ИНВЕСТОРАМ ДОБАВЯТ ПОДДЕРЖКИ
ПЕТЕРБУРГ СОХРАНЯЕТ СТАТУС ОДНОГО ИЗ САМЫХ ИНВЕСТИЦИОННО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ: ПО ДАННЫМ ЦЕНТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК, ДОЛЯ ГОРОДА В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ СОСТАВЛЯЕТ 13,5%.
ПЕТЕРБУРГ ЗАНИМАЕТ ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОМ РЕЙТИНГЕ СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА. ОДНАКО, ЧТОБЫ ДЕРЖАТЬ ВЫСОКИЙ ТЕМП И НЕ ОТСТАВАТЬ ОТ КРУПНЕЙШИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ, ГОРОДУ ПРИДЕТСЯ ИСКАТЬ НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С БИЗНЕСОМ. О ТОМ, С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ
СТАЛКИВАЕТСЯ КАПИТАЛ НА ПУТИ В СЕВЕРНУЮ СТОЛИЦУ И КАКИХ ДЕЙСТВИЙ ОН ЖДЕТ ОТ НОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ, ЭКСПЕРТЫ РАССУЖДАЛИ НА III ЕЖЕГОДНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ФОРУМЕ, СОСТОЯВШЕМСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ.
Равнение на капитал
Согласно статистике, 30% инвестиций в экономику страны формируют пять несырьевых российских регионов, и Северная столица входит в их число. В городе функционирует комплексная система предоставления льгот и преференций инвесторам: в 2017 году бизнесмены получили около 26 млрд руб., включая прямые расходы казны и недополученные доходы.
Однако, как подчеркнул врио губернатора Александр Беглов, в условиях меняющейся конъюнктуры вся система работы с инвесторами требует перезагрузки. Представители частных компаний нередко сталкиваются с нерасторопностью государственной машины и непредсказуемыми изменениями налогового законодательства, а ведь комфортные условия ведения бизнеса определяются в том числе уровнем издержек. А их главный источник – взаимодействие с естественными монополиями и контрольно-надзорными органами.
Для запуска нового цикла инвестиций правительство Петербурга намерено не только совершенствовать существующие процедуры, с которыми сталкивается бизнес, но и менять структуру органов власти. «Недопустимо, когда на получение в аренду земельного участка уходит до 10 месяцев, а иногда и несколько лет», – заметил Александр Беглов.
Недавние поправки в Налоговый кодекс, отменяющие право субъектов устанавливать пониженные ставки налога на прибыль, побуждают администрацию к поиску новых путей привлечения капитала. Чиновники заявляют о готовности искать возможность использования иных форм преференций, включая инвестиционные налоговые вычеты и региональные инвестиционные проекты, а также снижать издержки на ведение бизнеса.
«Комфортная среда тесно связана и с развитием городской инфраструктуры. Многочасовое стояние в пробках, ввод в эксплуатацию жилья без детских садов, школ, поликлиник и больниц негативно сказывается на жителях и “убивает” инвестиционный климат», – подчеркнул Александр Беглов.
Деньги к деньгам
Даже несмотря на обозначенные проблемы, статистика демонстрирует веру инвесторов в потенциал Петербурга и готовность вкладывать средства в экономику города. Благодаря близости региона к скандинавским соседям, у Петербурга сложились особые отношения с европейскими партнерами. Как отметил генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф, в 2017 году иностранные компании проинвестировали 238 российских проектов – это рекордный показатель. При этом Петербург и Ленинградская область занимают второе место в РФ по количеству проектов с прямыми иностранными инвестициями. Как отметил Шауфф, европейские партнеры готовы и дальше вкладывать средства в экономику региона и убеждены в том, что Петербург имеет большой потенциал.
Один из самых перспективных видов сотрудничества власти и бизнеса – проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). Общий объем инвестиций в проекты ГЧП в России на начало 2018 года составил примерно 2,7 трлн руб., причем 1,8 трлн руб. было получено от частных инвесторов. За последние годы Северная столица стала флагманом в этой сфере среди регионов. По итогам 2017 года в городе было заключено 23 проекта ГЧП с общим объемом инвестиций 450 млрд руб.
Между тем в целом по стране объем инвестиций, законтрактованных в действующих ГЧП-соглашениях, составляет всего 3% от размера экономики, в то время как в развитых странах этот объем может достигать 10–18% ВВП. А значит, потенциал российских регионов в сфере государственно-частного партнерства еще до конца не реализован.
Наиболее интересны для частного капитала такие сферы, как строительство, крупные инфраструктурные проекты и ЖКХ. По словам замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрея Чибиса, настоящим драйвером роста экономики города и новой точкой опоры для инвесторов также может стать проект «Умный город», разработанный минстроем. Он базируется на пяти ключевых принципах: ориентации на человека, технологичности городской инфраструктуры, повышении качества управления городскими ресурсами, комфортной и безопасной среде, экономической эффективности.
По словам чиновника, представленные в проекте разработки могут произвести революцию в городском хозяйстве, сравнимую с переходом от пейджера к смартфону. Ранее в минстрое сообщали, что предварительная цель проекта – к 2024 году оборудовать системами онлайн передачи данных более 70% индивидуальных приборов учета и запустить цифровые каналы взаимодействия с органами местной власти во всех муниципалитетах страны с населением более тысячи человек.
В Петербурге проектный офис «Умный город» был создан весной 2017 года. В городе уже работает аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», развиваются IT-сервисы в сферах транспорта, ЖКХ, благоустройства и здравоохранения. Добавим, что в международном рейтинге умных городов SmartCitiesIndex от EasyPark за 2017 год Петербург занимает 88-е место из 100 (для сравнения: Москва – на 77-м месте).
