ЭХ, ПРОКАЧУ!
ВО МНОГОМ БЛАГОДАРЯ НАЛИЧИЮ БОЛЬШОГО ЧИСЛА ТЕАТРОВ И КИНОСТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ», В ГОРОДЕ НА НЕВЕ СЛОЖИЛАСЬ РАЗВИТАЯ СИСТЕМА ПРОКАТА КОСТЮМОВ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ. КТО И КАК ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ИХ АРЕНДЕ, ВЫЯСНЯЛ КОРРЕСПОНДЕНТ «БД».
Во многом благодаря наличию большого числа театров и киностудии «Ленфильм» в городе на Неве сложилась развитая система проката костюмов на все случаи жизни. И если вдруг компания решит провести новогодний корпоратив в стиле Чикаго 1930-х годов, можете не сомневаться: найдется все! Но для достижения такого результата организаторам костюмного бизнеса приходится изрядно постараться. Кто и как зарабатывает на «вещевом рынке», выяснял корреспондент «Бизнес Дневника».
Посчитаем всех
Много ли в Северной столице агентств по прокату костюмов? «Никогда таким вопросом не озадачивались, – честно признались в АНО «Творческая мастерская Елены Русановой “Исторический и театральный костюм”». – Но уверены, что компаний, так или иначе связанных с прокатом костюмов, в Петербурге насчитывается несколько десятков».
И верно: статистика выдает данные примерно о 50 петербургских предприятиях, связанных с такого рода бизнесом. Сразу стоит оговориться: в этот перечень входят как те, кто способен предложить оригинальный костюм практически любой тематики, так и небольшие предприятия, специализирующиеся на определенной области. Например, на «костюмах» ростовых кукол: на Новый год вы запросто можете появиться на корпоративе в виде Губки Боба.
Основные же игроки на этом рынке – предприятия с крупными коллекциями исторического костюма, способные одеть сразу роту клиентов. В их числе – сама киностудия «Ленфильм», имеющая богатейшую коллекцию сценических костюмов, и Kapussta художника по костюмам, лауреата кинопремий «Ника» и «Золотой Орел» Натальи Замахиной. В их арсенале – до 9 тысяч изделий, большая часть которых выполнена вручную по индивидуальному эскизу с использованием аутентичных материалов и тканей.
«Да, у нас тоже можно взять напрокат костюм Деда Мороза и Снегурочки, – говорит Наталья Замахина. – Но это делается разве что для ассортимента. Основная наша тема – предоставление большого количества костюмов корпоративным клиентам, включая кинопроизводителей и коммерческие компании».
В Петербурге действует и масса специализированных предприятий, сдающих в аренду только определенные виды костюмов. В их распоряжении находится гораздо меньше изделий – не более 1–2 тысяч. В частности, это компании по прокату свадебных и вечерних нарядов, костюмов для занятий разными танцами (в т. ч. для детей и подростков) и фестивалей косплея.
Сколько стоит удовольствие
В прокат сдают как весь наряд, так и по частям. Аренда небольших вещиц (шляпка с вуалью, галстук-бабочка, мужской котелок) стоит 200–300 руб. в сутки, а комплекты одежды «уходят» за сумму от 500 руб.
«По телефону или иным способом клиент выясняет, есть ли у нас нужный костюм, а затем приезжает на примерку, – пояснили в агентстве «КостюмерИкс». – Если его все устраивает, оплачивается аренда на требуемое время (не менее суток) и вносится залоговая стоимость. По истечении срока изделие возвращается в полной сохранности в обмен на залог».
Размер залога разнится, стартуя от 1,5–2,5 тысяч руб. за простенький костюм. Политика агентств здесь не единообразна: одни берут фиксированную сумму за любой имеющийся у них костюм, а вот сдающие в прокат дорогие исторические наряды, к примеру, в качестве залога предпочитают троекратную или пятикратную стоимость аренды. Если учесть, что в распоряжении последних находятся фактически антикварные наряды (например, вышитые золотом камзолы), сутки аренды порой оцениваются в несколько десятков тысяч руб.
