специфику предпринимательства в Арктике, Александр Пилясов предложил еще одну меру поддержки бизнеса – сдерживание тарифов арендной платы за складские помещения. Это актуально, поскольку в Арктике выживать и вести дела можно только при наличии необходимых запасов. А время, когда эти запасы можно сделать, крайне ограничено короткой навигацией и непродолжительным летом – запасаться же приходится минимум на год вперед. «Для северных предпринимателей нет лучшей поддержки от власти, как помощь со складскими помещениями», – уверен эксперт. А глава Архангельской области Игорь Орлов считает одной из главных задач создание локальных систем обогрева.
Среди бизнес-разработок форума был представлен спасательный плот-робот, способный за короткое время в радиусе одной мили найти терпящего бедствие, добраться до него и автоматически надуться. В северных широтах дорога каждая минута, поскольку, попав в воду, человек быстро переохлаждается. Запустить такого робот можно и с воздуха: с самолета или вертолета.
Также были продемонстрированы четырехъядерные портативные компьютеры, работающие при температуре до -50°С, созданные на базе отечественного процессора.
А Петербургский экономический университет представил онлайн-базу патентованных изобретений для Арктики для популяризации их среди предпринимателей.
Копилка идей
И малый, и большой бизнес в Арктике выиграют, инвестируя в науку, говорят эксперты. При этом большой бизнес может выступить заказчиком научных исследований, а малому легче скооперироваться с изобретателем либо предложить свое решение.
За последние 10 лет было создано и модернизировано около 1 190 арктических предприятий, и бизнесу есть на чем заработать:
* Северный морской путь нуждается в морских и речных кораблях, как военных, так и гражданских. Строятся ледоколы, научные и военные суда, мощные буксиры.
* В Арктике находится самая крупная в Европе алмазоносная станция. В 1980 году в Архангельской области было обнаружено коренное месторождение алмазов, идет разработка Ломоносовского месторождения с шестью алмазными трубками. Добывают алмазы двух видов: прозрачные и цветные, востребованные ювелирами. Вес самого крупного из найденных камней – 50,1 карат.
* На Севере – например, на Ямале – нуждаются в профессиональных строительных и дорожных компаниях, в соответствующих специалистах. Развитие полуострова будет происходить еще не один десяток лет.
* Идет разработка и добыча угля, рудных месторождений (в основном на арктических островах), есть ряд еще не освоенных нефтегазовых месторождений.
* Арктика всегда привлекала туристов, есть несколько востребованных направлений.
* Продолжится строительство крупных портов и центров инфраструктуры, куда может войти частный капитал.
ВТБ – cохраняя будущее
Вопросы экологии – неотъемлемая часть арктической повестки. В рамках форума представители бизнеса и власти традиционно обсуждают тему сохранения экосистемы полярной территории. Официальным партнером мероприятия выступил банк ВТБ, важной частью корпоративной философии которого является бережное отношение к природе. Банк принимает участие в экологических проектах по борьбе с загрязнением Арктики с 2012 года.
Представитель ВТБ рассказал о проектах, направленных на сокращение отрицательного воздействия на природную среду Арктической зоны. Сегодня они реализуются по двум направлениям: повышение экологической эффективности административно-хозяйственного комплекса и поддержка природоохранных проектов и инициатив. Все они охватывают как технологические, так и культурно-просветительские программы.
Уже сегодня банк и его компании участвуют в проектах по сокращению выбросов сажи в Арктическом регионе (посредством внедрения «зеленых» энергетических установок), управлению захоронением опасных отходов, сокращению выбросов сажи и метана в шельфовой зоне России. Помимо этого, Группа ВТБ при реализации проектов Арктического совета содействуют внедрению наилучших доступных технологий на предприятиях и территориях, а также координирует экологические программы на всей протяженности
миграционных путей птиц над Арктической зоной России. Сохранение биоразнообразия полярных территорий, управление опасными отходами и противодействие изменению климата – три основных направления деятельности Группы ВТБ в Арктике.
Углубление научного сотрудничества между компаниями, осваивающими шельф и арктические месторождения, ради соблюдения высоких экологических стандартов – именно в этом ВТБ видит ключ к сохранению природы и реальную возможность ликвидации ущерба арктической территории, накопленного за последние годы. «Будущее российской Арктики и далее будет зависеть от качества и глубины взаимодействия государства, финансовых институтов, бизнеса и научного сообщества. Уже сегодня банк вовлекает в природоохранительную деятельность своих клиентов, а также участвует в законотворческих проектах в области экологии. Помимо этого, мы участвуем в развитии рынка “зеленых” финансовых инструментов и повышении экологической культуры в России», – отметил старший вице-президент ВТБ Александр Гоголев.
ВТБ непрерывно расширяет свое сотрудничество с органами государственной власти, различными институтами, некоммерческими и другими заинтересованными организациями. Помимо проектов по борьбе с загрязнением Арктики, ВТБ в настоящее время уделяет много внимания совместной работе с Фондом дикой природы (WWF) в рамках большого
проекта по сохранению популяции диких кошачьих в России.
Наш банк занимает социально ответственную позицию и в том числе пристально наблюдает за экологической ситуацией в Арктике, сопровождая проекты по сохранению природных богатств территории. Мы уверены, что наравне с динамичным освоением полярного региона бизнес должен вкладывать ресурсы в сохранение экосистемы этого сурового края. Совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Северной экологической финансовой корпорацией (НЕФКО) мы участвуем в
реализации проектов, от которых напрямую зависит жизнь каждого живого существа на нашей планете», – подчеркнул Александр Гоголев, старший вице-президент ВТБ.
Кристина Рудич