По мнению экспертов, новые проекты ГЧП можно развивать на базе IT-сервисов. Во всех регионах России, включая Петербург, необходимо создать цифровой генплан, оцифровать региональное и федеральное имущество и частный сектор. Это не только откроет новые возможности для инвестиций, но и поможет государству работать более эффективно. Так, например, сервис заключения сделок по аренде недвижимости в режиме онлайн оптимизирует процесс сбора налогов.
Одним из крупных российских инвесторов в область IT Петербурга уже стала компания «ЭР-Телеком Холдинг». По словам ее президента Андрея Кузяева, с 2010 года компания инвестировала в экономику Северной столицы более 200 млрд руб. 20% корпоративного сектора в Петербурге используют интернет, предоставляемый компанией. В ближайшие пять лет инвестор планирует удвоить масштаб бизнеса и направить еще 200 млн долларов в экономику города.
«Цифровизация городского хозяйства имеет не только экономический, но и социальный эффект. Она повышает комфорт и безопасность жителей. Решения в этой сфере меняют жизнь всего населения», – считает Андрей Кузяев.
Еще одна привлекательная для инвесторов отрасль экономики – недвижимость и строительство инфраструктурных объектов. Как уточнил генеральный директор группы ЛСР Максим Соколов, строительство – прямой мультипликатор как минимум 5–6 отраслей экономики. Напомним, что Группа ЛСР участвует в строительстве новой городской трамвайной сети в Красногвардейском районе Петербурга. Проект планируется завершить в августе 2019 года. В результате будет открыто трамвайное движение по Ириновскому проспекту и Рябовскому шоссе до железнодорожной станции «Ржевка», а также по улице Потапова.
«Реализация таких масштабных объектов требует новых подходов в области проектного управления и формирования новых проектных команд», – отметил Максим Соколов. По его словам, уровень инвестиционной активности в городе достаточно высок, но власти и бизнесу нужно приложить еще больше усилий для реализации прорывных проектов.
Услышать друг друга
Точкой приложения усилий для новой администрации города может стать разработка новой стратегии работы с инвесторами. Эксперты сходятся во мнении, что прежние меры господдержки со временем теряют эффективность. Благодаря комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденному правительством, уже известно, к каким объектам будет приковано основное внимание инвесторов. Вопрос в том, удастся ли государству обеспечить достаточно комфортные условия для инвестиций, будь то проекты ГЧП, инфраструктурная ипотека или проектное финансирование.
По словам управляющего директора, замруководителя управления финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитал» Андрея Киселева, в последние годы взгляды концедента на распределение ролей в проектах существенно изменились. Государство постепенно ужесточает требования к бизнес-партнерам. Но если бесконечно «закручивать гайки», поиск средств для крупных проектов может превратиться в большую проблему.
По мнению финансиста, государство должно брать на себя определенные риски при реализации совместных проектов: например, риски спроса, базовых ставок или затрат на эксплуатацию объектов. «Если переложить все проектные риски на инвесторов, можно оказаться в ситуации, когда инвестор не сможет заработать и даже просто потеряет деньги. В этом не заинтересована ни одна сторона», – пояснил эксперт.
Один из самых больных вопросов для города и инвесторов – поддержка механизма минимальной гарантии доходности (МГД) в концессионных проектах. Он предполагает, что частный инвестор предоставляет населению платные услуги, а государство осуществляет платежи концессионеру в случае, если его доход оказывается меньше, чем указано в договоре. Отметим, что МГД применялся при реализации таких крупных проектов в Петербурге, как строительство Западного скоростного диаметра и трамвайной линии «Чижик» в Красногвардейском районе. Напомним, что в ноябре на совещании о строительстве Восточного скоростного диаметра (ВСД) в Смольном был поднят вопрос о том, что использование МГД может быть нецелесообразным.
Участники форума сошлись во мнении, что инвесторы заинтересованы в сохранении принципа МГД, да и городские власти пока не могут полностью отказаться от этого механизма. По словам заместителя председателя комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Евгения Васильева, коммерческая выручка может покрыть инвестиционные и операционные расходы концессионера, но только в некоторых случаях. Например, без МГД в городе реализуется проект «Аэроэкспресса» в Пулково: на строительство скоростного ж/д сообщения с аэропортом город выделяет капитальный грант в размере 10 млрд руб. В других проектах, включая строительство трамвайных линий, по словам чиновника, коммерческой выручки для покрытия расходов концессионера не хватит, а значит, говорить об отказе от МГД пока не приходится.
Если переложить все риски по проекту на инвестора, у него могут возникнуть проблемы с привлечением заемных средств, поскольку он должен будет предоставить обеспечение проекта, поясняет исполнительный директор управления инфраструктурного и транспортного финансирования Сбербанка Анна Багинская. В такой ситуации коммерческий интерес крупных инфраструктурных проектов для инвесторов становится сомнительным. «Сейчас федеральных игроков, которые готовы вкладываться в проекты, очень мало. Если они еще будут брать на свой баланс риск инфраструктурных проектов, который достигает тридцатилетнего срока, то маловероятно, что они доживут до рассвета инфраструктурного рынка», – считает она.
От того, готовы ли городские власти прислушаться к инвесторам, зависит будущее многих инвестпроектов Петербурга. Городу придется найти компромисс между экономией бюджета и решением важных инфраструктурных задач. Один из новых инструментов, находящихся в разработке правительства, – облигационное финансирование. В Петербурге готовятся к выпуску облигаций и рассчитывают применить этот инструмент в ближайшем будущем. А пока чиновники и инвесторы продолжают искать способы оптимизировать существующие механизмы совместной работы.
МАРИЯ КОВАЦЕНКО