На старт!
Готов ли кто браться за этот вид бизнеса? «Только если у вас уже имеется достаточный ассортимент костюмов разных размеров», – советуют в «Творческой мастерской Елены Русановой». Достаточный, по мнению эксперта, это хотя бы штук 500.
Дело в том, что собрания костюмов появляются не на пустом месте и формируются годами. У одних игроков рынка это итог их активного участия в кино- или театральной жизни, у других – результат организации праздников и фестивалей, у третьих – дополнение к основной деятельности в виде брачного или танцевального бизнеса. Сразу купить оптом коллекцию костюмов для нового предприятия и сложно, и дорого. Впрочем, если речь идет об узкой специализации, которая не предполагает использование сложных исторических костюмов, самые ходовые модели могут быть сшиты на заказ.
Специалисты уверены: только подготовка собрания костюмов требует вложений от 1,5–2 млн руб., а сумма затрат с учетом аренды помещения, «коммуналки», фонда оплаты труда и т.д. потянет на все 3 млн. «При определенных условиях прокат костюмов может быть экономически успешным видом бизнеса, – считает глава компании Kapussta Наталья Замахина. – Но рассчитывать на большие прибыли не приходится: как ни удивительно, но наш бизнес зависит даже от цены на нефть».
Аренда костюма – услуга далеко не первой необходимости, а значит, прибыль здесь связана с общим благосостоянием общества. Костюм берут в прокат тогда, когда он позарез необходим или есть «лишние» деньги, считают эксперты. Игроки рынка сходятся на том, что сейчас не лучшее время для старта в костюмном бизнесе, поскольку рынок давно поделен, спрос на услугу ограничен, а «входной билет» стоит дорого.
Барыши на допуслугах
Специалисты уверены, что победит тот, кто сможет предложить широкий комплекс услуг, удовлетворяющий разные потребительские запросы.
«Ленфильм», к примеру, обладает не только широким выбором костюмов и аксессуаров, которые собирали на студии в течение многих десятилетий. При желании здесь организуют фото- или видеосессию с использованием дополнительного реквизита и даже игрового транспорта: на время съемки клиента могут полностью «погрузить» в ту или иную эпоху.
По пути расширения услуг идут и другие крупные петербургские компании по прокату костюмов, предоставляя не только большой выбор готовых изделий, но и возможность заказать необходимую вещь. «Если нужного вам костюма у нас не оказалось, мы можем сшить его в кратчайшие сроки в индивидуальном порядке», – подтвердили такую готовность в «Творческой мастерской Елены Русановой». А в целях дополнения образа с заказчиком поработают гримеры и стилисты – за отдельную плату, разумеется.
МНЕНИЯ:
Наталья Замахина, глава компании Kapussta:
– Спрос на услуги проката костюмов сильно зависит от платежеспособности потенциальных клиентов: если у людей и предприятий не хватает денег, они с легкостью отказываются от этого сервиса в пользу более прагматичных трат. Поэтому, не имея большой базы костюмов и известности на рынке, очень трудно рассчитывать на регулярный спрос и, соответственно, получение какой-либо прибыли.
Анастасия Романова, владелец костюмерной мастерской COLORSOUL:
– Сейчас заказчикам костюмов все больше хочется смысла, красивого визуального ряда, и поэтому спрос наблюдается в направлении стилизованных фотосессий. Например, с использованием исторических образов в их современном прочтении. Именно в этом направлении и есть резон развиваться, не только предлагая клиентам разноплановые услуги, но и обучая людей создавать красивый имидж.
Наталья Кириллова, руководитель «Костюмерной на Фонтанке»:
– Важно не только предложить клиенту требуемый костюм, но и сделать так, чтобы ему в нем было удобно. Подчас придется подгонять одежду по размеру и фигуре или шить новую с учетом пожеланий заказчика. Важно иметь большой выбор аксессуаров (сумочек, шляп, украшений, париков, масок и т.д.), а также содержать штат профессиональных костюмеров, которые помогут с выбором одежды, соответствующей случаю.
Владимир Сергачев